Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Экономика
22 августа 2008 года

Александр Уляшев: "Единица стоит рядом с нулем"

Вы заметили, что в коми деревнях часто встречаются самобытные философы, размышляющие, как сделать так, чтобы на селе жилось хорошо? Как правило, их не понимают, смеются, называют чудаками, а то и просто крутят пальцем у виска. Но такие люди не дают своим односельчанам погрязнуть в болоте обыденности, на них, как раньше говорили, мир держится. Таким вот сельским фантазером слывет заведующий клубом и руководитель спортивной секции в Бадьельске Усть-Куломского района Александр Уляшев. Между прочим, в 1999 году он стал одним из первых выпускников Президентской программы подготовки управленческих кадров.

 

– Александр Игоревич, трудно жить, когда все идеи преобразования жизни односельчане воспринимают в штыки?

 

– Просто не могу я смириться с тем, что вокруг происходит, как деградирует деревенский мужик. Я ведь родом из села Помоздино, в свое время окончил Пермский пединститут по специальности «физкультура и ОБЖ». Затем работал в лесном поселке Диасерья, потом перебрался в Бадьельск, где четыре года трудился в СПК «Помоздинский» главным инженером. Идеи переустройства сельской жизни созревали у меня давно, а вот научных знаний не хватало. Восемь лет занимался подготовкой собственной программы развития агропрома. Несколько раз брался за реализацию. Но без поддержки со стороны власти и бизнеса мне не потянуть.

 

– Но ведь государство впервые предложило конкретный проект «Развитие АПК»...

 

– А как он реализуется на деле? Вроде бы СМИ много рассказывают об этом, показывают по телевидению успешную реализацию на местах, но особого энтузиазма на селе не видно. Полумеры не дадут желаемого результата. Вот, к примеру, почему люди не берут кредиты? Вроде бы и процент маленький на реальные деньги, и отсрочка есть. Но крестьяне боятся начинать с нуля. За много лет исчезла коммерческая, крестьянская инициатива.  Сельчан пугает, что с открытием своего дела навалится масса бумаг, бухгалтерской отчетности для контролирующих органов, начнется различного рода переписка по поводу компенсаций и дотаций. Кроме того, людям не хватает знаний в области новых технологий, без которых невозможно создать эффективное производство.

 

Не стоит забывать, что сегодня крестьяне разобщены, а в одиночку тяжело провести даже обычную механизированную заготовку сена, не говоря уже о продвижении товаров и вообще о торговле. Вот и получается, что из-за отсутствия перспектив люди уходят в город, обрекая себя на прозябание в абсолютно чуждых им условиях.

 

Убежден, что камнем преткновения является и отсутствие средств под залог для получения кредита, причем серьезного по объему средств. Ведь если уж брать кредит, то на создание готового производства «под ключ». Без этого от разорения спасет или чудо, или героизм.

 

В общем, сельчане не чувствуют за спиной силы, которая их защитит и поддержит, подскажет и направит.

 

– Логично было бы эти причины устранить. Как это сделать?

 

– На мой взгляд, необходимо создать союз крестьянских и личных подсобных хозяйств в виде финансово-промышленной группы. Каждый крестьянин будет юридически и финансово самостоятельной единицей, но в то же время включен в сеть предприятий, связанных между собой общим планом производственной деятельности, общим информационно-аналитическим, маркетинговым, кредитно-финансовым обеспечением, общим торговым предприятием.

 

Каждое крестьянское хозяйство становится равным среди равных в доступе к информации о новых технологиях, о рыночных механизмах. Разделение труда в сфере производства позволит максимально эффективно развивать хозяйственную деятельность – в складчину строить фермы, покупать технику и оборудование. Это будет некое добровольное объединение настоящих трудяг, заинтересованных в получении прибыли. Кооперация будет являться основой союза, а это залог соблюдения принципа «социальной солидарности», которого так сейчас не хватает в нашем обществе.

 

– Эти идеи не новы...

 

– Безусловно. Принципы кооперации и организации кооперативов крестьянских хозяйств придуманы и обоснованы русским ученым Александром Чаяновым в начале 20-х годов прошлого века. В период нэпа был небольшой «золотой период» кооперативов, артелей, ТОЗов – товариществ по обработке земли. Это Чаянов придумал слово «колхоз», которое означало «коллектив хозяйств по совместной обработке земли». Но кооперация с ее духом артельности была самым главным внутренним врагом и конкурентом коммунистического строя, поэтому Чаянов как классовый враг был изобличен и расстрелян. Его труды были запрещены в печати. А в период коллективизации появились другие «колхозы» – «коллективные хозяйства». Тогда из крестьянина-хозяина сделали «винтик» в механизме обобществленного хозяйства. Крестьянин был лишен собственности на средства производства и землю, фактически ограблен и порабощен. И в нашей республике был в свое время создан Союз крестьянских (фермерских) хозяйств. Но он так и остался формальным объединением – дел лично я не вижу. Их и не будет, потому что плотность крестьянских хозяйств в нашей республике очень мала.

 

– То есть вы считаете, что задача государства – восстановить справедливость по отношению к крестьянству?

 

– Да, хотя бы в плане обеспечения стартовым капиталом в виде залога для получения кредита. В некоторых регионах России уже созданы для этих целей фонды, например в Мордовии. И эта республика является лидером по темпам реализации национального проекта. Такой залоговый фонд обеспечит равный доступ к кредитам, равные возможности для развития крестьянских хозяйств. По личному опыту знаю, что дефицит оборотных средств может погубить любое благое дело. В конце 90-х годов вместе с товарищами – ветеранами войн в Афганистане и Чечне – стали заниматься лесопилением. Но из-за отсутствия средств на развитие наше предприятие так и не смогло встать на ноги. Поэтому так важно решить вопрос по залоговому фонду – как можно скорее!

 

Помимо всего прочего, «Россельхозбанку» и Союзу крестьянских хозяйств необходимо будет ввести практику совместной разработки бизнес-планов для каждого хозяйства и общий план ведения производства нескольких хозяйств с целью создать эффективные предприятия и обезопасить себя от финансовых проблем с возвратом кредитов. Образование залогового фонда для получения кредитов и помощь при оформлении различных документов со стороны администраций районов создаст все предпосылки для деловой активности в сельских районах.

 

– Как вы считаете, можно реализовать эту идею, к примеру, в Усть-Куломском районе?

 

– Многие мне уже говорили, что все это нереально. Но если ничего не делать, ничего и не будет. Время требует энергичных действий. Необходимо завоевывать рынки сбыта. Надо работать, потому что «рынок слезам не верит».

 

В ситуации реальной угрозы высвобождения большого количества рабочих рук в лесозаготовительных предприятиях из-за внедрения скандинавской технологии заготовки древесины просто необходимо создавать сельскохозяйственные предприятия вокруг Усть-Кулома, Мыелдино, Усть-Нема, Помоздино, сел Руч, Воч, Пожег. Целесообразно выработать общий бизнес-план для населенного пункта или нескольких близлежащих деревень.

 

Например, пять крестьянских хозяйств откармливают на мясо крупный рогатый скот. По нац-проекту приобрели по одному трактору МТЗ-82 и по 10 голов маточного стада. Логично из этих пяти тракторов создать механизированное звено по заготовке кормов. Тогда они смогли бы заготовить сена еще для 5-7 таких же хозяйств, но не имеющих тракторов. Это уже фактически МТС. Совместно 10-12 хозяйств могут приобрести полный комплект сельхозорудий.

 

Наш регион отличается от других тем, что существует сезонность работ в сельских и лесных отраслях. Лесники не могут эффективно работать в летний период, а в сельском производстве в зимнее время высвобождаются людские и технические ресурсы. Необходимо два этих «минуса» превратить в один маленький «плюс». Для этого нужна техника двойного назначения. Такую технику в Финляндии широко применяют. К примеру, те же пять хозяйств с тракторами МТЗ создают механизированную бригаду для лесозаготовки. При этом один трактор с навесным процессором для трелевки и раскряжевки хлыстов на сортименты на волоке, два трактора с манипулятором на прицепе для перевозки сортиментов и сена в тюках, еще один трактор с трелевочным оборудованием для подготовки волоков. Пятый трактор обслуживает 10-12 ферм – подвозка кормов, расчистка дорог.

 

В зимнее время на фермах также высвобождаются рабочие руки, которые могут работать в лесопильном цехе. В итоге получаем круглогодичный замкнутый цикл. Так как весь комплекс основан на паях, поэтому каждый пайщик получает свою часть прибыли. Но это уже будет не зарплата, а именно прибыль.

 

– А что еще конкретно можете предложить сельчанам, чтобы облегчить труд агрария?

 

– Я считаю, что необходима республиканская программа перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо – природный и генераторный газ. Его использование позволит снизить эксплуатационные затраты на проведение агротехнических работ.

 

В лесных районах заменой природному газу является генерация биогаза из древесных отходов пиролизным способом. Сейчас к этим технологиям большой интерес за рубежом. Созданы промышленные образцы мини-теплоэнергоцентрали (ТЭЦ), которые вырабатывают электроэнергию и тепло из древесных отходов. Собственное лесопильное производство может обеспечить автономность в выработке электроэнергии, тепла и газогенераторного топлива. Лесопиление, кроме товарной продукции, дает отходы в виде опилок, горбыля и т.д. На каждую тысячу кубометров доски образуется 700 тонн древесных отходов. После переработки в газогенераторе образуется 1100 кубометров биогаза, эквивалентного примерно 35-40 тоннам бензина А-80. А он необходим не только как горючее для тракторов, автомашин или электростанций, но и для теплогенераторов для сушки сена в дождливое лето, картофеля, обогрева теплиц и сушки досок для повышения качества продукции. КПД перевода составляет 70%. Себестоимость кВт/ч электроэнергии, по оценкам специалистов, порядка 40 копеек. Расчетная окупаемость мини-ТЭЦ – 2-3 года. К тому же решается проблема утилизации отходов и создаются дополнительные рабочие места.

 

Поэтому было бы большой ошибкой поддерживать предложение о компенсации затрат на ГСМ для сельхозпроизводителей. Это не только подхлестнет и так уже запредельные цены, но и будет расхолаживать сельхозработников. Мне кажется, что эффективнее было бы направлять бюджетные деньги на технологическое перевооружение для обеспечения автономности в энергообеспечении.

 

В тридцатых годах эта идея была осуществлена, были созданы тракторы, автомобили с газогенераторами. Я еще успел пообщаться с теми трактористами, которые работали на таких машинах. По их мнению, у этой технологии была одна очень большая и принципиальная ошибка. Она заключалась в том, что каждая единица техники обеспечивалась газогенератором. Поэтому водитель, тракторист становился еще и кочегаром. Возникала проблема с дровами в пути, в самый неподходящий момент топливо выгорало, и приходилось по новой разжигать газогенератор, загружать бункер дровами. А вот если бы эти газогенераторы находились около делянок или лесопилок, и, как на АЗС, можно было бы заправить баллоны газом, то, может, до сих пор бы они работали.

 

– Вы ратуете за развитие небольших хозяйств. Но на республиканском уровне все чаще приходится слышать, что будущее сельского хозяйства за крупными предприятиями...

 

– Есть крупные, очень успешные хозяйства в пригородах Сыктывкара и Ухты. Там применяются новые технологии, наблюдается высокая производительность и эффективность производства. На этих предприятиях высокие зарплаты и другие стимулы для рабочих. Эти сельхозпроизводители как флагманы. Пусть они развиваются и процветают. Но их по пальцам можно пересчитать. В очень многих селах или вообще не осталось никакого производства, или они деградировали до уровня 60-х годов.

 

Что им остается? Ждать, когда придет добрый дядя и организует производство? Или когда местный фермер «вырастет» до крупного производителя, чтобы к нему наниматься в сезонные работники, а попросту в «батраки»?

 

А ведь на Русском Севере и в Коми в частности традиционно не было ни кулачества, ни батрачества. Были бедняки, были и богатые крестьяне, но все зависело от количества вложенного труда. Поэтому необходимо дать шанс каждому сельскому жителю, поддержать его и подсказать. Нужно возрождать крестьянство, хозяев, а не наемных работников. В деревне, в сельском производстве нужен хозяин – трактора, коровы, хранилища, поля. Хозяин результата труда. У сибирских коми есть поговорка: «Oтикыд абуыслы паныд». Это переводится как «Единица стоит рядом с нулем». Такая вот математика получается.

 

Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.

 

Фото автора. 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №151 (3825) - 21 августа 2008 года

Антимонопольщики намерены доказать факты картельного сговора / на рынке авиационного топлива в Коми

Малышам не хватает мест, а воспитателям - зарплаты / Сыктывкарские детсады готовятся к новому учебному году

 №150 (3824) - 19 августа 2008 года

Предприятия помогут попавшим в беду

Товары из республики закупают 75 стран

"Зеленые ясли" европейского уровня / ОАО "Монди СЛПК" внедряет новую технологию лесовосстановления

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 152 (3826)
22 августа 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»