Домашний Очаг |
22 августа 2008 года |
Ребенок и насилие
Проблема эта существовала в каждой исторической эпохе. В настоящее время жестокое обращение и насилие в отношении кого-либо запрещено, но, несмотря на это, проблема по-прежнему существует. В различных формах и проявлениях оно есть во всех без исключения странах, независимо от их общественного и государственного строя. В 2006 году в Республике Коми выявлено 1050 фактов жестокого обращения в отношении несовершеннолетних (в 2005 году – 852 факта), в том числе в семье – 206 фактов (2005 год – 423), в образовательных учреждениях и на их территориях – 159 фактов (2005 год – 128), в общественном месте – 402 факта (2005 год – 301). Анализ возрастных характеристик показал, что чаще подвергаются насилию и жестокому обращению несовершеннолетние в возрасте 14-18 лет. Реакция ребенка на насилие часто ведет к посттравматическому стрессу, основными симптомами которого являются болезненное «проживание» травмирующей ситуации, состояние повышенной тревожности, отчужденность, стремление к изоляции, регресс в поведении (ребенок теряет ранее полученные навыки), изменение самовосприятия, самообвинение, ощущение полного отличия от других, систематически возникающий гнев, суицидальные помыслы. Детей – жертв насилия отличают следующие особенности: Наличие страхов. Их может быть много, часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей. Нарушение сна. Ребенок долго не может заснуть, часто просыпается, плачет, ему снятся кошмарные сны. Нарушение эмоционального баланса. У ребенка наблюдается пониженное настроение, состояние тревожности, у детей старшего возраста могут появляться мысли о самоубийстве. Низкий уровень самооценки. Изменение восприятия себя характеризуется чувством беспомощности, ощущением вины, комплексом неполноценности. Нарушение доверия к окружающим людям. У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин. Неконтролируемое отношение к принятию пищи. Ребенок может отказываться от пищи (анорексия) либо переедает (булимия). Отрицательное отношение к своему телу, склонность к деструктивному поведению. Ребенок занимается самоистязанием, причиняя себе вред, даже физическую боль, тем самым как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой травмирующей ситуации. Он считает себя плохим («я плохой, я не достоин жить, я во всем виноват»), сам себя наказывает. Нарушение игровой деятельности. В играх ребенка много повторяющихся компонентов, он часто вновь и вновь возвращается к проигранным ситуациям, событиям, сюжетам. Следует отметить, что разные формы насилия вызывают специфические эмоциональные и поведенческие реакции у детей. Пострадавшие от физического насилия испытывают, с одной стороны, тревогу в общении со взрослыми, с другой – дефицит ситуативно-личностного общения, тягу ко взрослым и стремление привлечь к себе их внимание, иногда даже посредством негативных поступков. Детям трудно контролировать свое поведение. Испытав физическую агрессию на себе, они могут еще долгое время «выплескивать» ее. Мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, девочки могут направлять агрессию на себя. У многих детей, переживших сексуальное насилие, возникает особое отношение к своему телу: у одних это может, например, выражаться в потребности обнажаться, у других – спрятать (нежелание переодеваться в присутствии других, стремление одеваться так, чтобы одежда сильно закрывала тело и др.). Дети проявляют элементы откровенно сексуализированного поведения: нередко занимаются мастурбацией, обнажают интимные части тела, могут имитировать половой акт, любят говорить на сексуальные темы. Им кажется, что они непохожи на своих сверстников, так как с теми не происходило ничего подобного, и страдают от этого. Пострадавшие винят себя в случившемся: если бы они были хорошими, вели себя по-другому, с ними бы этого не произошло. У детей может проявиться такая экстремальная форма адаптации, как диссоциация, когда ребенок мысленно отделяет себя от своего тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального безразличия к миру. Такое состояние может появляться у ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то обидел его или что-то напомнило ему о травмирующем событии. |