Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
4 июля 2008 года

Роман Бенгерский: "За талант можно простить многое"

Двумя значимыми событиями было отмечено нынешнее лето для Союза художников республики. Это республиканская выставка, посвященная 65-летию союза, которая по сей день экспонируется в стенах Национальной галереи РК, и возвращение Дома художников тем, кому он и должен принадлежать по праву: мастерам холста и кисти. История с «дверной войной» – так в свое время окрестили журналисты ситуацию вокруг Дома художников – закончилась. Пять лет бумажной волокиты, судов, ощущения чудовищной несправедливости заметно прибавили седины шевелюре председателя СХ республики Роману Бендерскому.
Кажется, и сегодня, когда все уже позади, он еще не до конца верит в победу, слишком высока была ее цена.

– Роман Симхович, начнем с республиканской выставки. Более сорока участников, такой огромный вернисаж... Известно, что на днях состоялся выставком, отобравший работы, которые будут экспонироваться на региональной выставке «Российский Север». Так кем же будет представлена наша республика?

– На региональную выставку, которая пройдет в сентябре в Великом Новгороде, отобрано 25 работ живописных, семь скульптурных, семь графики и порядка 50 декоративно-прикладного искусства. Имена авторов вам хорошо известны: Геннадий Дмитриев, Роман Бендерский, Вадим Кононов, Станислав Торлопов, Анатолий Копотин, Владимир Рохин, Владимир Осипов, Майя Волкова, Василий Попов, Артем Чичкарев, Наталья Селиверстова, Анжела Разманова...

– В этом списке совсем немного имен молодых художников...

– А с молодыми у нас проблема... К сожалению, сегодня в живописи молодых художников, и это замечено многими мастерами, наметилась тенденция... репортажности, что ли. Много поверхностности, легкомыслия, непродуманности. Посмотрите холст того же Геннадия Дмитриева «Утро Родины». В нем – страдание, философия, тихая боль, нежность. Целый космос! А последние работы Анатолия Копотина – «Ветераны Великой Отечественной» и «Встреча»? Все живое, теплое, все дышит. Кстати, молодой автор Анжела Разманова – это очень интересный, думающий художник, со своим мировоззрением, своей эстетикой...

– Поставим вопрос по-другому. Вас лично что-нибудь удивило на этой выставке?

– Конечно. По-хорошему удивил известный график из Ухты – Вячеслав Кислов, представивший пять замечательных скульптурных работ, которые также будут экспонироваться в Великом Новгороде. Интересно выставились керамисты – выпускники СГУ. Вообще я мечтаю открыть отделение керамики в нашем Доме художников. Думаю, что это очень перспективно и возможности не ограничены. Представьте, в республике будет производиться художественная керамика...

– Несколько лет назад история вокруг Дома художников бурно обсуждалась в прессе, потом о ней как-то подзабыли. Напомним читателю, что же произошло с домом по ул.Домны Каликовой?

– Как говорится, нет повести печальнее на свете... По какому-то чудовищному недомыслию этот дом, принадлежащий Российскому союзу художников и с момента его постройки, то есть с 1972 года, сдаваемый нашему союзу, оказался в руках «компетентного специалиста» – это формулировка Москвы – директора ООО «Творческие мастерские» Екатерины Крашениненой. Затем за спинами художников, то есть всех членов Союза художников республики, Екатерина Орестовна с ведома Анатолия Копотина, тогда председателя СХ, перерегистрировала все имущество союза на вновь созданную ею организацию – «Республиканский художественный выставочный центр». То есть вся производственная база Союза художников: скульптурная, столярная плоторная мастерские, литейный цех, все компьютеры и единственное авто – на законных основаниях были у нас отобраны. СХ республики был полностью обескровлен, остался без крыши и средств существования, «капающих» с аренды мастерских. Эти средства шли на уставную работу союза: оплату командировок, организацию выставок. Мы пробовали судиться, выиграли суд первой инстанции, но арбитражный – в Кирове – проиграли из-за отсутствия одной бумаги.

За эти годы Дом художников превратился в центр бытовых услуг, все было сдано в аренду фирмам, не имеющим отношения к творчеству. Тем не менее на счет Союза художников не поступило ни копейки, в связи с чем счет был попросту заблокирован. С этим связана целая история: Глава РК из резервного фонда выделяет Национальной галерее более миллиона рублей для покупки работ художников. И тут я узнаю, что счет заблокирован, а все это происходит во второй половине дня 31 декабря. Буквально на коленях я умоляю сотрудницу банка разблокировать счет. К счастью, Лариса Николаевна, так зовут эту добрую женщину, пошла мне навстречу, все закончилось хорошо.

Месяц назад, слава богу, договор, заключенный между госпожой Крашениненой и Союзом художников России, истек, и вновь – теперь уже на десять лет – заключен договор аренды с Союзом художников республики. А после предыдущей домоправительницы остался огромный долг за коммунальные услуги, который исчисляется сотнями тысяч рублей, и здание, требующее ремонта. По условиям договора с Москвой Крашенинена должна была делать хотя бы «косметику», но увы... Эксперты-строители, которых мы пригласили для оценки состояния дома и цены ремонта, насчитали сумму в шесть миллионов рублей.

– Значит, теперь в Союзе художников жизнь наладится?

– Во всяком случае, мы возлагаем на это большие надежды. Оживится выставочная деятельность, в Доме художников будут работать фирмы, производство которых хоть каким-то образом связано с творческими процессами, будь то изготовление рекламной продукции или составление цветочных букетов... Мы готовы разработать целый проект и отдать его на согласование правительству республики.

– Альма-матер многих художников Сыктывкара, пусть и не членов союза, всем известная «Слободка», или, как ее ласково называют живописцы, «деревяшка», расположенная в центре города, по всей видимости, в ближайшем будущем будет снесена. Вы готовы оказать помощь коллегам по цеху, которые останутся без крова?

– Ну конечно! Причем тут член союза ты или нет... В «деревяшке» работают мои друзья, замечательные художники-оформители, такие как Николай Муравьев, Володя Рожин, да и многие другие хорошие люди. В этом доме многие начинали, и даже жили – я, например. А еще и воевали!

– То есть?

– В начале девяностых «Слободку» хотели отнять кооператоры, но мы ее отстояли, всем «художественным» миром встали на защиту. А вообще этот дом – часть истории Сыктывкара, хорошее, светлое место. Здесь когда-то были мастерские Тани Васильевой, Юрия Филипповского, Гены Дмитриева... И товарищам своим, которые сейчас там работают, союз, конечно же, постарается помочь.

– В прошлом году в мире художников назревал переполох, связанный с тем, что администрация города хотела увеличить арендную плату за мастерские. К счастью, этого не произошло, городские власти пошли вам навстречу, понятно ведь, что художники в большинстве народ не шибко богатый, платить огромные суммы им не под силу. Но в 131 федеральном законе о местном самоуправлении есть статья, где говорится о том, что все муниципальное нежилое имущество город вправе выставлять на торги. Значит, в том числе и мастерские художников?

– Совсем недавно я вернулся с пленума председателей отделений Союза художников России, который проходил на академической даче в Вышнем Волочке. На этом большом собрании обсуждалась подготовка к съезду художников, который пройдет в феврале 2009 года, но самой главной темой были как раз-таки творческие мастерские. У художников два выхода: выйти на городской совет, с тем чтобы он составил перечень нежилых помещений, которые не подлежат продаже, после чего мастерским может быть придан статус социальных объектов, или в Комитет по управлению гос-имуществом, чтобы он взял мастерские под свое крыло. Понятно, что выкупать такие площади никто из художников не сможет, да и ни к чему это. Мастерские должны передаваться другим поколениям – это будет справедливо.

– В интернете сейчас можно найти целые виртуальные галереи художников, которые объединяются по каким-то определенным принципам: технике, жанру, теме, это не важно. Есть свои сайты и у многих объединений мастеров кисти из других регионов. А как же мы, помимо зональных выставок, продвигаем нашу живописную «продукцию»?

– У нас есть замечательный художник-график Владимир Осипов. Ему все в жизни интересно, сегодня, например, он осваивает живопись, занимается компьютерной графикой. Он предложил создать сайт Союза художников Коми. Может быть, не всех, а тех, кто объединен общими духовными ценностями... Так что, надеюсь, что и в виртуальном пространстве мы тоже будем известны.

– А вообще-то как мы смотримся на общем фоне? Ведь для того и проводятся региональные выставки, чтобы художники могли посмотреть и оценить и себя, и соседей?

– У республики в этом плане всегда была очень высокая планка, уж это точно, причем и в живописи, и в скульптуре.

– Роман Симхович, вы не часто радуете своих поклонников персональными выставками.
В следующем году у вас юбилей. Планируете что-нибудь?

– А я и не поклонник частых выставок. Не понимаю, когда персональные выставки художники проводят чуть ли не раз в полгода... Я считаю, что писать и ваять нужно душой... И всегда – работать. К сожалению, на виду масса печальных примеров, когда человеку дается талант от бога, но он не трудится, и талант хиреет. Репин говорил: только пять процентов божьего дара, остальное – труд. Леность и пьянство – беда творческих людей. Горько смотреть, как спиваются, перестают работать очень талантливые люди, у которых и душа, и голова, и руки золотые...Впрочем, за талант
я могу простить человеку очень многое, даже если он попросту негодяй.

К юбилею же я планирую нечто необычное...

– Поделитесь секретом?

– Моим духовным учителем по скульптуре был и остается Вадим Сидур. Это крупнейший российский художник и скульптор, которого в 70-е годы западные журналисты называли «советский Генри Мур». Его работы и по форме, и по содержанию резко контрастировали с канонами социалистического реализма, за что он подвергался жестоким притеснениям со стороны советских властей. И при этом он писал совершенно удивительные стихи, в которых и мысли, и душа, и какое-то особое зрение. Вот, например, первое, что вспомнилось:

Мы невежественны и ленивы:

жнем, но не сеем,

растений названий не знаем.

Только вот восклицать умеем:

О боже, как тут красиво!

Почему я заговорил о стихах? Я хочу перевести стихи Вадима Сидура в скульптурную форму, и чтобы это – читалось.

– Притесняемый гонениями Сидур тем не менее обладал стойким, мужественным характером. На вашу бедную председательскую голову с самого начала свалилась масса проблем, с которыми вы мужественно начали разбираться. У вас тоже бойцовский характер?

– Да вы что! Я и по духу, и по сути никакой не организатор. Просто было огромное желание вытащить союз из болота, в которое он попал. Первый год, честное слово, мне просто хотелось уйти из жизни, так все казалось мрачно и беспросветно. Но потом мало-помалу начал втягиваться, осваиваться, ознакомился с юриспруденцией...

– Насколько мне известно, новый директор Дома художников – Антон Ермолин? Понятно, что не однофамилец...

– Да, с внуком Рема Николаевича Ермолина у меня сложились очень хорошие, доверительные отношения, это замечательный молодой человек. И очень деловой. В свое время в Дом художников много сил вложил сам Рем Ермолин, тащил в него каждую былинку, строил. Теперь, надеюсь, это достойное дело в надежных руках.

Марина ЩЕРБИНИНА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 125 (3799)
4 июля 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»