Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
19 мая 2012 года

Тайна Бориса Бессонова

/ Подсказкой к биографии автора двух книг о Коми крае послужила знаменитая картина "Охотники на привале"


В.Перов. Портрет В.В.Бессонова.

Б.Бессонов. "Уральский ландшафт".

В.Перов. "Охотники на привале".

В начале ХХ века, в 1907-1908 годах, вологодский губернатор Алексей Николаевич Хвостов совершил два дальних, достаточно длительных и трудных путешествия по Коми краю. По результатам экспедиций, целью которых стала разведка ухтинской нефти и будущих водных путей на Сибирь, были опубликованы две книги, не потерявшие актуальности и исторического интереса до наших дней. Автором обоих фолиантов со множеством великолепных фотографий был Борис Васильевич Бессонов. Кем, откуда был этот человек, великолепно владеющий словом, имевший богатые познания в разных сферах, обладавший художественным, образным взглядом на окружающий мир? До сих пор эти вопросы оставались без ответа.

Экспедиции в Коми край, возглавляемые вологодским губернатором Хвостовым, были не единственными, в которых принимал участие Б.Бессонов. Служивший в начале ХХ века в губернском присутствии чиновник в 1909 году совершил очередное путешествие. На этот раз по Северному Уралу. По результатам поездки Бессонов опубликовал две работы, в которых аргументировал возможность соединения бассейнов Оби и Печоры через долину реки Илыч.

М.Зубов оставил описание начала этой экспедиции, стартовавшей 1 июня 1910 года из Вологды.

«Вечером выехала из Вологды снаряженная губернским земством небольшая экспедиция к Уралу для исследования на местах возможности осуществить разработанный инженером Мочульским проект соединения великим водным путем Петербурга и Архангельска с Семипалатинском и другими сибирскими городами. В состав экспедиции входили: единогласно избранный ее председателем начальник Управления земледелия и государственных имуществ Иван Михайлович Шемигонов, инспектор судоходства инженер Александр Абрамович Акимов, секретарь и фотограф экспедиции Борис Васильевич Бессонов, заведующий хозяйственной частью Константин Павлович Иванов, три или четыре председателя уездных съездов, несколько земских начальников и двое губернских гласных из крестьян восточных уездов... Вместе с членами экспедиции в тот же вечер на пароходе «Николай» уезжали из Вологды служащие по переселенческому делу генерал Чарушин, г.Диго и г.Яковлев. Последние двое ехали только до Котласа, а Чарушин до Усть-Сысольска. На проводы экспедиции собралось на пароходе довольно большое общество. Кроме губернатора Алексея Николаевича Хвостова с его семейством, тут было много родных и знакомых отъезжающих лиц. Тут же на реке, на одном из ближайших пароходов гремел оркестр. На палубе «Николая», переполненной публикою, шли оживленные беседы, а ближайшая часть берега и Красный мост по всей его длине пестрели толпами народа. Словом, Вологда провожала экспедицию не только с большой торжественностью, но и с видимым сочувствием и пожеланиями возможных успехов».

Надо отметить, что во всех экспедициях, в которых участвовал Бессонов, рядом с ним находился И.М.Шемигонов, ставший одним из организаторов Вологодского крае-ведческого музея. Их совместные геологические коллекции, привезенные из поездок по северу, легли в основу коллекционного и выставочного фондов музея.

В августе 1910 года вологодский губернатор А.Н.Хвостов получил новое назначение и переехал в Нижний Новгород. Известно, что следом за своим «патроном» туда последовали и некоторые из вологодских чиновников. Был ли среди них и Б.Бессонов? Этот вопрос оставался без ответа. В Вологде же после 1910 года Бессонов никак себя больше не проявил.

Трудно сказать, удалось бы когда-нибудь «нащупать» его след, не будь всемогущего информационного ресурса, каким сейчас является интернет. После того как я «набил» интересующую меня фамилию, в поисковых системах сразу же появились материалы о русском художнике-пейзажисте Борисе Васильевиче Бессонове. Поначалу возникло предположение, что это полный тезка вологодского путешественника, несколько раз посетившего Коми край. Но при более подробном изучении биографии художника выяснилось, что, возможно, именно он и является автором двух уникальных книг о нашем крае.

Что удалось узнать о русском художнике Б.В.Бессонове? К сожалению, о его жизни в России информации крайне мало. Известно, что он родился в Москве, учился в Московском университете. Одновременно посещал занятия в училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были А.К.Саврасов и В.Г.Перов. Однако с художественной стези начинающий живописец вскоре сошел. В 1880 году Бессонов становится чиновником министерства земледелия, служит в Нижегородской губернии, много ездит по стране. Позднее оседает в Москве, где предается любимому с юности занятию, пишет в основном пейзажи.

Революция и гражданская вой-на, как и многих соотечественников, заставляют Б.Бессонова навсегда покинуть Россию. В 1922 году он находится в Константинополе, откуда попадает на остров Лемнос, позже перебирается во Францию. Живет в Париже, где много выставляется, часто организуя совместные вернисажи с русским художником М.Гермашевым. Контракт, заключенный с галеристом Л.Жераром, позволял брать заказы из Лондона и даже из Южной Америки. Излюбленным мотивом позднего творчества Бессонова стал русский зимний пейзаж, а также изображение заброшенных дворянских парков и усадеб. Художник ушел из жизни 26 ноября 1934 года и был похоронен в Париже. Многие его работы сегодня хранятся в художественных музеях Франции и Англии.

Художника не оставили равнодушными и французские пейзажи. Вот как, к примеру, описывает одно из его полотен эмигрантского периода «Фонтан в Версале» И.Данилевич. «Занесенный золотыми листьями парк, холодный мрамор статуй, затихший фонтан, лишь суетливые сороки бродят по тропинкам. Где это? Может быть, подмосковная усадьба, может быть, Таврический сад, а может – имение где-нибудь в Шотландии...»

Стоит упомянуть, что одна из работ Б.Бессонова «Зимний вид Москвы» попала в собрание антиквариата знаменитой российской четы М.Ростроповича – Г.Вишневской. Но даже С.Есаян, помогавший супругам в поисках раритетов по всему миру и составлявший полный каталог их сокровищ, не смог собрать подробные сведения о художнике Бессонове.

Между тем работы Бориса Бессонова в последнее время все чаще появляются на антикварном рынке. Но где бы они ни выставлялись – в Англии, Швеции, Франции, их всегда сопровождает крайне скудная информация. Невелика по рыночным меркам и их цена: например, в 2002 году на аукционе Sotheby’s «Королевская башня» из версальской серии Бессонова была продана за 14 тысяч фунтов стерлингов.

Из интернета же удалось узнать, что книги, написанные Б.Бессоновым после экспедиций по северу, в том числе и по Коми краю, не единственные. В 1914 году переселенческим управлением были изданы три тома «Азиатская Россия», на страницах которых опубликована и работа Бориса Васильевича о создании Амурского казачьего войска, его административном устройстве, землепользовании казаков. В 1915 году выходила книга Бессонова «Русские переселенцы в Северной Персии», а в 1917 году – «Северные провинции Персии».

На этом, наверное, можно было бы поставить точку. Вернее, многоточие, так как подробная история жизни и деятельности Б.В.Бессонова еще ждет своего исследователя. Однако невозможно не поделиться еще одним открытием, последовавшим в ходе предпринятого поиска.

Как уже упоминалось, Борис Бессонов в свое время учился живописи у знаменитого русского художника В.Г.Перова, служившего с 1871 года профессором в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время Перов примыкал к товариществу художников-передвижников. На первой передвижной выставке наибольший успех достался его работе «Охотники на привале», сегодня известной едва ли не каждому россиянину.

Три героя картины – три московских охотника, можно сказать, стали классическими живописными персонажами. Но немногие знают, что все изображенные люди имели реальных прототипов – друзей автора картины.

Так, рассказчик на полотне наделен чертами московского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова. Квартира Кувшинниковых в Малом Трехсвятительском переулке была местом встреч столичных интеллектуалов, здесь бывали Чехов, Левитан, Репин... Охотник, и тоже врач, Николай Михайлович Нагорнов на картине Перова с восторженной миной слушает рассказчика. А третий герой картины – врач Василий Владимирович Бессонов, в чьем облике по замыслу художника сквозит скепсис по поводу безудержных фантазий одного из товарищей. Смею предположить, что Василий Владимирович был отцом путешествовавшего по Коми краю Бориса Бессонова.

С В.В.Бессонова Перов написал и отдельный портрет, который экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с полотном «Охотники на привале». Отдельно он выставлялся в 1869 году в Академии художеств, В.Г.Перов получил за него первую премию от Московского общества любителей искусства.

Выявленные сведения позволяют предположить, что талант живописца Б.В.Бессонова вырос не на пустом месте. И хотя долгие годы он был вынужден нести чиновничью службу, с детства взлелеянная страсть всегда жила в нем. Внимательное прочтение двух его книг по следам экспедиций по Коми краю позволяют говорить о нем как человеке, с лихвой наделенном кругозором, эрудицией, наблюдательностью. Некоторые описанные им картины природы несут печать художественного восприятия, живописной завершенности. Но чтобы окончательно поставить все точки над «i» – утверждать, был ли путешественник Б.В.Бессонов и художником, требуются и другие неопровержимые факты.

Владимир СИЛИН,

доктор географических наук.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №93 (4730) - 19 мая 2012 года

Сохраним историю вместе / Пополнять фонды Прилузского районного музея помогают местные жители

География для любознательных

Имена солдат - на бумажных звездах

Военная фуражка из открыток

Обществу изучения Коми края - 90 лет

"Нимпас" собирает единомышленников

Знаменательные Даты

Не пропавшие без вести. Продолжение следует

Последний поклон / Эта публикация ветерана Великой Отечественной войны Александра Ивановича Щанова - своеобразная эпитафия малой родине и самому автору

Маленькая жертва большой войны / Самая горькая потеря семьи Шаповаловых - семилетняя Люсенька

На фронт - из печорских лагерей / Уникальный фонд Кожвинского райвоенкомата ждет исследователей

"И моя деревня должна принадлежать истории..." / Архивист из Прилузья Анастасия Сидорова изучает и пропагандирует самобытность родных мест

Документ без комментариев

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 93 (4730)
19 мая 2012 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»