Домашний Очаг |
13 июня 2008 года |
Агрессивный ребенок
Продолжаем разговор о весьма актуальной в наши дни проблеме агрессивного поведения детей. Психологами установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12-13 лет и 14-15 лет. У девочек также наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. Проявление различных форм агрессии подростков обусловлено как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно – они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии. В возрасте 12-13 лет как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета, которая может проявляться как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм, обычаев. В возрасте 14-15 лет у мальчиков доминируют негативизм и вербальная агрессия, а у девочек – вербальная агрессия. Следует отметить также, что независимо от возраста у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек. Уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой подростка. Наибольшая вероятность проявления высокой вербальной агрессии характерна именно для подростков с высокой самооценкой своих лидерских способностей, высоко оценивающих свою физическую привлекательность и телесное совершенство. Если самооценка не находит опоры во внешнем социальном пространстве и оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения преимущественно ниже его самооценки, то эта ситуация может провоцировать проявление агрессии. Одной из форм агрессивного поведения подростков является аутоагрессивное поведение, т. е. деструктивное, саморазрушающее поведение. Аутоагрессия связана с неспособностью социальной адаптации личности, с неуспешностью межличностного взаимодействия в микросоциуме. Наличие аутоагрессии связано с особенностями восприятия других людей. Чем выше уровень аутоагрессии подростка, тем более негативными являются представления об оценке другими его личности. Как фиксированная форма поведения агрессивность закрепляется тогда, когда ребенок не ощущает со стороны взрослых ни нежности, ни любви и мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе внимание. Однократные попытки агрессивного поведения встречаются у многих детей, главное, чтобы попытка не превратилась в закономерность. Как правило, для взрослых не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности, но в спорных случаях можно воспользоваться следующими критериями детской агрессивности (по М.Алворду и П. Бейкеру): Ребенок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается с взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей, взрослых), которые нередко раздражают его. Об агрессивности ребенка можно говорить, если в течение 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков. Каковы причины появления агрессии у детей? «Это способ выражения своего гнева, протеста, унижения, обиды, боли, страха, которые возникают при неудовлетворенности потребности ребенка в любви и нужности другому человеку». Гиппенрейтер, 1998. Виды агрессии: – физическая – вербальная (выражение негативных чувств в словесной форме); – прямая – косвенная (направленная на другое лицо); – затяжная (прямая реакция на ситуацию); – спонтанная (самопроизвольная агрессия); – конструктивная (защита себя и других); – деструктивная (насилие, жестокость); – гетероагрессия (направленная на других); – аутоагрессия (направленная на себя); – активная – пассивная. Агрессия есть активная форма выражения негативных эмоций (гнева, злости, ярости), которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Причины возникновения агрессивного поведения могут быть различны: * Одной из первых причин является боль, которая запускает в действие механизмы гнева. * Психическое и физическое ограничения, лишающие ребенка свободы действий. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является слово «нельзя». * Неправильные и несправедливые действия и поступки окружающих. * Препятствие в достижении цели. Вмешательство в какую-либо деятельность ребенка будет воспринято как препятствие и вызовет гневную реакцию. * Ситуативные эмоциональные состояния. Ребенок находится в конкретной ситуации (подавленности, разочарования, отвращения и т.д.), которая становится раздражающей. В целом агрессия ребенка вызвана попытками контролировать ситуацию, самоутвердиться, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения. Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы. Работая с агрессивными детьми, психологи выделяют три важнейшие характерологические особенности подобных детей: 1) имеют высокий уровень личностной тревожности; 2) имеют неадекватную самооценку, чаще низкую; 3) чувствуют себя отверженными. В любом случае проявления агрессии со стороны ребенка взрослые никогда не должны забывать, что перед ними именно ребенок, а не уже сформировавшийся человек. Поэтому вести себя с такими детьми надо максимально аккуратно: их психика настолько подвижна, что даже одно необдуманное слово взрослого может остаться в их памяти на всю жизнь! |