Из первых уст |
20 мая 2008 года |
Владимир Сквозников: "В Коми произошел демографический взрыв"
Не так давно в действие вступил закон об официальном статистическом учете и системе государственной статистики. Он законодательно закрепил полномочия органов государственной статистики. Принята очередная, третья по счету, федеральная целевая программа развития государственной статистики. Следует ли ожидать в связи с этим каких-то изменений в работе органов государственной статистики? Насколько сегодня статистические данные реально позволяют оценить сложившуюся социально-экономическую ситуацию в республике? Успевает ли статистика измерять в цифрах новые явления, новые тенденции? На эти и другие вопросы корреспонденту «Республики» ответил руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми Владимир Сквозников. – Принципиально в работе Комистата мало что изменилось. Мы, как и раньше, занимаемся подготовкой публикаций о социально-экономическом, демографическом и экологическом положении республики. Для этого приходится оперировать большим количеством разных статистических показателей. Но самым главным критерием развития экономики региона, наиболее важным индикатором экономических процессов, безусловно, является валовой региональный продукт (ВРП). Совсем недавно мы завершили расчет ВРП за 2006 год. Он составил 212 миллиардов рублей, или 216,3 тысячи рублей в расчете на душу населения, – это самый высокий уровень по Северо-Западу и один из самых высоких по стране. По сравнению с предыдущим годом валовой региональный продукт вырос в реальном выражении на 8,6 процента. Таких высоких темпов роста у нас уже давно не было. Однако в 2007 году этот рост несколько замедлился, об этом свидетельствует снижение индекса выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в основном из-за спада в угледобывающем производстве. Но на динамике денежных доходов населения это никак не отразилось, их рост сохранился и в 2007 году. Ценность показателя ВРП в том, что он комплексно характеризует экономику региона. Но у него есть существенный недостаток – поздние сроки разработки. Поэтому в текущем году мы переходим на использование специального программного комплекса, который позволит автоматизировать процесс анализа и контроля задействованных в расчете данных. Резервы по сокращению сроков есть, и они, несомненно, будут использованы. Информация полезна тогда, когда она своевременна и хорошего качества. – Сегодня рост цен на потребительском рынке затрагивает практически все слои населения. Как менялся индекс потребительских цен в республике в последнее время? – Если в целом по стране цены на потребительском рынке в декабре 2007 года выросли по сравнению с декабрем 2006 года на 11,9 процента, то в нашей республике – на 12,3 процента. Среди основных факторов – рост цен на продукты питания, характерный для мировых рынков. Ситуация усугубляется тем, что на долю продуктов питания в нашей потребительской корзине приходится 40 процентов. И в первую очередь рост цен бьет по кошелькам малообеспеченных граждан. Конечно, инфляция внесла свои коррективы в нашу жизнь, но в целом реальные доходы людей в республике выросли за прошлый год на 8,4 процента, пенсии – на 16,8 процента. Положение осложняется тем, что сами мы мало производим и сильно зависим от сторонних поставщиков продуктов питания, которые диктуют свои условия. Нами усилен контроль за процессом регистрации цен и тарифов. Существенную помощь в этом деле оказывают работники торговли. Ведь из всего имеющегося ассортимента товаров регистратор должен отобрать конкретные товары с конкретными потребительскими свойствами. Самостоятельно сделать это нашему регистратору порой бывает очень сложно, особенно когда вопрос касается лекарственной продукции. – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» ввел понятия «микропредприятие» и «среднее предприятие». Много ли таковых в республике? – По закону на малом предприятии работает не более ста человек. По нашим оценкам, на малых предприятиях занято 18 процентов всей среднесписочной численности работников. Малое предприятие с числом работающих до 15 человек будет уже микропредприятием. Так вот сегодня в республике 11,8 тысячи малых, в том числе 9,7 тысячи микропредприятий. Получается, что восемь из десяти малых предприятий – это микропредприятия. В данную категорию закон переводит половину действующих организаций республики. На них приходится восемь процентов всего оборота организаций, семь процентов розничного товарооборота, шесть процентов общей численности работников. В целом доля их в производстве промышленной продукции невелика, а вот в общественном питании и оказании услуг населению вклад их значителен. Кроме того, микропредприятия оказывают существенное влияние на экономику отдельных городов и районов. Это касается производства мебели в Печоре, швейных изделий – в Усинске, мяса и колбасных изделий – в Сосногорске и Усть-Цилемском районе, цельномолочной продукции – в Сысольском и Троицко-Печорском районах, хлеба и хлебобулочных изделий – в Сыктывдинском районе. Те предприятия, на которых работают более ста, но не более 250 человек, по закону отнесены к категории средних. Таких у нас в республике немногим более сотни. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся также индивидуальные предприниматели. Их более 22 тысяч. Из них было опрошено две тысячи. Большинство из них сообщили, что на предприятиях работает не более пяти человек. Из тех, кто дал сведения о своей выручке от реализации продукции, 30% получили ее за год в размере свыше одного миллиона рублей. Кстати, в этом году мы приступили к реализации утвержденного правительством России нового порядка проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. – По официальным статистическим данным стали оценивать работу глав регионов. Так ли это? – Да, органы государственной статистики формируют информацию по более 80 различным показателям, которая затем используется для оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: насколько эффективно они расходуют бюджетные средства, как меняется качество жизни в регионе, каков уровень его социально-экономического развития. В целом в последние годы для нашей экономики характерна позитивная динамика развития. Если в целом по России объемы инвестиций в основной капитал в 2007 году выросли, то в республике, наоборот, они снизились, однако по объему инвестиций на душу населения республика все же превосходила среднероссийский показатель в 1,4 раза. Более высокими темпами, чем в целом по стране, росли в Коми добыча нефти, нефтепереработка, выработка бумаги и картона. Отстаем пока в строительстве жилья. Поступления в бюджеты всех уровней налогов и других обязательных платежей, включая единый социальный налог, в расчете на одного жителя республики в полтора-два раза превысили среднероссийский уровень. По уровню оплаты труда Коми занимала в 2007 году второе место в СЗФО и двенадцатое – среди 85 регионов России. Снизилась преступность, но уровень ее все еще оставался выше среднероссийского. Аналогична ситуация по зарегистрированной безработице: несмотря на то что уровень ее в республике за 2007 год снизился, он остался выше среднероссийского. – Сегодня много говорится о развитии среднего класса. А в статистике есть такое понятие? – Существует мнение, что средний класс обеспечивает стабильность развития общества. К сожалению, в официальной статистике пока нет определения, что такое средний класс, поэтому нет о нем никаких официальных данных. А вот в СМИ нередко публикуются различные оценки его доли в общей численности населения. Если таковыми считать граждан с доходами от 500 долларов до 3 тысяч долларов, то таких в республике наберется 47 процентов населения. По оценкам, в целом по стране средний класс составляет более четверти населения, и доля его постепенно растет. Не так давно глава государства высказал мнение, что к среднему классу будут относиться к 2020 году 60-70 процентов населения. Чтобы как можно полнее охватить новые социально-экономические явления, собрать о них необходимые сведения, Росстат расширяет практику проведения опросов населения. Так, например, к традиционно публикуемым показателям числа коек, количества врачей и среднего медицинского персонала добавится показатель удовлетворенности населения медицинской помощью. Кроме того, в наших планах изучение удовлетворенности граждан качеством образования, работой органов исполнительной власти, их информационной открытостью, изучение уровня криминогенности. В 2007 году мы впервые получили официальную статистическую информацию о социально-экономическом положении муниципальных поселений. Все эти данные свидетельствуют о высокой дифференциации уровня жизни граждан в зависимости от места их проживания. Эти статистические данные могут быть использованы для разработки конкретных мер по улучшению жизни наших граждан и особенно тех, кто живет в селах и небольших поселках. – Как вы оцениваете демографическую ситуацию? Есть ли какие-то результаты предпринимаемых государством мер по ее улучшению? – Для 2007 года характерно существенное улучшение демографической ситуации в республике. Впервые за последние пятнадцать лет перестал расти показатель естественной убыли в городах, а в сельской местности – снизился по сравнению с предыдущим годом в 1,8 раза. Теперь у нас вместо одного Усинска, как это было в 2006 году, есть еще Сыктывкар, Воркута, Вуктыл и Усть-Куломский район, где родилось больше, чем умерло. В 2007 году зафиксирован самый высокий уровень рождаемости за последние пятнадцать лет. Когда в ходе недавнего социологического обследования молодежи мы задавали респондентам вопрос, сколько детей они хотели бы иметь, половина из них ответила – двоих. Сравнивая эти данные с теми, которые мы имели в 2002 году, надо заметить, что среди молодых женщин в возрасте 18-29 лет стало больше желающих иметь двух и более детей, меньше – одного ребенка. А вот почему отказываются рожать детей? Сельские женщины объясняли это в основном материальными трудностями, городские – плохими жилищными условиями. Почти на четверть уменьшилась миграционная убыль населения. Но вместе с тем, по прогнозу Росстата, миграция останется основной причиной снижения численности населения. За счет миграционного оттока республика по-прежнему будет терять ежегодно от четырех до шести тысяч человек. Более 70 процентов миграционного оттока составляет население в трудоспособном возрасте. За пределы республики уезжает людей с высшим и средним профессиональным образованием больше, чем приезжает. В конечном итоге все это может привести к нехватке трудовых ресурсов в Коми. – Не так давно в стране прошла сельскохозяйственная перепись. Долгое время шли разговоры об экономической переписи. Будет ли она проведена и если будет, то когда? – В ходе таких масштабных мероприятий, как Всероссийская перепись населения в 2002 году, Всероссийская сельскохозяйственная перепись в 2006 году, удалось собрать огромную уникальную информацию. Полученные результаты обусловили необходимость формирования новой государственной демографической и аграрной политики, разработки и реализации национальных проектов в сфере образования, здравоохранения, доступного жилья, АПК. Экономическую перепись предполагается провести в 2009 году, и тогда мы сможем получить подробную информацию о состоянии бизнеса. На октябрь 2010 года запланирована очередная Всероссийская перепись населения, а в 2013 году будет проводиться новая сельскохозяйственная перепись. – Вы уже начали готовиться к следующей переписи населения? – Подготовка к Всероссийской переписи уже ведется. В трех регионах во время пробной переписи будут апробированы новые переписные бланки. Интересно, что наряду с традиционным опросом граждан переписчики опробуют сбор сведений методом самосчисления, то есть переписные листы будут разноситься или рассылаться, а затем их соберут после того, как люди запишут ответы на все вопросы. Возможны разные варианты самосчисления. В одном случае вы получаете переписные бланки по почте, по почте же отсылаете их заполненными. В другом случае переписчик приходит к вам домой, оставляет бланки, вы их заполняете, а переписчик позднее забирает их. Нечто подобное уже было во время первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1887 года. Тогда счетчик лишь приносил, забирал и проверял переписные листы, а заполняли их сами владельцы, арендаторы, хозяева усадеб и городских домовладений. Такой метод тогда себя вполне оправдал, хотя люди были менее грамотными, чем теперь. Также в ближайшее время нам необходимо навести порядок на улицах, чтобы везде на домах имелись аншлаги с указанием названия улицы и номера дома. Важно также принять дополнительные меры по улучшению учета регистрации населения по месту жительства и месту пребывания. Тогда мы сможем получить более точные сведения о гражданах. Марина СОТНИКОВА. |