Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
10 августа 2007 года

Зоя Вахнина: "Детские дома открывают не от хорошей жизни"

Это подразумевает множество форм, в том числе материальную поддержку молодых семей при рождении ребенка, обеспечение их жильем и т.д. С телеэкранов, с газетных полос из уст высокопоставленных чиновников часто можно слышать заверения и в том, что в скором времени заметно уменьшится количество детей, содержащихся в детских домах, – они будут усыновлены, перейдут в приемные и патронатные семьи, что в конечном счете приведет к закрытию детдомов. Жизнь, однако, вносит свои коррективы в эти благие намерения. Ни количество детских домов, ни число их обитателей пока в нашей стране на убыль не идет. И, похоже, перелома в этой острейшей проблеме в ближайшее время ждать не придется. Это мнение разделяет и директор сыктывкарского детского дома № 3 Зоя Вахнина. С руководителем одного из столичных детских домов, работающего по типу семейного, встретилась наш корреспондент.

 

– Как любой здравомыслящий человек и директор детского дома, я поддерживаю курс на укрепление семьи, взятый нашим государством. Один из постулатов этой политики – каждому ребенку нужен дом. С этим трудно не согласиться. Но жизненный и профессиональный опыт подсказывает, что любому ребенку лучше, чем в родной, биологической семье, нигде не может быть. Однако сотни тысяч детей в России живут вне родительского крова, в детских домах, приемных семьях. Сейчас детские дома и приемные семьи зачастую разводят по разные стороны, подразумевая под одним знак «минус», под другим – «плюс». Но если задуматься, то оба по сути равнозначны: и там и там рядом с детьми нет их настоящих родителей. Конечно, многие из опекунов, усыновителей вкладывают в детей душу, подходят к своим обязанностям со всей ответственностью, в конце концов заменяют детям их настоящих родителей. Тем не менее далеко не все. Неумолимая статистика свидетельствует о том, что многие приемные родители, не справившись со своими подопечными, вновь возвращают их в детские дома. У нашего учреждения биография небольшая, детский дом № 3 существует всего двенадцать лет. Но за это время около 20 процентов взятых на попечение детей вновь были возвращены в детский дом.

– Какие причины чаще всего заставляют приемных родителей отказываться от приемных детей?

– Причины разные. Бывает так, что приемные родители уходят из жизни. Но в подавляющем большинстве случаев взрослые не могут справиться с детьми, которые выходят из-под их контроля, вместо ожидаемой радости приносят лишь огорчения и переживания. Нам, педагогам детского дома, это понятно как никому другому. Кто сегодня поступает в детские дома? По существу, вызволенные из нечеловеческих условий, уже прошедшие, как говорится, несколько кругов ада дети. За каждым из наших воспитанников – искореженная судьба, подорванная психика. Один из наших подопечных, например, жил с матерью, которая сожительствовала с женщиной. Мальчик стал свидетелем, как она свела счеты с жизнью, повесилась прямо на глазах сына. Тяжелые психологические травмы нанесены и другим. Почти пятьдесят процентов детей, поступающих через управление образования в наш детский дом, не посещали школу или оставались на повторный курс обучения, а 32% стояли на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Это вовсе не значит, что они изначально были склонны к правонарушениям или, скажем, отставали  в развитии. На это детей толкнули среда и условия, в которых они очутились по вине взрослых. О чем говорить, если персоналу нашего учреждения стоит приложить немало усилий, чтобы ребенок начал соблюдать чистоту и научился элементарным вещам – умываться, чистить зубы. Только на это порой уходят недели и месяцы. На то, чтобы вытащить их из состояния коллапса, направлены усилия большого коллектива – педагогов, медиков, психологов. Стоит подчеркнуть, что большинство детей удается реабилитировать, вернуть к нормальной жизни. К сожалению, далеко не все приемные родители имеют опыт, терпение и возможности для достижения этого.

– Число приемных семей год от года растет. В газете «Республика» вышло немало публикаций о семьях, в которых приютили и обогрели оставшихся без родителей ребят, заботятся о них, как о родных. В то же время, бывая в сельских районах, можно сталкиваться и с негативным отношением к опекунам. О некоторых из них сельчане отзываются нелестно, говорят, что детей из детдома они взяли исключительно ради денег. Подтверждением этих слов может послужить случай из ряда вон, произошедший недавно в Корткеросском районе. Женщина систематически избивала взятого под опеку малыша, который ходил в детский сад, тем самым пытаясь «исправить» его неуступчивый характер.

– То, какие чувства двигают людьми, пришедшими взять под опеку ребенка, поверьте, заметно невооруженным глазом. Своего рода лакмусовой бумажкой при оформлении документов для меня служит вопрос: «С какого дня девочка или мальчик отчислены из детдома?» От этой даты зависит то, получит или нет опекун пособие за истекший месяц. Нередко на счетах детей, перешедших в опекунские семьи, накапливается достаточно средств. Приемные родители деньги снимают, тратят по своему усмотрению, а ребенка спустя какое-то время возвращают в детский дом. Почти голого и босого. К сожалению, законодательство не предусматривает возврата истраченных средств возвращенному в детдом ребенку, хотя такие случаи далеко не единичны.

Тревожит и другая тенденция. Недавно мне пришлось оформлять документы на нашу воспитанницу, которую взяла под опеку семья из Ижемского района. У девочки проблемы со здоровьем, ей нужна систематическая квалифицированная медицинская помощь, которую она, будучи у нас, всегда получала. Ее приемные родители – безработные, у них четверо своих детей и еще трое – приемных. Живут в отдаленном селе, откуда даже до райцентра не всегда можно добраться. Возникают большие сомнения и опасения, смогут ли они обеспечить девочку квалифицированной медицинской помощью. И главный вопрос: откуда на эти цели найдут средства?

Опасения вызывают и высказывания некоторых чиновников, мол, создание приемных семей поможет в борьбе с безработицей. Такого перекоса нельзя допустить ни в коем случае, он чреват драматическими последствиями.

– В каких слоях населения больше всего неблагополучных семей, откуда дети чаще всего попадают в  детские дома?

– В детские дома, как правило, попадают дети, чьи родители раньше были как все: работали, имели заработок, жилье. В ходе реформ они потеряли работу, после чего не могли встать на ноги, начали спиваться. Часто в семье сначала начинает пить отец, потом, иногда после его гибели, выпивать  принимается мать. Наблюдается и такая закономерность: в детский дом дети поступают как социальные сироты. И уже будучи здесь, теряют и отца, и мать. Пагубное пристрастие нередко затягивает и одиноких матерей, молодых женщин, родивших ребенка в 16-17 лет. Кстати, в последнее время наблюдается тревожная тенденция, когда детей рожают совсем молодые девушки, ведущие аморальный образ жизни. Их дети тоже становятся воспитанниками детдомов. Хотя в любом правиле есть исключения. Известно, например, что у многих народов вообще не принято сдавать детей в детские дома, оставшихся без родителей берут на воспитание родственники. Так обстоит дело, в частности, у цыган. Но не так давно в наш детский дом поступила девочка-цыганка: знающая цыганский язык, развитая, активная. Мы удивились ее появлению у нас, разыскали родственников. В результате удалось устроить ее в их семью.

– Есть ли в вашей практике примеры, когда дети вновь возвращаются в свою настоящую семью, а их родителей восстанавливают в правах?

– Таких примеров немного. По нашему детскому дому – пять случаев за 12 лет. Конечно, и после возвращения детей в этих семьях, впрочем, как, наверное, и во всех, бывает всякое. Но стоит подчеркнуть то, что подросшие дети в них контролируют родителей, не дают им вновь скатываться в пропасть.

– Ваш детский дом стоит особняком от других. Удивление вызывает то, что большинство ваших воспитанников после школы поступают в высшие учебные заведения и успешно заканчивают их. Как это удается?

– Все 56 воспитанников нашего детского дома являются членами пяти семей. Костяк этих семей составляют родные братья и сестры, потом к ним присоединяем и других детей. В каждой семье – более десяти детей, каждая живет в отдельной квартире. Во главе семьи стоят воспитатели. Зачастую дети, особенно малыши, их называют мамами, а более старших по возрасту – бабушками.

Еще одна отличительная черта нашего детского дома – он открытого типа. Это значит, что ребята учатся в различных общеобразовательных школах города, посещают городские детские сады. Принцип семейного дома дает возможность старшим детям – братьям и сестрам – заботиться о малышах, развивает в них ответственность, в какой-то степени помогает компенсировать отсутствие настоящей семьи. Они отводят малышей в детские сады и школы, забирают их оттуда, играют с ними. Многие из наших ребят посещают кружки и секции в различных частях города. Все это помогает их социализации, расширяет кругозор, открывает новые горизонты.

Наблюдения показывают, что даже обездоленные, лишенные радостей дети одарены различными способностями. Из более 50 детей, живущих в нашем детском доме, половина имеет хороший музыкальный слух. Тринадцать ребят учатся в городской музыкальной школе. Усилия персонала, направленные на реабилитацию воспитанников, дают хорошие плоды. Об этом говорит и то, что почти половина наших подопечных обучается в классах с углубленным изучением отдельных предметов, в гимназиях и лицеях. А около 60 процентов выпускников поступают в вузы. Сейчас наши ребята учатся в Ярославском медицинском институте, Сыктывкарском университете, лесном институте. Они частые гости в стенах нашего детского дома, у некоторых здесь остались братья и сестры, приходят и помочь, и за советом.

– Раньше детдомовских детей от остальных отличали по одинаковой одежде. Теперь ваши подопечные одеты каждый по-своему, модно, даже стильно. Очень уютная, современная обстановка и в помещениях детского дома. За счет чего достигается?

– Более десяти лет наш детский дом был под юрисдикцией управления образования Сыктывкара. И чиновники от образования, и градоначальники бывали частыми гостями у нас, не оставляли без внимания наши заявки и просьбы. Есть у нас и друзья-благотворители. Сейчас детский дом перешел в ведение Министерства образования, предусмотренная помощь поступает в прежнем объеме. Конечно, эти средства не дают возможности шиковать, жить, скажем так, припеваючи. Да и одна из основных задач, стоящих перед детским домом, состоит в том, чтобы научить детей трудиться, искоренить иждивенчество. С весны до осени наши ребята трудятся на придворовой территории, в различных хозяйствах города. В детском доме действует система самообслуживания. Уже не первый год детская компания «Мед олас» участвует в различных ярмарках как в нашей республике, так и за ее пределами, ребята выезжали в Венгрию, Швейцарию. Поделки наших детей всюду пользуются спросом.

Мы пытаемся сделать так, чтобы дети знали цену труду, каждой заработанной копейке. У наших старшеклассников есть деньги на карманные расходы. А одежду каждому из воспитанников мы покупаем индивидуально, конечно, не самую дорогую, исходя из предусмотренных средств.

– Между тем с телеэкранов детские дома часто преподносятся как места, мягко говоря, неблагоприятные для детей. То и дело мелькают сюжеты о наказании детей за малейшие проступки, об их избиении сотрудниками, карцерах для непослушных... Поневоле приходишь к мысли, что детские дома необходимо свертывать, свести их к минимуму.

– Детские дома открываются, как известно, не от хорошей жизни. С другой стороны, куда девать детей, лишенных опеки и попечительства, число которых год от года растет? И кто, как не государство, в лице тех же детских домов, может в трудный час принять таких детей, подставить им плечо, обогреть, накормить, не отвернуться? Как известно, семья семье рознь. Так же и детские дома. К сожалению, единичные случаи жестокого обращения в них с детьми бросают тень и на те учреждения, где работают добросовестно, вкладывают в подопечных душу. После просмотра некоторых телесюжетов зачастую я ловлю себя на том, что боюсь признаться, где работаю. Так быть не должно. Следует выработать взвешенное, разумное отношение к различным типам детских учреждений, будь то детский дом или приемная семья.

– Зоя Алексеевна, какая основная трудность в вашей работе? Еще несколько лет назад остро стояла проблема предоставления жилья детям-сиротам и лишенным опеки и попечительства. Решается ли этот больной вопрос?

– Самую большую трудность представляют дети, поступающие к нам. Приходится прикладывать неимоверные усилия, чтобы возвратить их к нормальной жизни. На нас возложена обязанность и следить за квартирами, в которых проживали и прописаны наши воспитанники. Два раза в год мы навещаем родительские дома детей, бывает, судимся, если права детей ущемлены, помогаем приватизировать квартиры на них. Сейчас за этим тщательно следит и прокуратура, закрепление жилья за несовершеннолетними детьми проходит более оперативно. Во всяком случае, никто из наших подопечных после выпуска из детского дома на улице не оказался. Очередь по обеспечению воспитанников детских домом жильем сейчас есть и в Министерстве образования РК. С мертвой точки проблема сдвинулась и решается.

Беседовала Анна СИВКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 148 (3582)
10 августа 2007 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»