Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Личное Дело
2 мая 2008 года

С лицом, закрытым наполовину

/ Почему эмо-киды носят "траур" по собственной жизни?

Основоположником эмо-движения считается вокалист американской группы «Minor Threat» Айен Маккей, получивший популярность в начале 80-х годов прошлого столетия. Термин «эмо» (сокращенно от «эмоциональный») он первым использовал в одном из своих интервью и применял его в основном по отношению к музыке. Очень долго эмо-течение находилось в забвении, но благодаря коммерчески успешному проекту – немецкой группе «Tokio Hotel», появившейся в Германии в 2004 году, эмо-киды (поклонники эмо-культуры) вновь возвратились к жизни. Сегодня понятие «эмо» в большей степени определяет внешний вид человека и его мировоззрение, нежели музыкальные предпочтения.

Став студенткой химико-биологического факультета СГУ и переехав из Микуня в Сыктывкар, первокурсница Алиса Гаврищук почувствовала невыносимую тоску. Оказавшись одна в большом городе, вдалеке от дома, без друзей и знакомых, она словно попала в некий вакуум – не с кем поговорить, некому довериться, некого послушать. Возвращаясь с учебы в общежитие, девушка подолгу плакала от собственного одиночества

и беспомощности. Выход нашелся случайно. Однажды, бродя по просторам Всемирной паутины, Алиса наткнулась на сайт, посвященный эмо-движению...

Чем больше она читала, тем больше понимала, что это написано о ней самой – доброй, ранимой, отзывчивой. Такие совпадения не случаются просто так, подумала студентка, и вступила в ряды ЭМОциональных «детей». Очень скоро блондинка Алиса перекрасилась в иссиня-черный цвет, нарядилась в черно-розовые одежды, купила «правильную» атрибутику, научилась густо подводить глаза и запланировала проколоть себе губу. Мысль о суициде ей в голову пока не приходила. Алиса уверена, что не станет об этом думать и впредь:

«Я не разделяю убеждения эмо, что нужно покончить жизнь самоубийством. Это перебор. Я люблю жизнь такой, какая она есть. Честно говоря, в последнее время мне уже не так грустно. У меня появился парень. Думаю, после замужества я стану такой, как все. А сейчас мне нравится быть эмо».

Алиса с нетерпением ждет, когда в Сыктывкаре будет создана новая музыкальная группа из представителей эмо. Признается, что очень хотела бы оказаться в ее составе. Ведь когда-то она окончила музыкальную школу по классу фортепиано и теперь могла бы пригодиться музыкантам. Кроме того, она не прочь попробовать себя в роли солистки. Родители Алисы к увлечению дочери относятся по-разному. Папа убежден, что движение эмо опасно и ни к чему хорошему не приведет. А мама не видит в этом ничего плохого, лишь бы дитя не связывалось с наркотиками и выпивкой. Недавно эмо-культура появилась и в Микуне.

Приверженцами эмо чаще всего становятся подростки в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет. Эмо-мальчиков и эмо-девочек очень трудно отличить друг от друга. Их волосы и ногти выкрашены в черный цвет, глаза густо подведены, а черно-розовую одежду украшают ремни с заклепками. Одной из характерных деталей их внешнего вида являются пирсинг, тоннели (круглые дыры в мочке уха) и длинная челка, закрывающая половину лица. По понятиям эмо челка представляет наибольшую ценность. Они слушают так называемый легкий рок и проявляют крайние, непонятные посторонним людям эмоции: горько плачут или громко смеются. Эмо уверены, что обладают особенным, «чувствительным» отношением к жизни и противостоят несправедливости. К сожалению, эмо не находят внятного объяснения сути своей философии и не могут рассказать, почему они используют черно-розовую цветовую гамму, отделываясь лишь общими формулировками: черный – грусть, боль, обида и страх, розовый – мечты. Сколько подростков уже присоединилось к эмо-движению в Коми, точно сказать невозможно. Но сами эмо отмечают, что за последний год их число увеличилось по крайней мере вдвое.

И правда, достаточно стать чуточку внимательнее, чтобы увидеть, как много «черно-розовых» подростков ходит по нашим улицам! Мало того, если раньше эмо-кидов можно было встретить только в крупных городах республики, то сегодня они появились и в районах. Но следует отметить, что среди них больше всего подражателей, так называемых позеров – тех, кто одевается в черно-розовые тона, не зная ни идеологии, ни направлений, ни истоков течения. Подросткам просто нравится внешний облик и манера поведения эмо, и они старательно этот стиль копируют.

Однако у движения есть свои адепты, которые осознанно носят «траур» по жизни, полагая, что выполняют особую миссию на земле. Они фанатично верят, что их удел – страдать. Такие готовы покончить жизнь самоубийством и призывают к «решительному» шагу остальных. Вот только на вопрос, ради чего нужно совершать этот поступок, ответить не могут. После многозначительного молчания, они, как правило, повторяют: «Эмо – это состояние души!» Но трудно поверить, что в таком возрасте можно испытывать вселенскую тоску. Скорее всего, подростки попросту еще не нашли себя. Не менее странно и другое обстоятельство. Если эмо объявляют себя доброжелательными и без-обидными подростками, почему на их атрибутике изображены юноши, вырывающие из груди кровавые сердца, а у плюшевых мишек столь натуралистично оторваны лапы?

Хорошо, что Алиса Гаврищук относится к своему увлечению осознанно. Но она в движении еще новичок. Кто знает, о чем девушка будет думать через полгода? Не дай бог в ее жизни пойдет что-нибудь не так. Именно в культивировании суицидальных идей, эмоциональной неустойчивости, увлечении насилием, антисоциальных тенденциях кроется опасность большинства неформальных течений, в том числе эмо, полагают специалисты. Они отмечают, что стоит обращать серьезное внимание на появление любых молодежных группировок. Но запретить моду на неформальные объединения было бы ошибкой. Непременно сработает обратный эффект. Табу на популярное веяние только раззадорит подростков. Из чувства противоречия, свойственного переходному возрасту, они станут рьяными поклонниками запрещенной культуры и пойдут против педагогов и родителей.

По мнению специалистов, сформировать правильное отношение подростков к неформальным течениям могла бы школа. В учебных заведениях могли бы проводиться просветительские занятия о существующих молодежных движениях, их задачах и сверхзадачах. Причем такие уроки следовало бы давать не только школьникам, но и родителям, учителям. Взрослые не хуже детей должны разбираться в деталях модных веяний, чтобы не паниковать и не делать опрометчивых шагов, когда ребенок становится членом той или иной неформальной группировки. Между подростками и «наставниками» должен строиться диалог на равных, только в таком случае младшие смогут доверять мнению старших. Однако в Министерстве образования и высшей школы РК пока не видят смысла в проведении подобных мероприятий, полагая, что повышенное внимание к этой теме лишь подогреет к ней интерес молодежи.

По мнению специалиста отдела по работе с молодежными организациями Министерства образования и высшей школы РК Родиона Коробейникова, подросткам нужно предлагать альтернативные варианты времяпрепровождения, которые смогли бы переключить их внимание на движения, которые несут в себе положительный заряд. К примеру, КВН-лига, клубы исторической реконструкции, брейк-данс, граффити и т.п. Для этих молодежных объединений уже разработаны целые системы мероприятий как на муниципальном, так и на российском уровне.

Не замечать проблему неформальных движений стало уже невозможно. 18 апреля в Сыктывкаре на городском кладбище повесилась семнадцатилетняя ученица лицея при СГУ. Всего за полгода до этого она была милой, улыбчивой девушкой. Вдруг  начала резко меняться. Черный цвет стал ее спутником жизни, а кладбище – любимым местом в городе. Она входила в неформальную группировку так называемых «готов»... В головах современных подростков творятся неразбериха и хаос. Становясь членами неформальных группировок, они чувствуют себя «избранными», совершают некие «таинства», а от этого кажутся окружающим загадочными и непонятными, а сами себе – «крутыми». Однако выглядеть не так, как все, – это не значит быть личностью...

Лилиана ЭЙХМАН.

 

Татьяна Гуменникова, педагог-психолог отделения психолого-педагогической помощи Республиканского центра социальной помощи семье и детям:

– Популярность неформальных молодежных течений объясняется несколькими причинами. Большую роль здесь играет возрастная психология. Подросток нуждается в общении со сверстниками, у которых такие же интересы, как у него. В группе эта потребность удовлетворяется. Кроме того, он жаждет самоутверждения и признания собственной уникальности. Дома с его мнением не всегда считаются. Получается так называемый эффект «ножниц». С одной стороны, подросток стремится стать личностью, с другой – ему необходима поддержка. Попадая в компанию «своих», он это внутреннее противоречие преодолевает. На мой взгляд, в этом кроются одни из главных причин, которые побуждают подростков вступать в ряды неформальной молодежи.

 

Как мы уже сообщали, 24 апреля спасатели Сыктывкарского аварийно-спасательного отряда уберегли от рокового шага парня, решившего свести счеты с жизнью из-за несчастной любви.  Восемнадцатилетний юноша, взобравшись на крышу девятого этажа, грозил спрыгнуть оттуда, уверяя, что он достаточно пожил на белом свете. По некоторым данным, парень принадлежал к эмо-течению...

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №86 (3760) - 2 мая 2008 года

Нелли Струтинская награждена за "обустройство земли Российской"

Ольга Сосновская заявление не писала

Экзотическое приобретение Натальи Денисовой

Ростислав Гольдштейн стрелял из пулемета

Алексей Моисеенко прощается со сценой?

Сухановские миллионы / Они обрастали домыслами, порождали легенды и помогли превращению захолустного погоста в город Усть-Сысольск

Две судьбы

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 86 (3760)
2 мая 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»