Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
26 апреля 2008 года

Боль моя, Кирпичный...

/ Что привело преуспевающего американского бизнесмена Джона Атли в окрестности Воркуты?


Аркадий Бердичевский

Джон Атли

Фреда Атли

«Семейные тайны»

В начале нынешнего года «Дым Отечества» объявил о новом конкурсе среди читателей приложения – «Семейные тайны». Ведь 2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи. Название конкурса предполагает определенный ракурс публикаций: погружение в минувшее, рассказ о событиях, связанных с радостными и драматичными страницами,

о любопытных эпизодах, встречах, впечатлениях. Рассказы

и письма обо всем этом будем ждать от наших читателей,

а самые интересные из писем и публикаций войдут

в одну из новых книг «Дым Отечества».

 

 

 

Вот уже три года мы занимаемся изучением и поиском информации о трагических событиях, происходивших в Воркуте в 1936-1938 годах. В это время здесь, на Кирпичном заводе, было расстреляно более 600 человек. С учетом того что некоторые из расстрелянных состояли в близком родстве, можно говорить, что государство в одночасье, безо всяких на то причин, разрушило более 500 семей. Одной из них стала семья политического заключенного Аркадия Бердичевского, которая, можно сказать, была типичной для своего времени и одновременно уникальной как своими внутрисемейными коллизиями, так и беспримерным желанием сына докопаться до истины, дойти до сути, вновь пройти тем тернистым путем, который когда-то привел главу семьи Бердичевских на печально знаменитый Кирпичный завод.

Нас иногда спрашивают: «Приезжал ли в последние годы кто-то из родных или близких знакомых, расстрелянных на Кирпичном, сюда, на этот клочок тундрового пространства, где закончилась земная жизнь дорогих им людей? Ведь это были в большинстве своем далеко не рядовые для своего времени люди, можно сказать, властители дум, соратники по партии, боевые друзья. Неужели ни у кого из их потомков не возникало желания всмотреться в те места, которые они видели перед последним залпом, оборвавшим их жизнь, прикоснуться к земле, принявшей их тела?» Такие примеры до самого последнего времени нам не были известны. Но в каждом правиле, как говорится, есть исключения. Именно таким исключением из правил стал приезд в Воркуту в 2006 году сына одного из расстрелянных на Кирпичном Аркадия Яковлевича Бердичевского. Семидесятилетний американец Джон Атли самоотверженно преодолел десятикилометровый отрезок пути от Воркуты до Кирпичного, причем последние четыре километра – пешком.

«Что вы чувствовали, когда стояли на Кирпичном заводе, в этом опустошенном месте?» – спросили пожилого человека после этого путешествия. Он ответил так: «Я полагал, что испытаю определенное успокоение там, где был отец. Моя мама никогда не знала, что случилось с ним. Меня всегда интересовало, о чем бы он мог думать, чего он желал, перед тем как был убит. В любом случае, он всегда мечтал, чтобы его сын нашел то место, где он умер». На последних словах его голос, показалось, оборвался, а тон, которым они были вымолвлены, вместил в себя гораздо больше того, что принято обозначать волнением.

Нынешний 2008 год – знаковый для семьи Бердичевских. Именно на этот год приходится 120-летие Аркадия Яковлевича. 110 лет исполняется со дня рождения его супруги – Фреды Атли. Восемьдесят лет назад – в 1928 году – они сочетались браком. Наконец, в этом году отмечается 70 лет со дня гибели А.Я.Бердичевского и 30 лет со времени ухода из жизни его жены.

История этой семьи корнями уходит в два города, находящихся в разных государствах, – в Одессу и Лондон. В Одессе, в семье торгового маклера Якова Бердичевского, 17 апреля 1888 года родился сын Аркадий. А десять лет спустя в Лондоне в семье старого социалиста Атли появилась на свет девочка, нареченная Фредой. Мог ли кто предвидеть или предугадать, что молодые люди встретятся, полюбят друг друга. Но их счастье продлится недолго. А на долгие годы растянется безвестие, и приложатся огромные усилия, направленные на то, чтобы его «разомкнуть».

Детство Аркадия Бердичевского прошло в польском городе Лодзь. Будучи 17-летним подростком, он вступил в БУНД – националистическую организацию, объединявшую полупролетарские слои еврейского населения западных областей Российской империи. На этот выбор еврейского юноши повлияла русская революция 1905 года. Недолгое пребывание в этой организации затем и сыграло с ним злую шутку, обернувшуюся расстрелом. Пока же после получения общего образования он уезжает на учебу в Швейцарию. Вначале Аркадий учится в экономическом колледже в Цюрихе, затем в Сен-Валине, где в 1914 году оканчивает Высший коммерческий институт.

В эти же годы он женился, родился первенец. Непродолжительное время Бердичевский состоял в швейцарской социал-демократической партии и, по некоторым данным, встречался с Владимиром Ульяновым (Лениным), находившимся в то время на Западе в эмиграции. Увлечение политикой для него на этом завершилось, и впоследствии, по воспоминаниям современников Аркадия Яковлевича, он всячески сторонился всяких бунтов и интриг.

Профессиональная деятельность Бердичевского началась в Париже и Лондоне. В 1917 году он вернулся в Россию. К Октябрьской революции он отнесся довольно скептически, постаравшись смутное время переждать в Америке и в западноевропейских странах. Начав профессиональную карьеру с должности бухгалтера, он достиг той высоты, которая позволяла ему заниматься реализацией ценностей и сантонина – редкого лекарства, готовящегося из дикорастущего кустарника, встречающегося лишь в казахстанских степях.

В 1923 году в семье Бердичевских родился второй сын. Однако семейная жизнь не заладилась: будучи в Англии, супруги развелись. К сожалению, больше ничего о первой семье Бердичевского узнать не удалось. Известно лишь, что в 1926 году он познакомился с Фредой Атли. Англичанка, как говорится, по уши влюбилась в блестящего экономиста, красивого 38-летнего брюнета.

Фреда Атли, как и ее избранник, имела за плечами хорошее образование. Хотя Кембридж, куда она сдала экзамены в 1914 году, ей окончить не было суждено из-за трудного материального положения семьи. Но она сумела выиграть стипендию в Лондонском университете, что давало возможность платить за обучение. Плюс к этому она стала давать уроки английского для иностранцев и этим зарабатывала недостающую сумму. Три года – с 1926 по 1928 год – она обучалась в Лондонской школе экономики, в это время активно занимаясь политикой и сотрудничая в газете независимой рабочей партии.

В 1928 году Фреда вступила в английскую коммунистическую партию, приехала в Москву и официально стала женой Аркадия Бердичевского, с которым познакомилась в Лондоне. Свадебным путешествием для молодоженов стала поездка через Сибирь и Китай в Японию, куда Бердичевского направили для работы в торговое представительство. Его супруга в островной стране тоже без дела не сидела, собирала материалы для книги «Японское подножие – глина», ставшей после выхода бестселлером.

В 1931 году семья возвратилась в СССР. Аркадий Яковлевич начал работать в «Союзпромэкспорте», а его половинка – в Институте мировой политики и экономики. В 1934 году у них родился сын Джон.

Иллюзии по отношению к советской действительности тем временем у Фреды Атли стали рассеиваться. Особенно после ужасающего случая в советской больнице, где ее без наркоза оперировал врач с немытыми руками. Санитарка забыла сделать запись об операции, и женщину на следующий день оперировали еще раз. Фреда намеренно плохо говорила по-русски, чтобы ее не заставляли произносить политические речи. В 1936 году семья получила квартиру, хозяин которой был арестован. Несколько недель спустя его участь постигла и Бердичевского.

Из обвинительных документов видно, что Аркадия Яковлевича обвинили в недоносительстве на жену. Между тем Фреду Атли не только не арестовали, но и ни разу не допросили. Единственным объяснением этого может быть лишь ее британское подданство и известность в определенных политических кругах. В то же время после ареста супруга ей не только ни разу не разрешили свидание с ним, но даже переписку. После ареста Бердичевского она не получила от него ни одного письма. Было лишь три открытки, отосланных им по пути следования на Воркуту, место заключения и скорой гибели.

Фреда Атли все это время разрывалась между попытками оказать помощь мужу и спасти сына, поскольку он родился в Москве и не имел британского паспорта. Но предусмотрительная англичанка записала его на свою фамилию, что в конце концов позволило вывезти Джона с его родины. Возвратившись в Британию, Фреда с новой силой взялась за поиски Аркадия. Желание облегчить его участь разделяли с Атли и многие известные деятели культуры Англии. Бернард Шоу, Бертран Рассел и другие корифеи отсылали письма Сталину с просьбой пересмотреть дело Бердичевского и помочь в воссоединении семьи. Но ни на одно из этих посланий ответа не последовало.

Поняв тщетность поисков, Фреда с сыном в 1952 году эмигрировали в США. Они поселились в пригороде Вашингтона – Джорджтауне. Чувствуя, что Аркадий, скорее всего, уже мертв, Атли взялась за книгу о СССР. Она вышла под названием «Потерянные иллюзии». Фреда приняла активное участие в Нюрнбергском процессе, а также создала несколько книг о Китае и Японии.

Лишь в 1956 году ей удалось узнать о смерти мужа. А в 1963 году Аркадий Бердичевский был реабилитирован. Пятнадцать лет спустя, в 1978 году, в возрасте 80 лет Фреда Атли умерла. Что скрывалось за смертью мужа, она так и не узнала.

Джона Атли с отцом разлучили в двухлетнем возрасте, и он о нем ничего помнить не мог. Состоятельный бизнесмен, занимающийся инвестициями, он, как и многие, мог, конечно, обходиться без копания в самом себе, погружения в дела давно минувших дней. Но судьба отца не отпускала от себя. В 2004 году из Центрального архива ФСБ ему представили материалы следственного дела А.Я.Бердичевского. Из этих документов Джон Атли впервые узнал, в чем обвинили отца и где его расстреляли. Другой на его месте после этого, как говорится, закусил бы удила, удовлетворившись горькой правдой. Но Атли в том же году впервые приехал в Республику Коми. Была осень, в Воркуте уже выпал снег. О походе на Кирпичный завод нечего было и думать. О том, что именно там нашел последний приют его отец, сообщил американцу руководитель фонда «Покаяние» Михаил Рогачев. Джон Атли покидал Воркуту с мыслью о возвращении сюда.

Он возвратился два года спустя. Вместе с ним приезжала и съемочная группа, запечатлевшая это свидание сына с отцом. А по большому счету – семейную трагедию, переросшую во вселенских масштабов эпопею. Ее отголоски до сих пор отчетливо слышны на месте уже давно разрушенного Кирпичного завода под Воркутой и в центре американской столицы – Вашингтоне.

Екатерина САВЧЕНКО,

учащаяся 10 класса

школы № 35;

Олег ГУДОВАННЫЙ,

учитель географии

школы № 35;

Евгения КОЛЫГИНА,

педагог дополнительного образования.

г.Воркута

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №83 (3757) - 26 апреля 2008 года

Потомки Яновича / Десятилетия спустя после отъезда московского ученого из Усть-Сысольска удалось найти его разбросанных по всему миру родственников

Именем народа / 70 лет назад на сессию Верховного Совета Коми АССР собирались депутаты первого созыва

Компас по минувшим векам

Диплом за Надеевых

Будет праздник на родине поэта

Выучил язык - получи приз

Знаменательные даты

Культ камня / Жители Севера обожествляли валуны и исцелялись с помощью белемнитов

На первое - хвоща, на второе - толокна, на третье - квасца / Многие старики считают деревенские природные лакомства самыми вкусными

Достояние Важгорта / Уникальная деревянная застройка старинного села вызывает восхищение и взывает к защите

Умирающий заповедник

Документ без комментариев

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 83 (3757)
26 апреля 2008 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»