Дым Отечества |
26 апреля 2008 года |
Культ камня/ Жители Севера обожествляли валуны и исцелялись с помощью белемнитов
Камень-следовик в деревне Эжолты.
Продолжаем знакомить с материалами участников туристско-краеведческого движения среди школьников «Отечество». В январе этого года более сотни ребят из 18 городов и районов республики приняли участие в 11-й республиканской конференции юных исследователей. А нынешней весной 15 из них получили приглашение на Всероссийскую конференцию «Отечество» в Москву. По мнению организаторов этой поездки – сотрудников республиканского центра детско-юношеского туризма, выступление ребят из Коми превзошло все ожидания. Большинство из них были отмечены дипломами и призами. Самый большой успех – I место в секции «Археология и исторический некрополь» – выпал на долю девятиклассницы из Гимназии искусств при Главе РК Оле Андреевой. Она же заслуженно получила президентский грант в размере 60 тысяч рублей. Почетные вторые места еще в двух секциях тоже завоевали наши ребята. Это воспитанник ухтинской школы-интерната № 2 одиннадцатиклассник Олег Гараев и его сверстник из печорского поселка Сыня Вячеслав Рыбин. Им обоим вручены денежные гранты – по 30 тысяч рублей каждый. Поздравляем юных исследователей и их наставников с победой в Москве. А для сегодняшней публикации мы выбрали работы, в которых ребята исследуют малоизвестные страницы истории, привлекая внимание взрослых к забытым, запамятованным объектам и явлениям прошлого нашей земли. Одним из первоэлементов мира наряду с землей, водой, огнем, воздухом считается камень. Именно с ним связываются многие космогонические представления, он занимает ведущее место в легендах и преданиях многих народов, в том числе и коми. Происхождение крупных каменных глыб, валунов, скал часто объясняется окаменением людей, проклятых или наказанных за грехи. Так в легендах илычских коми (Троицко-Печорский район) бытуют сюжеты, связанные с семью каменными болванами на горе Маньпупунер. Камень использовали и как оберег. В этом случае он нередко выполнял роль обезвреживания, предотвращения от опасности. Место, куда помещался камень-оберег, как бы становилось таким же мертвым, недвижимым, как и он. На охраняемые предметы переносились твердость и нерушимость камня. Нами записан рассказ одного из старожилов села Княжпогост о магическом свойстве камней исцелять от недугов. Одна из княжпогостских знатоков природных тайн лечила людей водой, настоянной на камнях. Воду для этого она брала в строго определенном месте, клала в сосуд с ней кусочки кремня. И этой водой опрыскивала больных. В старину коми повсеместно использовали в медицинских целях белемниты («куль чунь»). Продолговатые кусочки этого камня в народе называют стрептоцидом. Истертые в порошок, они обладают свойством останавливать кровь, заживлять раны, порошком присыпают порезы, опрелости. Белемнит часто подвешивали к колыбельке младенца, используя как оберег. Свойство «останавливать болезнь» коми обычно приписывали камушкам красного цвета. Их растирали в порошок и принимали внутрь при желудочных коликах. Представления о чудесных свойствах связывают и с камнями-следовиками. Обычно на них имеется выемка в виде следа. В Усть-Куломском районе нам удалось записать предание о большом камне, к которому ходили женщины, желавшие, но не имеющие возможности родить ребенка. В определенный день они сходились около валуна, обходили его с молитвами, по ходу движения притрагивались к бокам «великана». В Усть-Вымском районе камень-следовик находился в деревне Эжолты. На его поверхности отчетливо проступал человеческий след. Считалось, что, если взять воду из этого углубления, умыться или выпить ее, отступит и недуг. Водичка особенно помогала людям, страдающим глазными болезнями. Побывав в школьных этнографических экспедициях, посетив все населенные пункты, расположенные на Выми, беседуя со старожилами, мы услышали еще об одной удивительной особенности камней. Она связана с похоронными обрядами. Выяснилось, что только на Выми, причем в ее средней части – от деревни Весляна до деревни Кыркещ, камень являлся составной частью похорон. Здесь же, в единственном месте Республики Коми, на местных кладбищах мы воочию увидели камушки на могильных холмиках. Камнями были отмечены далеко не все захоронения. Чаще всего они встречались в старых частях кладбищ. Какой-то системы расположения камней на могилах распознать невозможно. Одни из них лежат прямо у основания крестов, другие – рядом с могилой. Средние или даже довольно крупные камушки уже успели уйти в землю, иные поросли мхом. Из общего ряда выбивался лишь плитняк круглой формы, обнаруженный на кладбище села Туръя. Старожил села о его появлении поведал вот что: «Когда отец умер, а он был хороший рыболов и охотник, самый известный в округе, на кладбище принесли этот камень. Его специально доставили с верховьев Выми. Там были наши родовые угодья». О роли камней в похоронном обряде поведали вымские старожилы. Оказывается, в доме, в котором находился почивший, в красном углу обязательно помещали камушек. Его выносили вместе с гробом почившего и оставляли на могиле. Иногда вместо камня клали кирпич, использовали в этих целях любой гнет – то, чем придавливали квашеную капусту или грибы. Камни не всегда отвозили на кладбище, иногда их убирали в сарай. Считалось, что они забирают с собой часть тяжести, горечи от утраты близкого человека. Вымичи стали первой локальной группой коми, у которых обнаружена традиция использования камня в похоронном обряде. Хотя у русских, белорусов, болгар, сербов такой обычай зафиксирован давно. К примеру, в северорусской традиции существовал обряд, когда хозяйка обходила вокруг дома с камнем, который потом она выбрасывала за пределы усадьбы. Это обозначало символическое изгнание смерти. Древний обычай устанавливать надгробные камни тоже объясняется стремлением «связать» душу, «привязать» ее к могиле, дать ей обиталище, избавляя от блуждания по свету. Камень у восточных славян после смерти колдуна клали ему на лоб – чтобы он не вредил живым. Отдаленное сходство с этим есть и в открытой нами вымской традиции, когда камни укладывали в изголовье могилы. Культ камня продолжает порождать вопросы и таит в себе еще немало загадок. Оксана МОРОЗЬКО, воспитанница Центра детского туризма «Надежда науки» Эжвинского района г.Сыктывкара. Научный руководитель: Т.Н.Канева. |