Общество |
5 апреля 2008 года |
Загадка "Мадонны делла Седиа" / Какие тайны хранят копии двух картин великого Рафаэля, хранящиеся в фондах Национального музея и Национальной галереи РК?
Недавно по российскому телевидению показали сюжет о том, как в одном из уральских городов была обнаружена икона – копия картины Рафаэля «Мадонна делла Седиа». Комментарии о находке носили оттенок сенсации. Между тем сотрудники двух крупнейших хранилищ республики – Национального музея и Национальной галереи РК к такой оценке уральской находки отнеслись осторожно и даже снисходительно. Ведь копии с картины великого художника эпохи Возрождения хранятся и в их фондах. О происхождении иконы-картины «Мадонна в кресле», хранящейся в Национальном музее РК, рассказала ученый секретарь Валентина Сова. Этот экспонат в республиканский краеведческий музей попал в 1929 году из села Помоздино. До того, как оказаться в хранилище, он находился у бывшего полицейского чина М.Булатова. В музейных запасниках на обороте картины-иконы сделали такую надпись: «Эта копия с Мадонны Рафаэля была типичной в XVI веке в Италии... Она предназначалась для строившегося тогда Сольвычегодского Благовещенского собора, но по причине ее католического значения признана неудобной для помещения в православном храме. Писал ее известный в то время живописец Степан Доментиевич Нарыков, из дворовых строителей собора Строгановых людей, обучавшихся за границей». Валентина Алексеевна добавила к этой информации, что картина-икона всегда представляла интерес для музейщиков и исследователей. В конце 80-х годов искусствовед Добрынин из Всероссийского художественно-реставрационного центра им.И.Грабаря пытался атрибутировать ее, установить авторство, оставив запись о том, что в случае ее написания Нарыковым памятник становится уникальным. Оказалось, что картина-икона с подобным сюжетом имеется и в Национальной галерее РК. В музей она попала тоже после Октябрьской революции, скорее всего, из какого-то национализированного имения или частного собрания. Но, по словам заместителя директора Национальной галереи по науке Натальи Плаксиной, ни одна из хранящихся в республике икон к известному иконописцу Нарыкову, скорее всего, не имеет отношения. Приписанный к оружейной палате богомаз жил в конце XVII – начале XVIII веков. А картины-иконы, попавшие в Коми, датируются XIX веком. И, скорее всего, вышли из-под кисти студентов или выпускников Российской академии художеств. Хотя именно Нарыков одним из первых в России в конце XVII – начале XVIII веков стал делать копии с картин художников эпохи Возрождения. Он же расписал и иконостас знаменитого на Севере Благовещенского собора в Сольвычегодске. Что еще осталось из наследия этого самобытного художника, где хранятся творения его рук? Эти вопросы остаются открытыми. Как бы то ни было, оба полотна, хранящихся в музеях Коми, заслуживают пристального внимания искусствоведов, являются любопытными образцами копийной живописи и ждут разгадки спрятанных в них тайн. Анна СИВКОВА. |