Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
5 апреля 2008 года

Загадка "Мадонны делла Седиа" / Какие тайны хранят копии двух картин великого Рафаэля,

хранящиеся в фондах Национального музея и Национальной галереи РК?

Недавно по российскому телевидению показали сюжет о том, как в одном из уральских городов была обнаружена икона – копия картины Рафаэля «Мадонна делла Седиа». Комментарии о находке носили оттенок сенсации. Между тем сотрудники двух крупнейших хранилищ республики – Национального музея и Национальной галереи РК к такой оценке уральской находки отнеслись осторожно и даже снисходительно. Ведь копии с картины великого художника эпохи Возрождения хранятся и в их фондах.

О происхождении иконы-картины «Мадонна в кресле», хранящейся в Национальном музее РК, рассказала ученый секретарь Валентина Сова. Этот экспонат в республиканский краеведческий музей попал в 1929 году из села Помоздино. До того, как оказаться в хранилище, он находился у бывшего полицейского чина М.Булатова. В музейных запасниках на обороте картины-иконы сделали такую надпись: «Эта копия с Мадонны Рафаэля была типичной в XVI веке в Италии... Она предназначалась для строившегося тогда Сольвычегодского Благовещенского собора, но по причине ее католического значения признана неудобной для помещения в православном храме. Писал ее известный в то время живописец Степан Доментиевич Нарыков, из дворовых строителей собора Строгановых людей, обучавшихся за границей».

Валентина Алексеевна добавила к этой информации, что картина-икона всегда представляла интерес для музейщиков и исследователей. В конце 80-х годов искусствовед Добрынин из Всероссийского художественно-реставрационного центра им.И.Грабаря пытался атрибутировать ее, установить авторство, оставив запись о том, что в случае ее написания Нарыковым памятник становится уникальным.

Оказалось, что картина-икона с подобным сюжетом имеется и в Национальной галерее РК. В музей она попала тоже после Октябрьской революции, скорее всего, из какого-то национализированного имения или частного собрания. Но, по словам заместителя директора Национальной галереи по науке Натальи Плаксиной, ни одна из хранящихся в республике икон к известному иконописцу Нарыкову, скорее всего, не имеет отношения. Приписанный к оружейной палате богомаз жил в конце XVII – начале XVIII веков. А картины-иконы, попавшие в Коми, датируются XIX веком. И, скорее всего, вышли из-под кисти студентов или выпускников Российской академии художеств. Хотя именно Нарыков одним из первых в России в конце XVII – начале XVIII веков стал делать копии с картин художников эпохи Возрождения. Он же расписал и иконостас знаменитого на Севере Благовещенского собора в Сольвычегодске. Что еще осталось из наследия этого самобытного художника, где хранятся творения его рук? Эти вопросы остаются открытыми.

Как бы то ни было, оба полотна, хранящихся в музеях Коми, заслуживают пристального внимания искусствоведов, являются любопытными образцами копийной живописи и ждут разгадки спрятанных в них тайн.

Анна СИВКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №66-67 (3740-3741) - 5 апреля 2008 года

Декоративный "Лесовичок" - визитная карточка коми пекарей / Команда республики едет на всероссийский конкурс

 №65 (3739) - 4 апреля 2008 года

Встреча со студентами

Сон о ходулях / Иван Дуркин потерял на афганской войне обе ноги. Как и двадцать лет назад, ему нужна помощь, о которой он не привык просить...

 №64 (3738) - 3 апреля 2008 года

Новоселье к юбилею отметили психотерапевты республики

50 тысяч георгиевских ленточек

В Ижме создан союз предпринимателей

Наградили лучших воспитателей столицы

"Отдых на Севере"

В "Разведке" растят патриотов

Интернет для незрячих / Активисты региональной организации ВОС начали осваивать компьютеры

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 66 (3740)
5 апреля 2008 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»