Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Политика
16 апреля 2015 года

Десятиместный парламент

/ Госсовет Коми сократит профессионалов и расходы на проезд и проживание в командировках


Количество профессиональных депутатов сократится до десяти.

Во вторник в Госсовете республики состоялось расширенное заседание в комитете по законодательству и местному самоуправлению, на котором народные избранники рассмотрели законопроект о статусе депутата. Напомним, в начале года спикер парламента Игорь Ковзель предложил уменьшить число депутатов, работающих на профессиональной основе, до десяти, что позволит по итогам года, а также в дальнейшем сэкономить бюджетные средства. Также депутаты намерены урезать себе командировочные расходы.

 Рабочее совещание началось со знакомого для журналистов предложения удалить прессу, дабы, обсудив законопроекты в закрытом режиме, позже «разродиться» сухим пресс-релизом. Идея прозвучала из уст одного из авторов законопроекта о статусе депутата, зампреда комитета по законодательству и МСУ Алексея Цыпанова.

– Мы тут обсудим рабочие вопросы, а потом вы им все расскажете сами, – обратился депутат к председательствующему Владимиру Косову.

Его тут же поддержали Татьяна Саладина, которая по одной ей ведомой причине недобро поглядывала на журналистов, и коммунист Болеслав Скроцкий.

Владимир Косов, который за десять минут до этого сам же и пригласил к себе в рабочий кабинет журналистов, оказался в неловкой ситуации. К счастью, за него заступился зампред бюджетного комитета Иван Медведев, пожуривший коллег за излишнюю скрытность. А Александра Бушуева недоуменно пожала плечами: «Только что журналисты сидели с нами на одном из рабочих совещаний, чего сейчас-то их выгонять». Приободренный Владимир Косов поставил вопрос на голосование, и с перевесом в один голос прессе милостиво разрешили прослушать «рабочие вопросы».

Позже всех в забитый до отказа кабинет протиснулся председатель комитета по соцполитике Михаил Брагин, живо отреагировавший на присутствие журналистов:

– Раз не пишете про меня в газетах, я буду всегда последним приходить, чтобы на меня обращали внимание.

– В связи с бюджетным дефицитом мы вынуждены сокращать расходы по разным статьям, – прервав смех присутствующих, начал председатель. – Сокращаться надо и по заработной плате, и по количеству депутатов, и по средствам, которые выделяются для аренды жилья, и по командировочным расходам. В 2003 году у нас, депутатов, работающих на освобожденной основе, было всего 12, потом увеличили до 15, сейчас таковых 16.

В законопроекте, по словам Владимира Косова, перечислены должности, которые предполагают работу на профессиональной основе, – это председатель Госсовета и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий. Всего таковых десять должностей. Однако депутаты уже успели внести поправки в законопроект. В новом созыве на освобожденной основе также будут работать по одному представителю от каждой политической партии, преодолевшей пятипроцентный барьер, в том случае, если они останутся без должностей.

– Кроме этого, существенное ограничение в законопроекте связано с проездом и проживанием в гостиницах. Предполагается, что депутаты не будут пользоваться вип-залами в аэропортах, вагонами СВ и номерами «люкс», что принесет существенную экономию средств. Это я все говорю для прессы, и это все, что мы собираемся обсудить, – многозначительно добавил Владимир Косов.

На лицах присутствующих никак не отразилось последнее известие, возможно, депутаты уже смирились с тем, что в командировках им придется жить в обычных стандартных номерах. 

– Надо понять, какие суммы мы экономим, – прервал молчание Александр Макаренко.

– Вот же здесь все написано, – подсказала Александра Бушуева и зачитала цитату из документа: – За три с половиной месяца, с сентября по декабрь 2015 года, экономия средств составит около четырех миллионов рублей, а за 2016-й – около тринадцати миллионов. Мы же рассматриваем расходы, связанные с работой депутатов нового созыва, поэтому экономия начнется после выборов, с сентября.

Собравшиеся ненадолго задумались, а Михаил Брагин, воспользовавшись общей паузой, предложил, чтобы средства не растворились в общем бюджете, оставить их на социальные нужды районам.

– К сожалению, это может решать только новый Госсовет, – огорчил своего коллегу Александр Макаренко.

– Это просто рекомендация новым депутатам, – ничуть не стушевался Михаил Брагин. – Рекомендация направить 13 миллионов рублей на два новых ФАПа, например.

Депутаты тут же стали оживленно обсуждать, куда еще можно было бы направить 13 миллионов, а также прикидывать, сколько в итоге человек смогут работать на профессиональной основе.

– А если шесть партий пройдут, то по одному человеку от каждой партии будут работать на освобожденной основе, то есть с теми десятью их будет 16. И сейчас 16 человек получают зарплату, чего менять тогда, – недоумевала Татьяна Саладина.

Ей тут же стали объяснять, что предугадать или просчитать что-либо сейчас нереально и, возможно, в новом созыве представители всех партий войдут в руководящий состав Госсовета, так что экономия действительно будет существенная, а профессионалов останется ровно десять. Но она лишь недоверчиво качала головой, в которой, вероятно, зрели какие-то перспективные планы на ближайшие годы.

Руководитель фракции КПРФ Вячеслав Шулепов припомнил, что в Верховном Совете Коми АССР, депутатом которого он являлся, было 180 мандатов.

– Постепенно количество депутатов снизилось до тридцати, и предполагалось, что все они будут работать на профессиональной основе. Я боюсь, что переход на десятиместный парламент сильно понизит политический вес Госсовета в системе госвласти республики. Было бы целесообразнее сократить расходы за счет снижения зарплаты, но чтобы на профессиональной основе работало больше депутатов. Я бы предложил, чтобы парламент был полностью профессиональным, хотя это и невозможно, – то ли вздохнул, то ли усмехнулся коммунист. – Что касается распределения мандатов представителям партий, то мы даже не знаем, сколько их пройдет. В Коми зарегистрирована 31 партия, и сколько из них наберет пять процентов голосов, это вопрос.

Иван Медведев решил прийти на помощь и под одобрительный смех коллег подсказал:

– Больше тридцати партий точно не наберут.

Журналист «Республики» тут же столбиком умножил тридцать на пять и хотел было уже подсказать, что пятипроцентный барьер смогут преодолеть не более 20 партий, чтобы избирком смог отчитаться о ста процентах голосов, а не 150-ти, но сдержался, так как к дискуссии вновь подключился Михаил Брагин:

– Раз речь идет об экономии бюджетных средств, можно согласиться с тем, чтобы оставить на профессиональной основе десять человек. Я ведь так и предлагал как один из авторов законопроекта. Но следующим моим ходом будет инициирование законопроекта о профессиональном парламенте, хотя и с уменьшением зарплаты для всех. Это будет справедливо, и не будет больше людей, которые приезжают раз в пятилетку на сессию. Да, сейчас мы просто экономим средства, но следующим шагом надо сделать профессиональным парламент, чтобы не был он угольным, нефтяным или газовым. Вдумайтесь, парень только приехал в Ухту работать в «Газпроме», а уже заявляет, что идет на выборы защищать интересы компании. Да кто ты такой?

Дебаты о том, кто такой новый руководитель компании «Газпром трансгаз Ухта», а также какие компании и кто защищает в парламенте, прервал молчавший до сего момента Алексей Цыпанов, за чьими плечами уже четыре созыва. Он признался, что «въезжал в законотворчество долго», работал и на неосвобожденной основе, и на профессиональной, а поэтому готов поделиться своим опытом:

– Работа на общественных началах – практически бесполезное дело. Без профессионалов работа не пойдет. А к чему мы стремимся сейчас, я не совсем понимаю. Если наша цель узкая – просто сэкономить 10-13 миллионов в год, то есть для этого и другие варианты решения вопроса. Например, оставить одного заместителя у председателя, уменьшить количество комитетов, постоянных комиссий и даже частично сократить аппарат Госсовета.

– Мы можем предлагать кучу вариантов, – парировал Александр Макаренко. – Но мы подходим к вопросу концептуально, рассматривая данную схему. По моему мнению, не сильно и сократится количество депутатов, работающих на профессиональной основе, по одной простой причине. Сейчас работают 16 человек, предлагается десять плюс те, кого предложат партийные фракции. Можно спрогнозировать, что это будут 13-14 человек, не сильно-то и отличается от того, что есть сейчас. Но меня беспокоит другое. Есть депутаты, на которых мы сейчас не будем пальчиками показывать, но которых мы вообще здесь не видим, они тупо получают деньги и приезжают только на сессию, и ничего мы с ними сделать не можем. А тут мы вводим определенные ограничения и перекладываем ответственность на фракции, которые выдвинут своих представителей. Пусть они за них отвечают. Остальные же, а именно руководящий орган, и так будет работать. Деваться им некуда.

Иван Медведев укоризненно заметил, что он, хотя и является депутатом без зарплаты, но не согласен с тем, что хуже работают те, кто трудится на освобожденной основе.

– Если депутат захочет, он все узнает и в процесс законотворческий войдет и будет в теме. Не зависит это от того, получает он деньги или нет. Зависит от желания скорее. Так что есть депутаты, которые получают зарплату, но не работают, а есть те, кто не получают, но работают хорошо.

– Если бы ты работал в Воркуте директором, тоже приезжал бы сюда каждый день? – довольный своей шуткой поинтересовался Брагин.

– Почему каждый день? Электронная почта есть, по интернету свои замечания к законопроекту можно пересылать, видеоконференцию устроить. Желание депутата надо.

– Полностью с вами согласен, – удовлетворенно кивнул Михаил Брагин, исчерпав регламент собственных выступлений.

– Чувствую себя неловко, как будто я борюсь за собственную зарплату, – подал голос Алексей Цыпанов. – Это не так, я могу хоть завтра уйти, и меня на работу даже возьмут.

Татьяна Саладина тут же принялась успокаивать коллегу, сообщив ему, что она во всем его поддерживает, а попутно озвучила свою идею, чтобы следующий созыв депутатов и принимал это непростое решение на первой сессии. Услышав в ответ, что закон необходимо принять сейчас, дабы он начал распространяться на следующий созыв, депутат и вовсе предложила отложить решение вопроса, создав временную комиссию.

– Это могут сделать только авторы законопроекта, а они этого делать не собираются, – пояснил первый зампред парламента Валерий Марков. – К нам попал документ, мы должны его рассмотреть, внести свои правки, если они необходимы, и вынести его на сессию.

– Просто когда читаешь СМИ, которые пишут, что депутаты, получая зарплаты по 60-65 тысяч, стремятся вновь идти в Госсовет за деньгами, это задевает, – наконец выплеснула свою обиду на журналистов Татьяна Саладина. – Задело то, что мы якобы стремимся получать зарплату, а на самом деле хотим помогать решать проблемы людей.

Стало хоть понятно, зачем некоторые депутаты проходят через сито выборов – в какой-то момент они не представляют жизни без решения проблем людей.

В итоге сорокаминутная беседа завершилась решением оставить документ как есть, с двумя поправками, но продолжить обсуждение законопроекта по фракциям. В четверг изменения в закон о статусе депутата должны быть утверждены на сессии.

Валентин ТИМЧЕНКО

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА

 

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №39 (5270) - 16 апреля 2015 года

Рейтинг публичности общества и власти

 №37 (5268) - 11 апреля 2015 года

Премьера праймериз / Первым проголосует Сыктывдинский район

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 39 (5270)
16 апреля 2015 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»