Культура |
9 апреля 2015 года |
Сказки и предания тундры/ Коми ученые издали новый сборник ижемского фольклора
Сборник «Фольклор ижемских коми в Ненецком автономном округе» повествует о призраках, аномальных зонах и загадочных явлениях. Страшные и не очень истории собрали в экспедициях на Север сотрудники Института языка, литературы и истории Коми НЦ Алексей Рассыхаев и Вера Кудряшова. Как рассказал «Республике» Алексей Рассыхаев, значительную часть сборника составили материалы прошедшей летом 2014 года фольклорно-этнографической экспедиции в НАО. В течение двух недель было опрошено 38 коми жителей Нарьян-Мара и деревни Волоковая. В основном ученые записывали рассказы потомственных оленеводов, тех, кто родился в тундре и провел там большую часть жизни. Также в сборник вошли материалы, собранные учеными в середине XX века в Коми, Тюменской и Мурманской областях. В частности, фольклористом Верой Кудряшовой в 1970-х годах. – Удивительно, что для ижемских оленеводов, носителей христианской традиции, вполне привычными стали и ненецкие верования, – рассказал Алексей Рассыхаев. – Ижемцы, так же как и ненцы, приносят дары на священные места в тундре, соблюдают запреты и предписания. Считают, что нельзя осквернять места жертвоприношения и проявлять неуважение к духам. В этом мы могли убедиться лично. Утром мы отправились к информантам в чум, который располагается на реке Захарин. Там мы набрали уникальный для нас материал и отправились обратно через болото. Один из участников экспедиции оставил монету на дереве, в шутку сказав, что это в благодарность за помощь, а другой – сфотографировал. Когда через три часа вышли на дорогу, там нас ждала машина. Автомобиль должен был нас довезти до деревни, но он постоянно глох на подъемах и окончательно сломался у одного ручья. На следующий день жители сказали, что именно на том месте мерещится, бывают несчастья, а поломку техники связали с нашими шутками. Заимствовали ижемцы у ненцев и многие традиционные детские забавы. Это игры с утиными или гусиными клювами, оленьими рогами и суставами – бабками. Правда, в играх уже проявляется коми колорит. А в традиционных нарядах ижемок обнаруживается влияние русской культуры. В книге собраны волшебные сказки, сказки о животных, предания, былички, рассказы о сновидениях, анекдоты, поверья, колыбельные песни, считалки, песни-сказки и описания традиционных народных игр. Особенно интересны рассказы о призраках, которые встречаются в лесу и на болоте, о домовом, баннике, уресе, водяном и прочей нечистой силе. О кочевой культуре ижемских коми представления дают рассказы-воспоминания о праздниках, традиционных детских занятиях, методах воспитания. К примеру, ижемская этнопедагогика запрещала пугать детей дикими зверями, чтобы они не боялись ходить в лес. Все коми тексты даны в параллельном переводе на русский язык. Сборник подготовлен и издан тиражом пятьсот экземпляров по заказу Этнокультурного центра НАО по государственной программе округа «Культура на 2014-2018 годы». Выделенная для нашей республики часть тиража будет направлена в библиотеки региона. Коми активно начали осваивать территорию нынешнего Ненецкого автономного округа еще в позапрошлом веке. Сейчас в НАО живет около пяти тысяч ижемцев. Лишь некоторые из них продолжают заниматься оленеводством. Артур АРТЕЕВ |