Дым Отечества |
24 января 2015 года |
От фашизма - к святости / Лидеру радикальной эмигрантской организации Александру Казем-Беку в послевоенной Америке путь к истине "подсказал" креститель Коми края
Личность распространителя христианства в Коми крае, создателя первой коми азбуки святого Стефана Пермского привлекала и продолжает привлекать внимание исследователей, его жизни и деятельности посвящено множество трудов и статей. Отрывки еще из одной публикации, известной немногим, сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей. Любопытны и место, и время появления этой статьи. Она была напечатана в первом номере русскоязычного экуменического журнала «Третий час», вышедшего в 1946 году в США. (Издатель и редактор журнала – общественный и религиозный деятель, переводчик Елена Извольская.) Вокруг этого периодического издания сгруппировались русские эмигранты первой волны, пытавшиеся вдали от родины найти точки соприкосновения с ней, выработать, сообразуясь с прошедшими изменениями, национальную идею. Одним из тех, кого привлек «Третий час», был и лидер основанного еще в 1923 году в Мюнхене союза «Молодая Россия», потомок аристократической семьи, белоэмигрант Александр Казем-Бек. Его перу и принадлежит статья, посвященная Стефану Пермскому. Александр Казем-Бек прошел долгий и сложный путь идейных исканий. Среди эмигрантов первой волны он обрел известность довольно эпатажными взглядами. Союз «Россия молодая», лидером которого он стал, отстаивал новый тип государства, так называемую тоталитарную монархию, или, попросту говоря, русский фашизм. Даже атрибуты этой организации, объединявшей отпрысков родовитых российских фамилий, были фашистские: униформа, свастика, приветствие вождя с поднятием правой руки… Сегодня это звучит фантасмагорически, но одно время Казем-Бек и его сподвижники даже являлись сторонниками так называемой большевистской монархии во главе со Сталиным. Идеи русских фашистов в 30-е годы поддерживала и часть представителей свергнутого царского клана Романовых. Реальное сближение с покинутой родиной для Александра Казем-Бека произошло в 1957 году, когда он из Америки возвратился в СССР. Никаким преследованиям «блудный сын» в Советском Союзе не подвергался. До конца своей жизни он работал сотрудником отдела внешних церковных сношений Московской патриархии. Умер один из лидеров русского фашизма в 1977 году и был похоронен на кладбище подмосковного Переделкино. Статью «Почин Стефана Пермского», опубликованную Казем-Беком в журнале «Третий час», можно считать своего рода мостиком, перекинутым им из-за океана за десять лет до своего возвращения на родину. А духовный опыт крестителя Зырянского края, осмысленный им за океаном, помог на новом поприще – в качестве православного служителя в безбожной советской стране. Участники конференции русских фашистов в Берлине (крайний справа – Александр Казем-Бек), 1933 г. |