Культура |
26 ноября 2013 года |
Три дня и вся жизнь/ В театре драмы прошла премьера спектакля о Викторе Савине
В Государственном академическом театре драмы прошла долгожданная и во многом знаковая премьера – спектакль о жизни классика коми литературы Виктора Савина, чье имя носит театр. В день премьеры, 21 ноября, отмечалось 125-летие со дня рождения В.Савина. РЕШЕНИЕ, по какому пути идти в выборе и подаче материала о такой непростой «фигуре времени», как Виктор Савин, автору сценария и режиссеру спектакля Евгению Софронову далось весьма непросто. Практически сразу, как только поступило предложение возглавить проект, режиссер отказался от идеи постановки по сочинениям самого В.Савина. Он выбрал самый, пожалуй, непростой путь – рассказать о писателе как о человеке, переживающем трагедию своего положения. Трагедию, которую он вопреки здравому смыслу вынужден принять отчасти как расплату за безграничную веру в свой народ. Как рассказал Евгений Софронов, он старался опираться на документальные материалы, которые вместе с коллегами собирал в том числе и на родине В.Савина в Корткеросском районе. Большую помощь при этом оказала бывшая учительница – Евстолия Савина, полтора десятка лет возглавлявшая группу «Поиск» по исследованию жизни и творчества В.Савина. Изучив все доступные материалы, режиссер принял решение показать героя спектакля в жесткой, экстремальной ситуации лагеря, когда человек остается практически один на один с собой, со своими мыслями, воспоминаниями и надеждами, которые здесь приобретают совершенно иной смысл. ФАБУЛА спектакля – три дня из жизни осужденного и отбывающего заключение за «контрреволюционную деятельность и создание Коми буржуазной республики» Виктора Савина. Три дня в грязном бараке лагпункта Адак на реке Усе. Второй год войны. Под лай собак и радиосводки с фронта писатель вспоминает деревню, где его встречают как героя, щемящие моменты первых репетиций созданного им же театра «Сыкомтевчук», книги своих стихов, которые он дарит землякам, неприкрытый восторг лиц, обожание, веру в него, как в Святителя. Несколько гротескными, хотя и лишенными карикатурности выглядят эти «деревенские сцены»: алые сарафаны и буденовки, акробатическая пирамида «делай раз», создающая контур революционного пятиконечного распятия. И заходящийся от восторга талантливый ученик Миша в шапке со звездой, читающий его, Савина, сочинение «От Октября до Октября». Заключенный Савин пытается понять: где, каким образом, когда он стал «врагом» этого народа, который уже завтра, обвинив и растоптав, практически распяв его, сожжет его книги и выжжет душу? Самое страшное испытание – предательство и забвение. Забвение и предательство. Спички в руках талантливого Миши, которыми он подожжет книги писателя. Известие о том, что долгожданное освобождение откладывается на неопределенный срок – до конца войны, окончательно «добивает» и без того надломленного болезнями и усталостью Савина. Непростая задача легла на плечи исполнителя главной роли Андрея Третьякова, которому приходилось вписываться в калейдоскоп таких диаметральных по времени и сути эпизодов. ГОРЬКИМ, светлым и пронзительным в результате получился этот спектакль. Примечательно, что и зритель на первую премьеру подобрался отнюдь не случайный – в большинстве пожилые люди из числа творческой интеллигенции. Постановку они восприняли с большим воодушевлением, горячо отблагодарив труппу и занятых в спектакле студентов колледжа искусств. Особую благодарность, что естественно, снискали исполнитель главной роли и режиссер спектакля. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |