Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
19 октября 2013 года

Мемориал немецким военнопленным был сооружен в Усть-Сысольске после Первой мировой войны


Кладбищенская церковь в Кируле до 1917 года.

На страницах приложения «Дым Отечества» не раз поднимались вопросы, связанные с обустройством кладбищ, некрополей,
сохранения памяти о людях, в силу разных причин и обстоятельств
очутившихся в наших краях и нашедших здесь последний приют.
Один примечательный факт, связанный с этим, я храню
в своей памяти.

В МАЕ 1946 года мы, ученики 9 класса мужской средней школы №12 – я, Феликс Харапов и Анатолий Макаров, у последнего дома готовились к очередному экзамену. Совместная групповая подготовка нам пришлась по душе, и мы сообща штудировали учебники. В один из таких междусобойчиков Анатолий и повел нас прогуляться по старому Кирульскому кладбищу.

Если не изменяет память, на погост мы попали с восточной, угловой, зоны. Хотя кладбище уже давно было закрыто, но все еще находилось за высоким забором и не было полностью разрушено. Пробираясь мимо остававшихся захоронений, мы вышли к настоящему мемориалу. Его размеры составляли примерно полтора на два с половиной метра. Остановившись у стены, мы вчитались в надпись. Она гласила: «Здесь покоятся тела усопших немецких и австро-венгерских военнозадержанных». А дальше, уже немецкой вязью, были вписаны имена и фамилии 12 похороненных тут иноплеменников.

На площадке, перпендикулярной к мемориальной стене, на определенном расстоянии друг от друга возвышались 12 бетонных столбиков, примерно 60-сантиметровой высоты. По всей видимости, здесь и покоились военнопленные, закинутые в Усть-Сысольск после I мировой войны. До сих пор во мне живет то впечатление, которое на нас, советских школьников, произвел мемориал солдатам неприятельской армии. Но вопрос, кто его возвел – или собратья «военно-задержанных» по усть-сысольской ссылке, или кто-нибудь еще, так и остался без ответа.

ДЕТСКИЕ походы и приключения открывали нам и другие потайные уголки Сыктывкара. Хорошо помню тропу, которая вела по территории «флагмана промышленного производства» – лесозавода № 2 и выходила к озерам, а дальше вела на сысольский берег. Одно из встречающихся на пути озер венчал большой мост, построенный без бетонных свай. Озера были поставлены на службу производству: в них сосредотачивались запасы леса на зиму, так называемые «щуки».

Видимо, сейчас мало кто уже помнит, что с восточной стороны лесокомбината располагалось еще одно кладбище. Есть предположение, что оно было задумано вместо закрытого Кирульского погоста, на котором хоронили жителей Усть-Сысольска в течение нескольких веков. Лесокомбинатовские ребята, и я вместе с ними, часто возвращались после купания по тропе, примыкавшей к этому кладбищу. Те из ребят, кто был пошустрее и побойчее, частенько заворачивали к захоронениям, выносили какие-то вещички, украшавшие могилы. Но я никогда не отваживался составить им компанию, поэтому не знаю, что из себя представлял этот погост и кто преимущественно нашел на нем последний приют.

Ни в одном источнике, ни в одной книге по истории Сыктывкара я не обнаружил никаких сведений о нем. Впрочем, как и о существовавшем мемориале немецким военнопленным в Усть-Сысольске. Очень хотелось бы, чтобы об этих местах осталась память, и, может быть, даже удастся отметить их каким-нибудь знаком.

Александр ПОРОШКИН,

профессор Сыктывкарского университета.

На протяжении веков и десятилетий Усть-Сысольск оставался единственным городом обширного Коми края, его центром, свое-образным средоточием культурной и общественной жизни. Небольшая «зырянская селитьба», застроенная  добротными деревянными домами и величественными каменными храмами, почти до середины ХХ столетия сохраняла и близкий к первоначальному облик, и лица необщее выраженье. Но затем набирающая обороты урбанизация нивелировала его, старый Усть-Сысольск уступил место многоэтажному Сыктывкару.   И лишь в памяти коренных горожан и старожилов он продолжает жить другим, совсем непривычным для большинства наших современников: деревянным, уютным, одноэтажным. Откликаясь на многочисленные пожелания наших читателей, мы решили оглянуться назад и попытаться представить, показать со страниц газетного приложения старый Сыктывкар – Усть-Сысольск. Рассказать не только историю памятных многим знатных домов, но и вспомнить имена по-своему примечательных людей с негромкой судьбой и биографией. От наших читателей, как и всегда, мы ждем наводок, подсказок, писем, фотографий.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №168 (5045) - 19 октября 2013 года

Разноязыкий Урал представлен в первой книге уникального многотомника

Неизвестная коми увертюра осталась в Сыктывкаре после ссылки композитора Олега Рассадина

Родословие от Афанасия

От родовых знаков к родовым именам

Даты

Дворянин, художник, зек... / Сын знаменитого русского историка Евгений Веселовский жил в Сыктывкаре, здесь же нашел и последний приют

Где эта улица, где этот дом

Все ушли на фронт / Из многих семей нашей республики защищать родину в годы Великой Отечественной войны отправились по шесть и более братьев

Слепой музыкант / Спутницей по жизни Аифала Нефедова была гармошка, а эталоном творчества оставался его первый начальник - Виктор Савин

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 168 (5045)
19 октября 2013 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»