Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
27 июня 2013 года

Валерий Чупров: "Дело может дойти до чересполосицы"

После 1 июля 2013 года сельские поселения обязаны выявить и опубликовать списки невостребованных земельных долей с последующим включением их в муниципальный фонд. Невостребованными будут признаны те участки, права на которые собственники до этого срока не зарегистрировали в органах государственной регистрации. Практически все сельхозпредприятия республики пользуются землей без правоудостоверяющих документов, а до 1 июля остались считанные дни. О том, чем это может обернуться для аграриев, наш корреспондент побеседовала с председателем Общественного совета при Минсельхозпроде РК Валерием Чупровым.

– Валерий Михайлович, что ожидает предприятия, которые по сути пользуются незаконно своими же сельхозугодьями?

– Да ничего страшного, конечно, не произойдет, хотя пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли законодатель рассматривает как самовольный захват земли. На сельхозпредприятия, пользующиеся землей без документов, могут наложить административный штраф.

Но ситуация эта опасна еще и тем, что в ряде районов, в основном Сыктывдинском и Корткеросском, от сельхозугодий предприимчивые граждане отщипывают лучшие куски земли. Кадастровые инженеры, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, выполняя заказы физических лиц, сейчас активно проводят межевание участков и в частном порядке оформляют права собственности на землю. Таким образом, изымаются самые ценные куски. А ведь так дело может дойти и до чересполосицы. Чересполосица же всегда чревата конфликтными ситуациями. Это во-первых. А, во-вторых, если и дальше оформление земельных участков будет пущено на самотек, может статься так, что хозяйствам заготавливать корма и выращивать овощные культуры придется на неудобьях, за перелесками, вдали от транспортных сетей.

Такие случаи, когда хозяйства теряют самые хорошие куски земли, – не редкость. Вот недавно подобная история приключилась с ООО «Пажга». С января нынешнего года я являюсь председателем совета директоров ООО «Пажга», но только сейчас мне рассказали, что зимой одна предприимчивая гражданка отмежевала себе участок земли, который «Пажга» использовала в качестве пашни, и получила на него правоустанавливающий документ. Якобы для ведения сельского хозяйства. А руководитель ООО даже не знал об этом. Хозяйство потеряло особо ценный участок, находящийся рядом с селом, прямо возле заасфальтированной дороги. Такого не произошло бы, если бы кто-нибудь из специалистов хозяйства следил за публикуемыми в газете «Республика» объявлениями о межевании земельных участков. По законодательству в течение 30 дней с момента опубликования объявления «Пажга», как и другие дольщики, могла бы возразить против межевания. Но в ООО никто не отслеживал эту информацию. Более того, на участке стоял заготовленный «Пажгой» бурт торфа, и новоявленная собственница объявила, что ей принадлежит и торф. Торф, конечно, «Пажга» не отдала, но случай, согласитесь, настораживающий.

В обороте «Пажги» всего 3 595 гектаров земли, и 3 433 гектара – это доли пайщиков. По сути у самого сельхозпредприятия земель нет вообще. Хозяйство использует еще 1000 га, но без правоустанавливающих документов. Никто пока не заявил права на эти участки, но долго ли так будет продолжаться? И большинство сельхозпредприятий Сыктывдинского района находятся в такой же ситуации: практически все используемые земли – это долевая собственность пайщиков.

– За то, что хозяйства оказались в такой ситуации, ответственны прежде всего сами руководители сельхозпредприятий.

– Я их и не оправдываю. Это результат полной пассивности как со стороны руководства предприятиями, так и со стороны властных структур. Все как будто забыли, что основное средство производства в сельском хозяйстве – это земля, сельхозугодья. По постановлению №576 правительства республики на 2013 год земля упоминается только в связи с мелиоративными работами. Кое-где пашни и луга стали зарастать лесом, разрушены проложенные когда-то осушительные системы, и теперь вот речь идет о том, чтобы их восстановить, привести в нормальное состояние. Рассматриваются только эти вопросы, а то, что касается прав собственности на землю, условий ее использования, учета участков, регистрации и постановки на кадастровый учет, – эти вопросы, за редким исключением, мало кого волнуют.

– Какое хозяйство Вы можете назвать в качестве редкого исключения?

– Я знаю, что самым тщательным образом земельным вопросом занимается руководитель «Изваильского-97» Иван Заинчковский. У него все бумаги оформлены, даже сельхоз­участок, который находится в Кировской области, а это 2 тысячи с лишним га, он оформил в долгосрочную аренду до 2020 года. А больше-то никого назвать не могу. Причем «Изваильский-97» не в каком-то особом положении находится и денег ему выделяют из бюджета не больше, чем другим, просто руководитель предприятия серьезно отнесся к земельному вопросу.

Ну а у остальных владельцев предприятий – ООО, кооперативов и АО, – я бы сказал, весьма низкий уровень ответственности. Это живые люди, которые имеют доли в уставном капитале, имеют акции и прочее, но почему-то вообще не озабочены тем, что у них есть какая-то собственность, что ею надо каким-то образом управлять. А если не вкладывать ни знания, ни денежные средства в сельхозпредприятия, то на какую отдачу можно рассчитывать? Поэтому многие предприятия исходя из такого отношения и банкротятся, постепенно сходят на нет.

– После того случая потери земельного участка, о котором Вы рассказали, в «Пажге», наверное, тоже призадумались по поводу оформления земель?

– «Пажга» готовит проект реконструкции старой фермы и планирует построить еще и новую. Одних только дойных коров в хозяйстве будет 800. Плюс намечена реконструкция животноводческого комплекса в Лэзыме под развитие мясного скотоводства. Хозяйству потребуется с учетом норм кормления не менее 5,5 тысячи га земли. Имеющихся площадей явно недостаточно, поэтому придется где-то искать неиспользуемые земли. Руководство «Пажги» обратилось к инвестору, чтобы в этом году хотя бы тысячу гектаров земли выкупить в собственность хозяйства. Нужны плодородные участки, расположенные близко от дорог, а они стоят недешево. Тысяча гектаров обойдется, может быть, в 2,5 миллиона, а может быть, и в 5 миллионов рублей. Столько денег надо найти у себя в хозяйстве или занять. Как угодно, но сделать это просто необходимо. И каждое предприятие сегодня уже должно определиться, сколько земель ему необходимо прямо сейчас, а сколько на перспективу.

– Валерий Михайлович, вот Вы говорили о том, что из бюджета выделяются немалые средства на мелиорацию. Но если собственность на участки не оформлена, то руководители сельхозпредприятий сильно рискуют, вкладывая еще и свои деньги в орошение, осушение или удобрение земель. Средства потратят, и немалые, а потом объявится какой-нибудь предприимчивый гражданин и скажет, что это его земля.

– Это действительно рискованно. И трудно рассчитывать, что инвесторы будут направлять денежные средства в объекты, которые по сути никому не принадлежат.

– Как решаются земельные вопросы в других регионах?

– Знаю, какая ситуация в соседней Кировской области. У них процессы оформления долей и их регистрации идут более активно. Все-таки степень распаханности территории Кировской области значительно выше, чем у нас в республике. Там производят зерновые культуры, а они пользуются большим спросом на рынке. Поэтому люди там более заинтересованы в оформлении земельных долей. К тому же в бюджете Кировской области небольшие деньги, но предусмотрены на поддержку определенных мероприятий в этой сфере.

– Складывается такое впечатление, что у нас процесс оформления собственности на землю идет ни шатко ни валко по той простой причине, что квалификация специалистов в сельских поселениях оставляет желать лучшего. Какие-то учебные заведения занимаются подготовкой кадров в этой области?

– До середины 90-х годов, до того времени, пока существовал Госкомзем (Госкомитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству – ред.), на базе Института переподготовки и повышения квалификации работников АПК проводились специальные курсы. А сейчас, честно говоря, даже не знаю, готовят ли где-то специалистов по земельным вопросам.

Беда-то, мне кажется, заключается еще и в том, что сейчас нет единого государственного органа, координирующего эту деятельность. Функции разбросаны по нескольким ведомствам – Минэкономразвития РК какими-то земельными вопросами ведает, Агентство по управлению имуществом тоже занимается землей, помимо них Управление Росреестра по Коми и кадастровая палата… Управленческих органов вроде бы много, а координатора, по сути дела, нет. Надо, чтобы кто-то отслеживал все процессы из одного, объединенного центра.

– Чтобы перенять опыт, не надо даже ехать в Кировскую область. Собрались бы и съездили к тому же Ивану Заинчковскому в Ухту. Он же оформил всю документацию на землю, несмотря на всю неразбериху. 

– Конечно, ехать в Кировскую область вовсе не обязательно. Есть решение Общественного совета при минсельхозе – провести по земельному вопросу республиканское совещание, и желательно под эгидой Главы республики, но сначала встречи надо провести в муниципалитетах. Однако Общественный совет обладает правом рекомендовать что-либо только Минсельхозпроду РК, а потом уж министерство направляет рекомендации муниципалитетам о том, чтобы там собрались и определились, в какой последовательности будут выполнять Федеральный закон №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и кто именно за это дело будет отвечать в том или ином районе.

– Каким образом будут распоряжаться невостребованными землями, которые после 1 июля окажутся в муниципальном фонде? Кому будут отдавать предпочтение в спорных ситуациях – предпринимателю, который собирается на запрашиваемом участке устроить турбазу, или сельхозпредприятию под пашню?

– В Законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» закреплено понятие «особо ценные земли». Составлением реестра особо ценных земель с конкретными кадастровыми номерами сейчас в муниципалитетах занимаются специалисты отделов сельскохозяйственного производства. Под эту категорию подпадают все земли сельскохозяйственного назначения, на которых в свое время проводились мелиоративные мероприятия. К особо ценным также относятся парки, зеленые зоны и так далее. Так вот без согласования с Минсельхозпродом РК никакие манипуляции на таких участках нельзя производить.

Уже сейчас к руководителям сельхозпредприятий обращаются предприниматели, ссылаясь при этом на ходатайство высоких покровителей, и просят отдать им самые плодородные участки. Конечно, каких-то теневых процессов, наверное, не избежать, но хотелось бы, чтобы распределение земель происходило открыто.

– На один из извечных вопросов, кто виноват, Вы уже ответили. А вот что делать-то сейчас?

– Первое. На эту проблему должно обратить внимание правительство республики. Второе. Надо найти способ воздействия на глав администраций муниципалитетов, руководителей поселений, чтобы они почувствовали ответственность за реализацию 101-го федерального закона. Хотя, конечно, за исполнение закона, в котором определены конкретные сроки, со всей строгостью может спросить и прокуратура.

Третье. Я считаю, что необходимо определить конкретные органы управления, пусть это будут даже два органа, которые бы координировали всю работу и контролировали этот процесс, причем систематически, а не от случая к случаю. Четвертое. Несмотря на все трудности, при формировании бюджетов муниципалитетов надо изыскивать средства в республиканском бюджете и направлять их на межевание строго по целевым программам, направленным на реализацию федерального закона. Соответственно, и строго спрашивать за использование выделяемых целевых средств.

Беседовала Ольга Сажина.

Фото Дмитрия Напалкова.

 

 

Все как будто забыли, что основное средство производства в сельском хозяйстве – это земля, сельхозугодья. Что касается прав собственности на землю, условий ее использования, учета участков, регистрации и постановки на кадастровый учет – эти вопросы, за редким исключением, мало кого волнуют.

 

 

Беда заключается еще и в том, что сейчас нет единого государственного органа, координирующего эту деятельность. Управленческих органов вроде бы много, а координатора, по сути дела, нет.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №113-114 (4990-4991) - 25 июня 2013 года

Игорь Ковзель: "Шумные споры не добавляют депутатам авторитета"

Герман Николаев: "Я не работал в конторах - только на производстве"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 115 (4992)
27 июня 2013 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»