Из первых уст |
25 июня 2013 года |
Герман Николаев: "Я не работал в конторах - только на производстве"
Герман Николаев и Вячеслав Гайзер на торжествах в честь 75-летия законодательного органа власти Коми.
На прошлой неделе еще одним почетным гражданином Сыктывкара стал ветеран строительной отрасли региона Герман Николаев. Такое решение приняли депутаты горсовета на очередной сессии, которая прошла 20 июня. Завтра, 26 июня, Герман Николаев отметит 75 лет. Накануне мы побеседовали с ним. – Герман Борисович, Вы руководили крупными строительными организациями в Сыктывкаре, сыграли немалую роль в реализации проекта «Белкомур». А когда Вы решили стать строителем, кто повлиял на ваш выбор? – Ответить на этот вопрос очень сложно, хотя в моей семье все были строителями. Я родом из Казани, мой отец работал там главным сметчиком проектной конторы «Татпроект», мама была чертежницей. Окончив в родном городе инженерно-строительный институт, я по распределению уехал в Саранск. Уехал вместе с молодой женой, мы вместе учились и поженились, получив дипломы. Где бы я ни работал, Нина Михайловна всегда была со мной. Поскольку она тоже строитель, то ее трудности и неустроенность быта не пугали. В годы нашей молодости повсюду кипела стройка. – Вы известны как один из участников сооружения Сыктывкарского ЛПК… – ЛПК – это мое детище. Я приехал в Коми строить этот комбинат, и мы его построили. У меня много друзей, вместе с которыми воплощали в жизнь столь грандиозную задачу. Мы с супругой приехали в Эжву в 1964 году, когда все только начиналось. Строителей не хватало, и меня сразу назначили начальником участка. Позднее доверили руководить строительно-монтажным управлением. А вообще моя карьера начиналась с рядовой должности мастера, еще в Саранске, где я отработал положенные три года по распределению. Кстати, за почти пятьдесят лет своей трудовой биографии я никогда не сидел в конторах, а все время работал на производстве. Когда мы строили ЛПК, времена были очень тяжелые. В Эжве – тогда еще поселке, промышленные и социальные объекты которого сооружали заключенные, лежала непролазная грязь. Но мы с коллегами работали день и ночь, постепенно проблемы решались, все перемены происходили на наших глазах. Можно сказать, что с моим непосредственным участием создавалась вся инфраструктура Сыктывкара. Тогда я уже руководил трестом «Бумпромстрой». Мы строили и гормолзавод, и мясокомбинат, винзавод и пивзавод, птицефабрику «Зеленецкая», фабрику «Комсомолка». Реконструировали музыкальный театр (ныне – Государственный театр оперы и балета РК – авт.), сооружали и промышленные, и сельскохозяйственные объекты. – Какие еще объекты считаете своими? – Да все, потому что ничего тут нет, чего бы я не строил. Одной из главных строек после ЛПК была фабрика нетканых материалов. Великим делом было и возведение производственных мощностей Жешартского фанкомбината. Это был завод ДСП-250, оборудование для которого председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин закупил в Финляндии. Очень тяжело шло строительство, но мы этот завод смонтировали. А сколько было построено объектов соцкультбыта – школ, детских садов, жилых микрорайонов. – Обычно в начале карьеры молодые люди всегда строят планы. О чем мечтали в юности Вы, и что из этого осуществилось? – Как-то вышло так, что мы планов не составляли. У нас было столько работы… Еще в Саранске я и другие молодые специалисты просились на строительство Братской ГЭС. Увы, туда нас не взяли – слишком много имелось желающих. А потом судьба забросила меня на другую всесоюзную ударную комсомольскую стройку – Сыктывкарский ЛПК, о чем я совсем не жалею. Было много предложений. После того как мы сдали завод ДСП в Жешарте, на коллегии союзного министерства меня хотели назначить замначальника главка. Но я отказался от этой престижной должности и квартиры в Москве. Дескать, только что принял трест «Бумпромстрой», не могу оставить своих соратников, бросить незавершенные объекты… Тогда, кстати, можно было поработать и за границей, где советские специалисты поднимали немало интересных строек. – В молодости планов не было, а сейчас, оглядываясь назад, что-то хотели бы изменить? – Мне однажды уже задавали такой вопрос, да и с супругой мы об этом много говорили. Нет, мы с ней ни о чем не жалеем. Сыктывкарский ЛПК – это была такая масштабная стройка, она требовала такой отдачи, что я до сих пор все производство знаю. Строители и наладчики работали тогда на конечный результат, мы во всем участвовали, знаем всю технологию. – Вы общались с людьми, которых считают легендами эпохи, – первым секретарем обкома партии Иваном Морозовым, первым Главой республики Юрием Спиридоновым, первым секретарем сыктывкарского горкома партии Алексеем Непеиным… – Это были прекраснейшие люди, грамотнейшие специалисты, очень требовательные к себе и к окружающим. Именно Иван Павлович, после того как присмотрелся ко мне, оценил мои способности как руководителя, предложил меня в члены бюро обкома партии. Это стало для меня большой неожиданностью потому, что практически никто из начальников крупных строительных организаций не входил в состав бюро. Впрочем, опыт работы во властных структурах республики уже был – два созыва меня избирали депутатом Верховного Совета Коми АССР. До сих пор с болью вспоминаю тот весенний «перестроечный» пленум 1987 года, когда И.П. Морозова незаслуженно критиковали. Я сказал ему тогда: «Иван Павлович, да не берите вы это близко к сердцу, мы все равно с вами…» А он крепко пожал мне руку и ответил: «Как же я ошибался в людях!» Меньше чем через сутки его не стало. – Еще одна грандиозная стройка, к которой Вы причастны, – железная дорога «Белкомур». Ваши усилия в том числе помогли тому, что концепция «Белкомура» не положена под сукно, а активно развивается. Теперь речь идет уже о комплексном освоении территорий, по которым пройдет новая магистраль. В качестве эксперта Вас привлекают сейчас к этому проекту? – Я регулярно присутствую на всех собраниях акционеров «Белкомура» – и годовых, и внеочередных. Этот проект – моя боль. Мы сделали, считаю, достаточно много для его реализации, а потом сменилось руководство республики, и меня очень неожиданно сняли (Г.Николаев был генеральным директором акционерной компании «Белкомур» – авт.), ну да Бог их простит. Беда не в том, что сняли, но ведь порушили все, что мы создали. К примеру, два завода по пропитке шпал: в Карпогорах Архангельской области и у нас, в Эжве. Мы решили все вопросы с Министерством путей сообщения РФ, все экспертизы прошли. Нам даже финны выделяли деньги на подготовку проектной документации по освоению лесов, прилегающих к трассе «Белкомура». Нашли и австрийского промышленника, которого интересовала эта древесина. Всего-то и требовалось поставить ему шесть вагонов пиловочника, чтобы австрийцы посмотрели его, распилили и попробовали, каков наш лес в переработке. В общем, все эти связи и наработки оборвались с моим уходом из «Белкомура»… Поэтому сейчас я очень признателен Главе республики Вячеславу Гайзеру за то, что он взял в руки этот проект. Радует и то, что в его планах – организация пригородного железнодорожного сообщения по маршруту «Сыктывкар – Эжва». Мы эту схему задумывали еще с Иваном Павловичем Морозовым: утром, днем и вечером курсировали бы три вагона, с остановкой в Чове. Представьте, сколько машин и автобусов уйдет с дороги на Эжву? Это очень актуально, ведь сколько уже происходило ДТП на этой трассе. – На склоне лет Вы избрали для себя преподавание в Сыктывкарском лесном институте… – Когда меня освободили от руководства «Белкомуром», я пошел к тогдашнему директору СЛИ Николаю Большакову. Тем более что начал писать кандидатскую диссертацию, и мне надо было защищаться. – И Вас не смутило, что Вам было уже 65 лет? – Нет, не смутило, тем более что материала для диссертации набралось предостаточно. Темой научной работы было грамотное вложение инвестиций и наиболее быстрый эффект от них. Разработка сделана для всех видов транспорта, в том числе и для лошади подходит (улыбается). – Какие они, нынешние студенты, есть ли отличия от вашего поколения? – Студенты, как это было всегда, очень разные. Есть очень способные ребята, которые знают… больше меня. Может, и не во всем, но они очень эрудированны, подкованны, с ними очень легко общаться. Иные студенты прекрасно разбираются в производстве, знают, что и как делать, но им нужны методические рекомендации, советы, как оформить, скажем, дипломную работу. Всему этому их надо научить. Есть студенты, которые не хотят учиться – тут уж ничего не попишешь, и даже интернет их не спасает. – Герман Борисович, в 75 лет не каждый выдержит такую нагрузку, которую испытываете Вы. Нет желания все бросить и уйти на покой? – Как говорится, покой нам только снится (улыбается). Я об этом думал много раз, с женой говорил. В последнее время она советует: «Работай столько, сколько хочешь». Не знаю, что вам ответить, многое зависит и от физического состояния. Я все-таки не так уж здоров, как кажется. Словом, время покажет. Хотя и дети считают, что пора уже отдыхать. Но понимаете, что еще меня сегодня останавливает? Люди порой знают больше меня, а если это так – как я могу им преподавать? И поэтому самому приходится успевать за временем, изучать научную литературу, современные технологические разработки. – Вы выросли в семье строителей, супруга тоже работала в этой отрасли, а дети не продолжили династию? – Сын Сергей отчасти пошел по моим стопам. Он в свое время окончил Ленинградский приборостроительный институт, имеет свою небольшую фирму, в которой собирают и монтируют приборы для систем водоснабжения и прочих инженерных коммуникаций в строящихся объектах. Сергей недавно отметил 50-летие, его дочка, моя внучка Наташа, этим летом оканчивает институт в Москве. Там же, в столице, нашла свою любовь, ее жених тоже получает диплом высшего военного училища. В середине июля они наметили свадьбу. Но будущий муж – пограничник, поэтому они уедут по его распределению, скорее всего, в Северную Осетию. Дочка Светлана окончила Казанский университет по специальности «астрофизика», а потом все-таки решила стать экономистом, получила второе высшее образование, причем с красным дипломом. Она работала начальником планово-экономического отдела в компании «Белкомур», а сейчас трудится в республиканском Минфине. Подарила нам с матерью двух внучат. Так что у меня двое детей и трое внуков. – А есть у вас какая-то заветная мечта, хотя, казалось бы, уже не тот возраст для романтики… – Мечтаю, чтобы дольше жили наши ветераны. С теми, с кем работал долгие годы в строительстве, мы регулярно встречаемся, как правило, у меня дома. Очень хочется, чтобы пошли поезда по магистрали «Белкомур», чтобы город наш цвел, чтобы дети росли хорошими, и это тяжелое время наконец-то прошло. Ведь больно смотреть, когда происходит такое расслоение в обществе. А самое заветное желание – еще какую-нибудь стройку затеять… Беседовал Сергей Севрук. Фото Дмитрия Напалкова. Очень хочется, чтобы пошли поезда по магистрали «Белкомур», чтобы город наш цвел, чтобы дети росли хорошими, и это тяжелое время наконец-то прошло. Ведь больно смотреть, когда происходит такое расслоение в обществе. А самое заветное желание – еще какую-нибудь стройку затеять… Друзья и коллеги сердечно поздравляют Германа Борисовича Николаева с 75-летием и желают ему всегда оставаться таким же энергичным, полным сил и идей, устремленным мыслями в будущее: Строитель – это, пожалуй, самая нужная профессия на земле, а ты посвятил ей всю свою жизнь. Пусть же еще долгие годы тебя поддерживает желание созидать, учить молодых, передавать им свои богатейшие знания и многолетний опыт. Желаем тебе, наш старый надежный товарищ, крепкого здоровья, долгих лет жизни, успехов и благополучия! В.Л.Андреев, Е.Н.Борисов, С.В.Вартапетов, Н.Ф.Воробьев, Б.Э.Захаров, С.Н.Кобыляцкий, Ю.И.Куклин, Л.С.Кызродева, В.И.Липатников, Н.С.Мандич, Б.С.Павлусенко, П.В.Петров, Т.А.Уланова, В.Т.Чернов, В.С.Чураков. |