Дым Отечества |
27 апреля 2013 года |
Где эта улица, где этот дом...
Рубрику ведет Валентина Сова, ученый секретарь Национального музея РК История Усть-Сысольска сохранилась не только в документах и фотографиях. В Национальном музее Республики Коми сформировалась коллекция уникальных живописных и графических работ, запечатлевших давно забытые уголки старого города. В ряду полотен, написанных с особой теплотой и прописанностью сюжетов, выделяются картины Федора Александровича Модорова, известного советского художника, возглавлявшего в 1948-1962 годах Художественный институт им. В.И.Сурикова. Один из зачинателей метода «героического реализма» советской России, Ф.Модоров предпринял летом 1925 года творческую командировку на Север для накопления материала к предстоящей VIII художественной выставке «Жизнь и быт народов СССР». Тридцатишестилетний художник начал знакомство с Коми областью с ее административного центра – Усть-Сысольска. Здесь им были сделаны пейзажные этюды и портреты, всего девять работ. Две из них – «Нижний Чов» и «Дом в Нижнем Чове» – датированы 10 и 13 июля. Особенно удачным в этой серии считается живописный пейзаж «Дом Сумароковой». Двухэтажный бревенчатый дом, владелицей которого была Феозва Петровна Сумарокова, можно увидеть сегодня только на этом полотне. Дом-крестовик под четырехскатной крышей – типичный для местной архитектуры. Усадьба Сумароковой располагалась в 22 квартале и занимала два плановых участка – 396 и 397. Неподалеку находился комплекс Троицкого собора. На современной карте города это место можно обозначить как начало улицы Орджоникидзе. В этом доме по улице Набережной (Кирова) в начале 1840-х годов поселилась семья пономаря Усть-Сысольского Троицкого собора Степана Георгиевича Клочкова, недавнего выпускника Яренского духовного училища. Через дорогу располагался особняк купца Г.С.Суханова, в котором сегодня находится Литературный музей И.А.Куратова. Семья Клочковых оставила заметный след в истории Коми края. Анна Александровна и Степан Георгиевич воспитали 8 детей – пятерых сыновей и трех дочерей. Сын Степан стал первым в крае судебным приставом. Внук, Степан Николаевич, выбравший путь православного миссионера, стал депутатом III Государственной думы. Сыновья и внуки священника обзавелись собственными домами, и после того как не стало Степана Георгиевича, дом был продан новым владельцам. Его последней владелицей и стала Феозва Сумарокова, или, как ее еще называли местные обыватели, Сумарочиха. Дом был вместительным, поэтому несколько комнат всегда сдавались квартирантам. В начале 1900-х годов в Усть-Сысольске проживало большое количество ссыльных, многие из которых продолжали вести активную политическую деятельность. По свидетельству секретаря Коми обкома РКП(б) Д.И.Селиванова, в доме Сумароковой в 1915 году также проживали политссыльные. Это же и стало причиной того, что дом Клочкова-Сумароковой был запечатлен на холсте художником Модоровым и продолжает радовать зрителя свежими сочными красками, тщательной прорисовкой каждой детали, тонкой игрой света и тени. К сожалению, через несколько лет дом был снесен, а деревья на полотне Ф.А.Модорова, красиво подчеркивавшие изумрудом листвы тепло старого дерева и синеву летнего неба, были спилены. На освободившемся месте в начале 1930-х годов появились парники и грядки, засаженные клубникой, дотоле мало знакомой горожанам. В парниках весной выращивалась рассада цветов, которыми оформлялись клумбы в Центральном парке культуры и отдыха им. С.М.Кирова. Цветы постепенно занимали скверы и улицы города, дворовые территории частных домовладельцев. Затем появились кусты сирени, молодые посадки тополей, берез, лип, без которых Сыктывкар представить уже невозможно. |