Дым Отечества |
22 декабря 2012 года |
Энциклопедия Межадора/ Соавторами школьного библиотекаря и краеведа Антонины Меньшениной стали сельские мальчишки
«С чего начинается родина?» – пронзительно и просто звучат слова знакомой всем песни. Заложенный в них глубокий смысл каждый из нас открывает по-своему, на разных отрезках жизни. Вдвойне, втройне повезло тем, кто ответы на этот бытийный вопрос ищет рядом с душевным, увлеченным, мудрым человеком. Уже много лет школьникам из сысольского села Межадор красоту и глубину малой родины помогает открывать библиотекарь Антонина Васильевна Меньшенина. Если скромность – подлинное украшение человека, то большинство краеведов из Коми этим качеством обладают с лихвой. Вот и Антонина Меньшенина никогда не выпятит себя, всегда готова уйти в тень других сельчан, а чтобы повысить голос, перейти на повышенный тон – такого не приемлет вся ее сущность. В Антонине Васильевне сочетаются уважительное отношение к прошлому, ко всем окружающим людям, к детям, к природе. На этой искренней почтительности основаны и многочисленные исследования, соавторами которых являются ее подопечные – школьники. Межадор – вторая родина Антонины Васильевны, куда жизнь привела ее, молодого специалиста, после окончания сельскохозяйственного техникума. Здесь она вышла замуж, стала хозяйкой дома, семьи. Много лет проработала зоотехником и бухгалтером в совхозе «Межадорский». А первая родина Тони Гитевой – село Гам Усть-Вымского района. С родным домом судьба давненько развела. Но до сих пор, словно невидимый, протянутый над временем прожектор, он излучает свет. И тепло. Родители были простые, что называется, от сохи, работали в колхозе конюхом и скотницей. Сиротское детство обоих, гибель на войнах близких людей, тяжелый ежедневный труд не ожесточили сердца. Двери в доме Гитевых были всегда распахнуты настежь для любого путника. Даже цыгане, кочевавшие раньше по коми селам, очутившись в Гаме, неизменно находили приют и ночлег лишь в этой семье. Отец Василий Иванович прошел Великую Отечественную. Войну вспоминать не любил. Стоило ему просто произнести слово «Ржев», как по телу пробегала нервная дрожь, а правая рука начинала сильно трястись. Если же, бывало, выпьет фронтовые сто грамм, то нахлынувшие воспоминания прольются слезами. Рассказывая об этом, а также об ужасах, пережитых отцом в Ржевском «котле», и Антонина Васильевна не может сдержать слез. Расставшись с родными местами и очутившись в другом коми селе, любознательная девушка стала искать сходство между Гамом и Межадором, подмечать различия и особенности. Оформленные А.Меньшениной альбомы о знатных тружениках совхоза «Межадорский» стали своего рода благодарностью межадорской невестки мужниной родине. Не успела оглянуться, как из молодого специалиста превратилась в ветерана. Но заслуженный отдых обернулся неожиданным приглашением возглавить школьную библиотеку. Так «дремавшее» в ней истинное призвание наконец проснулось и вышло на широкий простор деятельности. – Детей зажигают и сплачивают конкретные дела, – убеждена Антонина Васильевна. – Корпеть в архивах и писать рефераты не свойственно школьникам. Это продемонстрировали первые же шаги краеведческого кружка, организованного в нашей школе. Искать сведения о разрушенной до основания межадорской Введенской церкви и священниках, служивших в ней, стала я. Зато ребята с такими воодушевлением устанавливали памятный крест на месте храма, обустраивали ограду, сажали молодые деревца... И даже сейчас, когда все заметено снегом, к этому памятному месту всегда расчищена тропинка. Поиски и открытия юных межадорцев и их руководителя складывались в невидимую цепочку. Вслед за восстановленной историей храма они взялись за сбор сведений о часовнях, которых в Межадоре было восемь. Немудрено: село оставалось многолюдным до самого последнего времени. Перед Великой Отечественной войной здесь проживало две тысячи двести пятьдесят человек. Хлебородными, сытными считались и прилегающие к Межадору нивы, луга. Живущие трудами от рук своих, зависящие от милости природы и Провидения крестьяне были щедры на знаки внимания Творцу. Каждый изгиб длинного села венчали часовенки. Но снесли их в безбожные годы. А теперь и жизнь на некогда шумных улицах еле теплится. Установив месторасположение каждой из восьми деревянных церквушек, Антонина Васильевна с юными следопытами представила их на электронной и бумажной картах. А потом сделали баннер «Святые места Межадора». Ребята хоть и деревенские, но тоже не лыком шиты, с компьютером на «ты», все часовенки занесли на изображение села, сделанное в том числе и из космоса. На этой карте Межадор напоминает большую бабочку. А отмеченные красными точками святые места делают эту бабочку яркой, живой. – Это только на несведущий взгляд племя младое равнодушно к прошлому, – рассказывает наша героиня. – Несколько лет назад и мы в Межадоре по примеру устьцилемов решили отметить памятными досками самые старые дома. Одна из таких знатных хоромин принадлежит семье Макарьиных-Старцевых и ведет свой отсчет с 1907 года. Вместе со школьниками стали паспорт дома составлять, чтобы затем передать три таких документа самим хозяевам, в администрацию и в сельский музей. Пример оказался по-хорошему заразителен. Школьников это сподвигло разузнать историю домов, в которых живут и они. Надо было видеть лицо одного из наших ребят, когда он, придя на занятия краеведческого кружка, заявил: «А моему дому 107 лет! И мы с мамой готовим его паспорт». Итогом этой гордости за свои дома стало то, что уже три межадорские хоромины обрели «охранные грамоты». В очереди обзавестись ими и другие строения, за плечами которых по веку и больше. Историей села в разных аспектах межадорские следопыты не ограничились. Из рассказов старожилов узнали, что по соседству с Межадором когда-то располагалась россыпь небольших починков. Своим рождением они были обязаны императору Николаю II, который специальным указом «повелевал» землепашцам осваивать новые пространства. В большом Межадоре пахотных угодий не хватало, а царский рескрипт позволял эту проблему разрешить. Нур, Сёрд, Понгорттуй и другие починки опоясали село плотным кольцом. Но в 60-е годы повальное укрупнение хозяйств смело их с лица земли. Остались лишь воспоминания, собранные юными краеведами и «подшитые» к огромному тому под названием «История Межадора». Перелистнув одну страницу из истории малой родины, тут же принимались за написание других. Удивительное, интересное при этом находили там, где другие ничего ни любопытного, ни эдакого не видели. Много ли у нас в республике, к примеру, исследований, посвященных источникам чистой воды – деревенским колодцам? Межадорские школьники, направляемые Антониной Васильевной, описали едва ли не каждый колодец-журавль, поскольку те поят уже несколько поколений сельчан. Раньше они были непременным атрибутом любого крестьянского двора, каждый имел свое имя, чаще всего совпадавшее с человеком, которому был обязан своим появлением. Порушилась сельская жизнь – исчезли и колодцы. Оставшиеся жители берегут пуще глаза. Знают они и то, в котором из них самая вкусная и студеная вода. Дегустацию подземного богатства провели и школьники. И что же? Мнение и взрослых, и детей совпало. Экспертиза воды, которую по просьбе Антонины Васильевны провели специалисты, подтвердила: лучшая вода как раз в том самом источнике, на который указали сельчане. В подтверждение этого выдали даже специальный сертификат со знаком качества. В республиканском конкурсе социальных проектов межадорские школьники выиграли грант, средства от которого пошли на обустройство ближайшего с селом озера – Каджером. Источник чистой воды в форме подковы, окруженной живописными сосновыми борами, всегда был гордостью межадорцев. В последнее время он стал излюбленным местом отдыха и многих сыктывкарцев, сюда стали приезжать туристы из Кировской области и даже из неблизкого Татарстана. Ребята, решив подчеркнуть первозданность этого места, поначалу очистили его берега от мусора, построили навес со столиком и скамейками, повесили баннер, на котором выведено, что здесь располагается ихтиологический заказник. Но и этого, посчитали, недостаточно, чтобы воздать должное открывающейся взору красоте. Сделали плотик, на котором каждый желающий сможет поплавать по озеру, обустроили кострище. А еще взмыл на флагштоке небесно-голубой флаг – символ чистой воды и заповедной природы. А еще один источник – родник в местечке Ручкачой – обустроить не успели. Рядом с ним вырыли громадный котлован, стали вывозить песок. Вторжение в толщи земли обернулось тем, что ключ, бивший в течение веков, высох. Исчезновение, можно сказать, прямо на глазах журчащей, живой голубой струи дети переживали как большое горе. А случившееся заменило им долгие нравоучения о бережном отношении к природе, воочию показало ее ранимость. Каждая новая находка на туристических маршрутах или в домах старожилов обязательно имеет продолжение. Подчас неожиданное, а оттого еще более захватывающее, интригующее, что немаловажно для мальчишек. Кто-то из местных жителей принес им завалявшуюся в домашнем закутке Библию на немецком языке. Откуда взялся в коми глубинке такой артефакт? Выяснилось, что после Империалистической войны Вечную книгу с готическим шрифтом привезли пленные немцы, сосланные сюда в 1916 году. Несколько немцев жили в Межадоре около двух лет и даже за это время успели обзавестись хозяйством. – История интересна в любом разрезе, – считает Антонина Меньшенина. – Любой отрезок времени богат и на «сюрпризы». Уже давно заметила, стоит узнать интересный факт, как к нему уже вскоре прилепятся другие. А там можно проследить канву события, сделать анализы, выводы. Все эти годы вместе со школьниками Антонина Васильевна ищет ответы и на злободневные вопросы бытия. Почему улицы Межадора стали населять «мертвые» дома, что сталось с их хозяевами, работягами-крестьянами, как случилось, что привычные гомон и разноголосица уступили место звонкой тишине? Ответы черпают из рассказов стариков. Записывают, как в 30-е годы межадорцы, образно говоря, вплавь бежали от коллективизации. Разбирали по бревнам свои дома, связывали их в плоты, грузили на них пожитки и спускались в Сыктывкар. Спасались от гибели, голода, позора... Остававшиеся в селе, пока могли, тянули крестьянскую лямку. Но в конце концов выдохлись. Прервалась связь поколений, живущих на земле и чувствующих ее дыхание, оборвалась времен связующая нить... – Человек, несмотря ни на что, живет надеждой, – выводит еще одну педагогическую аксиому школьный библиотекарь А.Меньшенина. – Безнадега для детей не спутник, а тупик. С детьми без воодушевления работать нельзя. А работа – это конкретные дела, пусть небольшая, но весомая лепта в развитие родного уголка. Личный вклад в будущее. В лучшее будущее. Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |