Дым Отечества |
22 декабря 2012 года |
Светлое будущее для бедного Севера/ Еще в XIX веке ученые Иван Штукенберг и Викентий Журавский предрекли вектор промышленного развития Коми края
Иван Федорович Штукенберг.
В разные годы XIX века к Коми краю и к Северу Европейской части России обращали взоры и посвятили свои исследования многие выдающиеся ученые. К сожалению, имена и труды многих из них сегодня неизвестны широкому кругу наших современников и земляков. Под толщей времени оказались погребены и не потерявшие до сих пор своей актуальности работы И.Ф.Штукенберга и В.М.Журавского, о которых расскажет сегодняшняя публикация. Много ли мы знаем о том, как жили наши предки в недалеком, казалось бы, в XIX веке? Свидетельств об этом, за исключением художественных произведений, почти не осталось. Но сохранились статистические описания, из которых можно почерпнуть немало интересных данных и восполнить пробелы в знаниях о жизни и быте наших предков. Одним из авторов статистических описаний российских губерний был Иван Федорович Штукенберг (6.02.1788-1856), уроженец герцогства Ольденбургского, получивший высшее образование в Геттингенском, Йенском и Эрлангенском университетах. Так получилось, что Ивана Федоровича по научной известности «затмил» и задвинул в тень его собственный внук Александр Антонович Штукенберг (07.09.1844-31.03.1905), основатель знаменитой Казанской научной школы геологов. Александр Антонович побывал в 1874 году в составе экспедиции Минералогического общества и в Коми крае. Маршрут экспедиции лежал по реке Печоре от Усть-Волосницы к северу, к Тиманскому кряжу. Итогом проведенных исследований стали геологическая карта этих мест, описание ископаемой фауны, а также гербарий. Впоследствии за научный труд «Геологическое путешествие в Печорский край и Тиманскую тундру» А.Штукенбергу была присвоена докторская степень. Но вернемся к деду знаменитого исследователя. Иван Федорович Штукенберг в 1807 году приехал в Петербург и поступил на военную службу. Сначала служил в морской артиллерии, а затем в Главном штабе. В 1810 году его приняли инженером третьего класса в Корпус инженеров путей сообщения. На следующий год для съемок и составления топографического плана он был откомандирован в Тверь. Отечественная война 1812 года отодвинула начатые работы. И.Штукенберг был зачислен в 1-ю Западную армию с центром в Вильно, затем получил назначение в Российско-Германский легион вспомогательных войск. Участвовал в Смоленском, Бородинском, Лютценском и Бауценском сражениях. После войны И.Штукенберг поселился в Вышнем Волочке. С 1814 по 1824 год являлся директором Боровицких порогов, затем Московского тракта между Новгородом и Тверью. Был произведен в майоры, позже – в подполковники. В 1824 году неожиданно после одной из встреч с главным начальником военных поселений графом А.Аракчеевым был уволен со службы. Через несколько лет переехал в Петербург, где стал архивариусом в Депо карт Главного управления путей сообщения и публичных зданий. В 1845 году Штукенберг – редактор статистического отделения в департаменте сельского хозяйства Министерства госимуществ. Последним местом его работы стала библиотека Румянцевского музея. Еще в годы учебы в университетах Иван Штукенберг составил несколько карт по водным сообщениям в России. В 1841 году выходит его описание проектируемых и построенных на территории Российской империи каналов. Отдельная глава в этой работе посвящена строительству Северо-Екатерининского канала, проанализированы обсуждавшиеся в те годы проекты по соединению бассейнов Печоры и Оби через верховья Усы, а также Вычегды и Печоры, Печоры и Камы. В 1844 году И.Штукенберг издает блестящий труд с описанием всей гидрографической сети российского государства «Hydrographit des Russ. Reiches, Balisches Bassin von der Oder bis Tornea». Как и все основные работы Штукенберга, эта тоже увидела свет на немецком языке, что привело к неширокому цитированию его в нашей стране. На немецком же языке с 1849 по 1852 год были изданы и четыре указателя по изучению России в географическом, топографическом, этнографическом и статистическом плане. Уже после смерти ученого его сын выпустил в свет двухтомник со статистическими трудами отца, включающими описания всех российских губерний. Первый том содержал анализ хозяйства, природы, экономики Вологодской и Архангельской областей, куда в XIX веке входил территориально и Коми край. В середине позапрошлого столетия эти книги являлись самыми полными характеристиками российских губерний. Вот по каким разделам охарактеризовал И.Штукенберг, к примеру, Архангельскую губернию: разделение по управлению, пространство, народонаселение, почва и ее обработка, посев и жатва, цены на хлеб, леса, растительность, садоводство, земля самоедов, скотоводство, климат, охота и рыбный промысел, металлы и минералы, соль и солеварение, мануфактура, пути сообщения, внутреннее судоходство, торговля. В своих исследованиях Иван Федорович предстает не только как ученый-энциклопедист, но и как исследователь, прекрасно знавший все опубликованные к тому времени источники по истории и географии разных регионов России. Сейчас к работам И.Ф.Штукенберга вновь проявился большой и закономерный интерес. Разные пути-дороги заносили в наш край исследователей. Викентия Мартыновича Журавского на Коми землю привел разгром польского восстания 1863-1864 годов. Для 45 его участников местом ссылки стали захолустный Усть-Сысольск и его пригороды. С сентября 1864 по апрель 1865 в зырянской столице и отбывал ссылку бывший вольнослушатель Санкт-Петербургского университета Винцент Журавский. Он родился в 1837 году в дворянской семье Виленской губернии. Уже в бытность студентом Журавский заявил о себе как о разностороннем, пытливом исследователе. Даже очутившись в ссылке, он не растерял контактов с центральными периодическими изданиями, корреспондентом которых состоял. Оставаясь в Усть-Сысольске, а затем в Пинеге Архангельской губернии, он публиковал краеведческие заметки в «Голосе», «Искре», «Книжном вестнике», «Биржевых ведомостях». В 1868 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» В.Журавский поместил статью о необходимости сооружения Ярославско-Архангельской железной дороги для развития экономики Европейского Севера. Пребыванием на Севере ссылка для В.Журавского не закончилась. Он был отправлен еще дальше, в Сибирь, в Енисейскую губернию. Но и здесь эрудированный и любознательный поляк зря времени не терял – работал над исследованием «Польша, Сибирь и Америка». В 1891 году оно вышло в Лондоне отдельной книгой и одновременно попало под запрет как в России, так и в Польше. Кроме научных работ Викентий Мартынович отзывался и на события окружающей его жизни, в частности, на беззакония, творимые власть предержащими. Его материалы об этом в форме писем из Сибири печатались в «Судебном вестнике». «Эти письма, – писал Журавский, – читала вся Россия, они волновали всю Сибирь, сделали мое имя популярным, но в то же время чуть не свели меня в могилу: тогдашний генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Синельников, побитый ссыльным поляком Эйхмиллером (за что был убит), и енисейский губернатор Лохвицкий вдруг назначили меня в дикую Кежемскую волость, с которой сообщаются не грунтовыми дорогами, а зимой и летом по реке. Однако, – вспоминал Журавский, – ссылка в Кежму по приказу из Петербурга была отменена, Синельников и Лохвицкий оставили меня в покое, взяв только подписку, что писать в газеты я ничего не буду. Открывалась серая, гадкая, ничтожная жизнь: видеть и не видеть, жить и не жить». Лишь в 1874 году опальный «возбудитель спокойствия» получил разрешение возвратиться на родину. Журавский занимался адвокатурой в Туле, потом в Киеве. Вследствие политической неблагонадежности по распоряжению Киевского губернского жандармского управления в 1877 году вновь оказался под негласным надзором. А полтора года спустя был сослан сначала в Виленскую, а затем в Вологодскую губернию. Так Викентий Журавский вновь очутился на нашем севере. Сначала он проживал в городе Кадникове, откуда был переведен в Яренск. В 1881 году вместе с женой поселился в Грязовце. Все ходатайства об освобождении от надзора оставались без последствий. Север, куда Журавский попал вопреки желанию, поневоле становился его второй родиной. Именно этот суровый край, изученный за долгие годы ссылки, стал главным «героем» большого экономического исследования В.Журавского «Богатства Севера», вышедшего в 1875 году в Нижнем Новгороде. Автор работы предстает с его страниц как энциклопедически образованный человек с публицистической манерой повествования. «Мы повторяемся, – пишет он, – что насколько на Севере нетронутых богатств, настолько все-таки этот край беден». Журавский подробно анализирует природные ресурсы Европейского Севера, намечает пути, в том числе железнодорожные, за которыми будущее развитие этой громадной территории. В исследовании подробно рассматриваются все ресурсы, начиная от горнорудного дела и заканчивая рыбным промыслом. Чтобы все богатства Севера поставить на службу человеку, по его мнению, необходимы три условия: знания, работа и капитал. Своеобразным рефреном в исследовании В.Журавского звучат приведенные им примеры низкого уровня жизни местного населения. В частности, он рассказывает о закрытии производства на кажымских заводах, где из рук вон плохо поставлено управление, а крестьяне, задействованные в производственном процессе, лишены основных приработков. Обобщая изученный им большой материал по экономике, автор «Богатств Севера» рассматривает возможности развития промыслов, солеварения, охотничьего хозяйства, добычи точильного камня и нефти. При анализе и перспективах нефтедобычи Журавский опирается на обследование Печорского края, проведенное П.П.Чубинским, который, будучи ссыльным в Архангельске, по всей видимости, помогал советами и автору «Богатств Севера». Описывая заброшенный Ухтинский нефтепромысел, В.Журавский провидчески замечает, что выкачанную из здешних недр нефть можно было бы рентабельно продавать в страны Запада, но «для этого нужна частная предприимчивость и скорый дешевый и постоянный провоз для правильности торговли этим продуктом. То и другое дать в состоянии одна лишь железная дорога, проведение которой от Волги к Белому морю родит и поддержит нефтяной промысел, сулящий столько светлого для бедного Севера впереди». Удивительно, что эти строки были написаны еще в XIX веке! Однако «Белкомур», черты которого зримо угадываются в исследовании Журавского, остается лишь проектом и в XXI веке. Не обходит вниманием Викентий Мартынович и человеческие ресурсы, без которых невозможно осваивать Север. Он считал, что необъятный и богатейший край получит развитие только при соблюдении комплекса мер, включающего помимо постройки железнодорожной магистрали создание нефте- и угледобычи, освоение биоресурсов и создание системы переработки сырья. К примеру, он не раз подчеркивал, что полезные ископаемые не стоит транспортировать, необходимо строить перерабатывающие предприятия поближе к сырью. Вся книга В.М.Журавского – это боль патриота страны, которую, возможно, он и не считал родной. Проведя на Севере России долгие годы, Викентий Мартынович проникся уважением к северянам. «Свободный от всех гнетов, надолго задержавших развитие европейского плебса, северянин перед последним имел еще одно немаловажное преимущество, – писал он. – Окружающая его природа грандиозна и богата, но только самый тяжелый труд может поддержать существование здесь человека. И вот эта-то борьба за свое существование на льдистом море-океане, в лесах дремучих, на реках бурных и широких развила в жителе Севера удаль, сметливость, спокойствие и честность. Только в этой неприветливой стране могли явиться люди с таким закалом, как Стефан Великопермский, Баженин, Ломоносов и много, много других; только в ней, невзирая на постоянную нужду, преступность доходит до минимума во всей России». Владимир СИЛИН, доктор географических наук. |