Ваш Выбор / Страница Избиркома РК |
20 декабря 2012 года |
Международных стандартов не существует / Сравнительный анализ мировых избирательных систем позволяет определить особенности при организации выборов
Избирательная комиссия Республики Коми продолжает знакомить читателей газеты «Республика» с публичной лекцией председателя ЦИК России «Сравнение российской избирательной системы и направлений ее модернизации с зарубежными аналогами», с которой Владимир Евгеньевич Чуров выступил в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках семинара для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Завершая материал, предлагаем рассмотреть вопросы, связанные с заградительным барьером и участием избирателей в выборах. Заградительный барьер В Российской Федерации динамика уровня заградительного барьера на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации варьировалась от 5 процентов в 1993-2003 годах до 7 процентов в 2007-2011 годах и до 5 процентов на предстоящих выборах в 2016 году. На выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 процентов голосов избирателей. Сохранен запрет на образование избирательных блоков. Для справки. Это обеспечивало прохождение в Государственную Думу: в 1993 году из 13 участников избирательной кампании 5-процентный барьер преодолели 8; в 1995 году из 43 участников избирательной кампании 5-процентный барьер преодолели 4; в 1999 году из 26 избирательных объединений и блоков 5-процентный барьер преодолели 6; в 2003 году из 23 партий, избирательных блоков 5-процентный барьер преодолели 4; в 2007 году из 11 участников избирательной кампании 7-процентный преодолели четыре (полностью пропорциональная избирательная система); в 2011 году из 7 участников 7-процентный барьер преодолели 4 (полностью пропорциональная избирательная система). Одной из первых, если, пожалуй, не первой, заградительный барьер ввела Германия на выборах в бундестаг и ландтаги. Вслед за этим барьеры были введены и во многих других странах. При этом в большинстве государств величина барьера обычно невысока – от 0,67 процента в Нидерландах до 8 процентов в Египте, Лихтенштейне и 10 процентов в Турции. Но для коалиции из 2-5 партий в Словакии заградительный барьер повышается с 5 до 7 процентов, в Польше заградительный барьер для коалиций составляет 8 процентов, в Чехии – 15 процентов. Заградительный барьер отсутствует в Португалии, США, Великобритании, Канаде, Франции, Швеции и ряде других стран. В 2007 году Парламентская ассамблея Совета Европы рекомендовала государствам – членам Совета Европы устанавливать процентный барьер для парламентских выборов на уровне не выше 3 процентов. В Израиле в 1992 году для выборов Кнессета барьер повышен с 1 до 1,5 процента, с 2003 года – до 2 процентов. В Латвии с 1995 года барьер повышен на выборах Сейма с 4 до 5 процентов (сохранен в 2002 году Конституционным судом). На Украине с 2006 года барьер на выборах в Верховную раду снижен с 4 до 3 процентов, выборы 2012 года прошли с 5-процентным барьером, новшеством является также запрет избирательных блоков. Активность (явка) избирателей В Российской Федерации средняя явка (активность) избирателей на выборах в единые дни голосования в 2006-2012 годах, то есть в течение 14 электоральных циклов, составила 42 процента. Максимальный показатель – 47 процентов – пришелся на март 2011 года, минимальный – около 36 процентов – на октябрь 2006 года. Выборы федерального уровня в Российской Федерации традиционно демонстрируют более высокие показатели явки: в парламентских выборах в 2011 году приняли участие более 60 процентов российских избирателей, в выборах Президента России в 2012 году – более 65 процентов. Проведению выборов в европейских государствах далеко не всегда сопутствует высокая явка избирателей. Например, в выборах депутатов Европарламента традиционно участвует менее 50 процентов жителей Европейского союза. Зачастую этот барьер не пересекается и на выборах президента, который в ряде стран исполняет в основном представительские функции. Неудивительно, что в таких условиях во многих странах явку стимулируют. Так, согласно законодательству Бельгии участие в выборах является обязанностью подданных королевства. Неявка избирателя на выборы без уважительной причины считается административным нарушением. На нарушителя накладывается штраф в размере от 27,50 до 55 евро в первый раз и от 55 до 137,50 евро в случае повторных уклонений от исполнения гражданской обязанности. При четырех и более случаях неявки на выборы в течение 15 лет уклонист лишается права голоса на 10 лет. Самые посещаемые выборы во Франции, несомненно, выборы президента. На второе место по популярности среди французов стоит поставить муниципальные выборы. На выборы, которые прошли четыре года назад, явились две трети избирателей. К остальным выборам французы относятся гораздо спокойнее. Так, в июне 2012 года на парламентских выборах бюллетени в ящики для голосования в первом туре опустили 57 процентов электората, а во втором 56 процентов. Типичный британский обыватель скорее нейтрален к политике, нежели воодушевлен ею. Ярким примером политической пассивности британцев стали местные выборы в мае 2012 года: на избирательный участок пришел лишь один из трех зарегистрированных избирателей. Эта явка стала худшей с 2000 года. В среднем же в 1990-1999 годах выборы посетили лишь 36 процентов британцев. На выборах в Верховную раду Украины, состоявшихся 28 октября 2012 года, явка составила почти 58 процентов. Следует отметить, что за редкими исключениями большинство европейских государств находятся приблизительно на одинаковом уровне явки избирателей на государственных и муниципальных выборах. «Из приведенных примеров видно, что в мире существует множество различных механизмов, обеспечивающих реализацию гражданами их избирательных прав. Выбор той или иной избирательной системы, определение ее конкретных параметров опирается на особенности развития политической культуры государства и его правовые традиции. Каждое суверенное государство имеет право на суверенную избирательную систему, обусловленную ее историей, политической культурой, зрелостью политических институтов», – резюмировал председатель ЦИК России. |