Общество |
18 декабря 2012 года |
Зеленая обуза/ Муниципалитеты готовы отказаться от "городских лесов"
В последнее время Комитет Государственного Совета РК по природным ресурсам, природопользованию и экологии оказался буквально завален обращениями из муниципалитетов по поводу так называемых городских лесов. До сих пор мало кто задумывался, что такими лесами, как и всем, что расположено на землях городов и поселений, надо управлять, как это предписывает закон. ПОКА гром не грянул и на администрации муниципальных образований не посыпались иски городских и районных прокуратур, никто из чиновников и не заморачивался «лесным вопросом». Теперь же в администрациях были просто вынуждены его изучить и ужаснулись цене вопроса – речь идет о десятках или даже сотнях миллионов рублей. Ни одному муниципалитету таких денег не изыскать. Именно для того, чтобы разобраться в непростой проблеме управления городскими лесами, председатель профильного комитета Госсовета Александр Макаренко провел первое на эту тему совещание, пригласив на него представителей Комитета лесов РК, минархстроя, природоохранной прокуратуры и муниципалитетов. Лесной кодекс предписывает, что для осуществления своих полномочий по владению, пользованию и распоряжению лесными участками администрациям сельских поселений и муниципальных образований необходимо в первоочередном порядке провести их межевание, регистрацию права собственности, лесоустроительные работы, разработать лесохозяйственные регламенты и положения о порядке распоряжения лесами, утвердить ставки платы, исполнять обязанности по лесному контролю и осуществлять меры пожарной безопасности. НА настоятельную просьбу Александра Макаренко назвать, во что обойдутся эти мероприятия, никто из представителей муниципалитетов так и не смог назвать сумму. Но все единодушно сошлись в том, что деньги потребуются очень большие. Как сообщила заместитель начальника отдела строительства, муниципального контроля и охраны окружающей среды столичной мэрии Елена Ефремова, только межевание обойдется городской казне в 20 миллионов рублей. Полевые работы на одном гектаре стоят 250 рублей. В Сыктывкаре 5 тысяч га, значит, еще порядка 20 миллионов. Разработка лесохозяйственного регламента – от 600 тысяч до одного миллиона. – Так, может, надо было сначала продумать, как решить вопрос, а не сразу обращаться в суд? Муниципалитеты ведь правда не справятся. Надо искать пути, а не ставить всех в безвыходное положение, – упрекнула сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Антона Айназарова заместитель председателя профильного комитета Александра Бушуева. Однако из последующих речей и комментариев прокурора выяснилось, что его позиция как раз самая взвешенная. Он предлагает не браться за финансово неподъемные межпоселенческие леса. Пока надо разобраться только с зелеными зонами внутри городов и селений, чтобы не возникало коллизий, подобных тем, что произошли на улице Димитрова и на территории других лесопарков, которые не обозначены соответствующим образом в градостроительном плане и потому никак не охраняются. То есть чтобы не было вырубок под застройку участков, которые население считает зелеными зонами. КОЛЛЕГИ А.Айназарова в других городах и районах поступили куда более радикально. Как отметили муниципалы, чтобы выполнить их предписания, придется перекидывать все средства из социальных программ, например, отказаться от программы переселения из ветхого жилья. Население этого просто не поймет. Угрозу потери лесов природоохранные прокуроры увидели и в сельских районах. Например, в Корткеросском районе нарушения нашли в нескольких поселениях. Присутствовавший же на совещании глава администрации этого района Василий Гончаренко высказал свою точку зрения. Прилегающий к крупным селам и поселкам лес – перспективное место для застройки и зоны отдыха. А за этими лесами идет уже государственный лес, находящийся в ведении и под охраной Комитета лесов. Так какой смысл проводить дорогостоящие лесоустроительные работы, если в будущем прилегающий «городской лес» все равно будет вырублен и на его месте появятся постройки? Поселкам ведь надо за счет чего-то расширяться. К тому же делового леса близ поселений, как правило, нет, одни кустарники и мелколесье. Поэтому не надо ничего предпринимать в отношении близлежащих лесов, а те, что в глубинке, вообще обратно передать государству, ибо эти земли умирающим малозаселенным поселениям не нужны, там нет средств на управление лесами. ТАКОЕ же простое решение проблемы предложил и председатель Комитета по социальной политике Михаил Брагин: – Может, просто определить, какие из лесов попадают в особые зоны, а остальное отдать под строительство, сдать в аренду для возведения жилья многодетным семьям, ветеранам? Если муниципалитет вырубит лес, то лесом такой участок уже считаться не будет. Почему бы так не сделать? А если этот лес сейчас зарегистрировать, конкретно обозначить зеленую зону в градостроительном плане, то потом вырубить его будет уже нельзя. По нейтральной реакции участников совещания так и осталось непонятно, одобряют они предложения В.Гончаренко и М.Брагина или нет. Никаких конкретных решений тоже не приняли. Как отметил, подводя итоги обсуждения, А.Макаренко, сначала надо получить полную информацию от муниципалитетов, продумать, что действительно сделать необходимо, а с чем можно и повременить, просчитать объем средств на первоочередные мероприятия. При этом будет полезно обобщить опыт Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры и обсудить его с другими прокурорами, чтобы подход к решению проблемы городских лесов был во всех муниципалитетах «нормальным, единообразным и человечным». Также следует проработать проблему межпоселенческих лесов. Возможно, наилучшим выходом из положения стала бы их передача в собственность региона, и тогда этот неподъемный груз свалится с муниципальных плеч. Вернуться к вопросу городских лесов председатель профильного комитета пообещал в начале следующего года. Галина ВЛАДИС. Фото Дениса БУДРИНА. |