Человек и Закон |
23 января 2008 года |
Свалка у взлетной полосы стала предметом спора авиаторов и городских властей
В минувшую среду, 16 января, в городском суде Сыктывкара состоялось первое слушание по иску Сыктывкарской транспортной прокуратуры к администрации столицы о признании незаконным бездействия муниципальных властей. Суть вопроса сводится к тому, что неподалеку от взлетно-посадочной полосы Сыктывкарского аэропорта расположена свалка, угрожающая безопасности полетов воздушных судов. Дело в том, что бытовые и промышленные отходы привлекают большое количество птиц, которые случайно могут попасть в двигатель самолета. Однако местные власти отказываются признавать несанкционированную свалку «своей», мотивируя тем, что участок земли не принадлежит муниципалитету. Еще минувшим летом по факту несанкционированной свалки, расположенной в местечке Чит, ФГУП «Комиавиатранс» обратилось в Cыктывкарскую транспортную прокуратуру. Поводом для такого обращения послужило предписание Коми управления государственного авиационного надзора устранить выявленные нарушения: на расстоянии 15 км от аэропорта запрещены любые места скопления пищевых и бытовых отходов. Однако «Комиавиа-транс» не смог этого сделать, поскольку не имеет на то необходимых полномочий. Несанкционированная свалка располагается на бетонной площадке бывшего полигона торфокомпоста (его используют в качестве удобрения). Земельный участок под ним, а также сельскохозяйственные угодья и объекты недвижимости в декабре 2006 года городские власти отдали в аренду ГУП «Сыктывдинский». Но в марте 2007 года, после банкротства ГУПа, землю отдали уже в аренду ОАО «Пригородный» на 15 лет. Однако на предприятии уверяют, что согласно плану арендуемой земли территория полигона ему не принадлежит. Таким образом, получается, что за бетонную площадку вроде как и отвечать некому. Надо сказать, что несанкционированных свалок в Сыктывкаре немало. Но они хотя бы не представляют прямой угрозы для полета воздушных судов, как та, что расположена в местечке Чит. А о том, что угроза реальная, сомневаться не приходится. Припомнить хотя бы авиакатастрофу, произошедшую в Москве в прошлом году. Грузовой Ан-12 неожиданно потерпел крушение уже на взлете, погибли все члены экипажа. Как показала техническая экспертиза, причиной тому стали зазевавшиеся птицы, попавшие в двигатель самолета… В случае со свалкой, расположенной в местечке Чит, тревога специалистов вполне обоснованна. Согласно федеральному закону распоряжение земельными участками, чей собственник неизвестен, находится в ведении местных властей. Следовательно, администрация города и должна контролировать состояние этой площадки, в том числе соблюдение требований природоохранного законодательства, равно как и законодательства в сфере обеспечения полетов. В адрес главы столичной администрации было вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако в ответ на него пришло сообщение, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями распоряжаться объектами недвижимости, не относящимися к муниципальной собственности. Иными словами, местные власти не могут выполнить предписание прокурора. По ходатайству администрации и транспортной прокуратуры слушание дела отложили до первого февраля, чтобы окончательно выяснить, закреплен ли за кем-то этот объект. Но если подтвердится, что площадка бесхозная, за нее будет отвечать сыктывкарская администрация. Транспортная прокуратура попросила в своем иске признать бездействие городских властей незаконным, обязать их снести несанкционированную свалку, а также содержать бывший полигон торфокомпоста в надлежащем виде. Как сообщил нам начальник аэродромной службы СП «Аэропорт Сыктывкара» Сергей Карпуничев, еще осенью территорию свалки очистило от мусора и засыпало землей ООО «Сыктывдинский». Неподалеку от нее сотрудники аэродрома установили табличку, которая гласит, что свалка мусора здесь запрещена. Сейчас бетонная площадка завалена снегом. Однако есть большая вероятность, что с наступлением весны к взлетно-посадочной полосе снова начнут свозить мусор: дорога туда по-прежнему открыта… Ольга КЕРМАС. |