Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
23 июня 2012 года

От беспризорника до ученого

/ Такой путь прошел Сергей Вахлаков, бывший преподаватель Коми пединститута


Преподаватели КГПИ А.С.Сивков и С.Н.Вахлаков.

Редко кому из детей-сирот, беспризорных удалось бы пройти его путь, не исцарапав в кровь душу, не ожесточившись сердцем. Сергей Никитич Вахлаков оказался исключением из общих правил. Вопреки всему
он стал ученым-химиком, великолепным вузовским педагогом,
остался человеком доброй души.

Во время сбора материалов для сборника документов «Коми пединститут: новый этап развития. 1945-1972» в моих руках оказалось личное дело С.Н.Вахлакова. Фамилия его, как и многих других преподавателей, работавших на разных факультетах, мне была знакома. Иначе и быть не могло: все четыре факультета до 1966 года располагались в одном учебном корпусе. По внешнему виду Вахлакову было около сорока лет. Крепкое телосложение, высокий лоб с лысинкой, приятный басистый голос, всегда опрятно одет, вежлив в общении с коллегами и студентами... Но то, что я почерпнул из его личного дела, поразило воображение. Вряд ли кто-то из коллег, а тем более студентов, догадывался, через какие жизненные ухабы прошел этот человек.

С.Н.Вахлаков родился 2 июля 1914 года в семье потомственного рабочего в д.Жданское Бронницкого района Московской области. Отец работал в трепальном цехе Юсуповской хлопчатобумажной фабрики. Мать вела небольшое крестьянское хозяйство. В 1916 году на семью Вахлаковых обрушились две беды: на фронтах Первой мировой был убит старший брат и в том же году погиб на работе отец. Сереже было два года, когда он остался без отца, а семья – без кормильца. Не прошло и семи лет, как не стало матери. Некогда дружная семья Вахлаковых распалась: сестры разошлись на заработки, а десятилетний мальчик оказался в детской колонии «Красный огонек» на станции Удельная Московской железной дороги. Не выдержав голода, унижений и других невзгод, Сережа с группой сверстников сбежал из колонии и начал странствовать по стране как беспризорный. Вскоре милиция направила его в Родниковскую опытно-показательную школу-коммуну на станции Удельная. На сей раз Сереже повезло: он оказался в окружении добрых людей – воспитателей и учителей. По его признанию, в этой школе ему привили любовь к труду и учебе.

По окончании школы работал слесарем на заводе, чуть позже – препаратором в Московском институте прикладной минералогии. Работал и учился на медрабфаке имени Ворошилова. В 1932 году он уже в г.Боровичи, работает слесарем на заводе «Красный керамик» и продолжает учиться на медрабфаке. Окончил рабфак с отличием, что позволило ему поступить в Ленинградский фармацевтический институт. После окончания института с красным дипломом по рекомендации доктора химических наук профессора A.M.Халецкого, ученика академика А.Е.Фаворского, Вахлакова зачислили в аспирантуру на кафедру фармацевтической химии этого же института. Началась экспериментальная работа по органическому синтезу и анализу. Успешно выполняя планы аспирантской работы, Сергей по совместительству работал старшим химиком на одном из ленинградских заводов. Здесь под руководством доктора химических наук, лауреата Сталинской премии, профессора А.Л.Клебанского выполнял ряд исследовательских тем, две из которых по методам анализа исходных веществ для получения одного из видов синтетического каучука нашли промышленное применение.

В 1941 году С.Н.Вахлаков окончил обучение в аспирантуре с готовой к защите диссертацией по теме «Ацильные производные новокаина и тиокаина». Но начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула сроки защиты. Он добровольцем ушел в Ленинградское ополчение Петроградской дивизии. Вскоре был направлен в действующую армию на должность консультанта по медснабжению и ОВ (отравляющие вещества) 8-й армии и баз Балтийского флота. В боях за Таллин получил тяжелую контузию левой половины головы и поясницы. В течение трех дней, 28-30 августа 1941 года, находился без сознания и оказался в плену у белоэстонцев (выражение Вахлакова). В течение всей вой-
ны находился в концлагерях на территории Германии. Лишь 8 мая 1945 года был освобожден частями I Украинского фронта под Дрезденом.

Казалось, ему, как и многим советским военнопленным, не миновать нового концлагеря, на сей раз на родине. К счастью, этого не произошло. Чрезвычайной правительственной комиссии по расследованию фашистских злодеяний и по подготовке материалов к Нюрнбергскому процессу нужны были специалисты и по отравляющим веществам, к тому же испытавшие на себе все «прелести» фашистского ада. Кандидатура С.Н.Вахлакова для этой работы была как нельзя кстати. Все поручения комиссии он выполнял четко, квалифицированно. Уже после войны фронтовик был награжден медалью «за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После демобилизации в 1946 году Вахлаков начал работать старшим преподавателем общей химии Новгородского учительского института, а чуть позже пединститута. В 1947 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата фармацевтических наук. Начал работать над докторской диссертацией. 18 марта 1954 года ученый совет института представил его к ученому званию доцента по специальности «химия». Нам неизвестно, рассматривала ли Высшая аттестационная комиссия это решение, но ученое звание доцента он получил уже по рекомендации Коми пединститута.

В связи с закрытием кафедры естествознания и географии в Новгородском институте С.Н.Вахлаков стал вести переписку с руководством ряда вузов. Директор Коми пединститута Н.В.Шуктомов дал положительный ответ на просьбу Сергея Никитича принять на работу в институт. Вахлаков приехал в Сыктывкар к началу 1954/55 учебного года. Получил квартиру в преподавательском деревянном доме, который долгие годы стоял во дворе учебного корпуса.

Летом 1955 года привез сюда жену с двумя детьми. Татьяна Васильевна, химик-фармацевт, также работала на кафедре химии, вела практические занятия.

В Коми пединституте С.Н.Вахлаков читал лекции и проводил лабораторные занятия по органической и биологической химии, основам химической технологии и аналитической химии. Возглавлял студенческое научное общество. Вместе с заведующим кафедрой доцентом А.С.Сивковым руководил научным кружком по химии.

Из  воспоминаний Э.В.Ермаковой: «Сергей Никитич – это гром и молния. Он, как искра молнии, зажигал нас знаниями, весь был пронизан органической химией. А как легко он находил контакт с аудиторией! Говорил без бумажки о сложных вещах просто, доступно, обстоятельно, логически последовательно. Мертвые элементы менделеевской таблицы, сложные химические формулы оживали на глазах. Он умело сочетал теорию с практикой, с производством. Его нельзя было не слушать: он завораживал всех своими энциклопедическими знаниями предмета. Вопрос о посещаемости его занятий вообще не стоял, никому и в голову не приходило заниматься на его занятиях посторонними делами. Эрудит, интеллектуал».

Имя ученого-педагога С.Н.Вах-лакова было широко известно в научно-педагогических учреждениях города и республики. По совместительству с основной работой в институте он заведовал отделом химии Коми филиала АН СССР, читал лекции по различным разделам химии на курсах повышения квалификации учителей. Сергей Никитич оказывал помощь практическими советами лаборатории Сыктывкарского кожевенно-обувного комбината.

К сожалению, в те годы не было в институте, да и в городе, соответствующих условий, базы для его дальнейшего научного роста по избранной теме исследования, подготовки и защиты докторской диссертации. Именно это пoбyдилo его оставить полюбившийся ему северный город, трудолюбивый коллектив студентов и преподавателей Коми пединститута. 1 мая 1962 года Сергей Никитич был освобожден от работы в связи с переходом на научно-исследовательскую работу в Радиологический институт АМН СССР, который располагался в г.Обнинске Калужской области. Сведений о его дальнейшей жизни и работе у нас нет. Но с полным основанием можно сказать, что Сергей Никитич, человек целеустремленный, выдержавший все удары судьбы, пришелся ко двору и на новом месте. Ведь в момент ухода из нашего института Вахлакову не было еще и полных 48 лет.

Леонид Жданов,

директор музея истории Коми пединститута.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №117 (4754) - 23 июня 2012 года

Всероссийское признание за... сенокосную рубаху / Юные историки из Коми завоевали в Москве рекордное количество наград

Памятник первому думскому депутату от Коми края Степану Клочкову и его семье появился на сыктывкарском кладбище

Знаменательные даты

До и после 1917 года

Не пропавшие без вести. Продолжение следует

Бесценный дар Владимира Зыкина / Сыктывкарский библиофил в 60-е годы пополнил древлехранилище Пушкинского Дома пергаменной рукописью

Исчезнувший Сыктывкар / Путешествие по городу, оставшемуся жить на старых снимках и в воспоминаниях

Русский китаец Ван Жен Хе: заключенный, золотарь, кулинар

Ученый учитель / Исполнилось 100 лет со дня рождения Федора Попова, оставившего след в образовании, науке, культуре

Даешь латинизацию! / Один из основателей Общества изучения Коми края Алексей Грен выступал за создание международного языка

Документ без комментариев

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 117 (4754)
23 июня 2012 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»