Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
26 января 2012 года

"Вы один из немногих регионов, где более-менее все в порядке"

/ Впечатления от посещения Коми Павел Астахов зафиксирует в Твиттере и рекомендациях Правительству РК


Во время поездок Павел Астахов постоянно пользуется камерой мобильного телефона.

Для развития семейных форм воспитания детей-сирот необходимо создание специальных школ приемных родителей. Такую мысль высказал уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов в минувший вторник на пресс-конференции, посвященной итогам его рабочей поездки в Коми.

Как мы уже сообщали, основной задачей визита детского омбудсмена стало изучение условий жизни детей-сирот и детей с ограниченными возможностями. По словам Павла Астахова, Коми стала 75-м регионом, который он посетил за последние два года. Вместе с нашей республикой Павел Астахов проинспектировал 898 учреждений. В течение недели до приезда самого омбудсмена в республике работала его группа, так называемый детский спецназ. Сам же Павел Астахов посетил шесть детских социальных учреждений для детей-сирот, встретился со студентами СыктГУ – будущими социальными работниками и юристами и побывал в новом жилом доме для детей-сирот в селе Зеленец Сыктывдинского района.

Развивая свою мысль о необходимости создания школ приемных родителей, Павел Астахов отметил, что последовавшая за резким увеличением числа приемных семей волна отказов от подросших детей – следствие недостаточной работы с приемными родителями. В 2008 году приемных семей в республике было более тысячи, а на данный момент – 730. Возврат приемных детей в детские дома – ужасная практика, считает Павел Астахов. Впоследствии уже практически невозможно устроить ребенка в другую семью. В то же время подобные ситуации – не повод отказываться от семейных форм устройства сирот. Просто приемным семьям необходимо обеспечить необходимую психологическую помощь.

Причем школы приемных родителей должны быть не на базе органов опеки, а на базе перепрофилированных детских домов. Существующая ныне практика школы приемных семей на базе органов опеки заведомо провальна уже потому, что там на одного специалиста приходится до двух тысяч семей. В качестве положительного примера Павел Астахов привел Краснодарский край, где почти все детские дома сокращены и занимаются профессиональным сопровождением приемных семей.

Омбудсмен подверг резкой критике бытующее в народе мнение, что приемные родители «зарабатывают» на детях. Именно такие суждения зачастую останавливают людей, решивших принять сироту в семью.

– Когда мы отбросим это лицемерие и ханжество и перестанем притворяться, что за воспитание детей как-то некрасиво брать деньги? – возмущался П.Астахов. – Простите, а как растить ребенка, если нет возможности его обеспечивать? Почему-то никто не краснеет от того, что содержание ребенка в детском доме обходится до полутора миллионов рублей в год. При этом никого не смущает, что такие деньги тратятся по сути на воспитание иждивенцев. Но уж если вы берете ребенка, то будьте любезны не только получать деньги, но и отвечать за свои действия. А то забрали детей, а потом без проблем вернули обратно...

В целом Павел Астахов высоко оценил опыт работы детских социальных учреждений нашей республики. В числе положительных моментов он назвал плодотворное сотрудничество учреждений с попечительскими советами. По его словам, в отдельных регионах руководители социальных учреждений даже не знают о том, что такие советы существуют. А попечительские советы в Коми активно работают. При этом он отметил, что сейчас они уже не ограничиваются помощью в решении небольших проблем типа приобретения игрушек, а берут на себя вопросы покупки интерактивной доски или ремонта спортзала.

По мнению детского омбудсмена, федеральному министерству образования необходимо обобщать подобный положительный опыт на местах и проводить обучающие семинары по его распространению. «А то мы все думаем, когда же очередные варяги подскажут нам, как решить проблему сирот, социально неблагополучных семей», – заметил он.

Кроме того, П.Астахов считает положительной практикой повышение выплат до 200 тысяч рублей усыновителям. «Хотя есть регионы, в которых выплаты достигают 800 тысяч рублей. Правда, эти деньги выплачиваются не сразу, а поступенчато: к примеру, перед поступлением ребенка в школу, после окончания средней школы и т.д. Это вполне может стать дополнительным стимулом для приемных родителей и может сократить число отказов от детей», – считает П.Астахов.

Перевод детских домов из муниципального на республиканский уровень Павел Астахов тоже назвал хорошей практикой, которая позволит оптимизировать численность детских домов и улучшить их материальную базу. Пока же зачастую лимит воспитанников в детских домах превышен. Также, по мнению омбудсмена, детские дома должны быть профильными – для «айтишников», для юристов, для спорт-сменов.

Отметил Павел Астахов и удачный опыт Коми по созданию банка данных семей с детьми, находящихся в сложной жизненной ситуации. Он посоветовал начать формирование и регионального банка данных кандидатов в приемные родители.

Хорошим начинанием было признано и открытие при женских консультациях кабинетов психологической помощи, благодаря которым удалось снизить количество абортов и отказов от новорожденных в роддомах.

– Вы один из немногих регионов, где более-менее все в порядке. Даже несмотря на те ЧП, которые у вас случаются по халатности отдельных лиц. Жалобы из республики ко мне приходят регулярно. Но зачастую они приходят из-за элементарного непонимания той или иной ситуации, – подытожил омбудсмен свой рассказ о положительном опыте Коми.

В числе требующих устранения недочетов Павел Астахов назвал небрежное ведение медицинской документации в детских социальных учреждениях, а также нехватку специалистов в комиссии по делам несовершеннолетних.

Одной из важнейших проблем республики Павел Астахов назвал обеспечение жильем сирот. Очередь постоянно растет, а детей ставят на учет на получение жилья только после окончания образовательного учреждения. При этом для этой категории детей нет никакого социального жилья или социальной гостиницы, где они могли бы обрести хотя бы временный приют. По словам Павла Астахова, в Америке, например, вообще нет такой практики, как обеспечение жильем детей-сирот. Но Америка – страна равных возможностей, где каждому, даже инвалидам, создаются условия для нормальной социализации.

– Защита жилищных прав у вас ведется ненадлежащим образом, – считает П.Астахов. – Сироты получают жилье только через суд. Это правовой коллапс. В Воркуте в прошлом году 31 помещение для детей-сирот находилось в неудовлетворительном состоянии, 47 – в непригодном для проживания.

Омбудсмен считает, что в первую очередь необходимо определить точное число сирот, нуждающихся в жилье, и разработать специальную республиканскую программу, в которой бы указывались четкие сроки и средства, которые потребуются на решение проблемы.

Работой Министерства внутренних дел по РК в части защиты прав детей омбудсмен остался недоволен. По его мнению, в представленной справке МВД по республике очень много «воды» и общих слов. В подтверждение этого заявления он привел пример, когда в республике «один товарищ расстрелял девочку из детского дома из пневматического оружия, но ничего не было предпринято». В то же время, когда «этот же товарищ» через месяц расстрелял машину, на него завели уголовное дело. «Как тогда доказывать, что органы полиции стоят на страже людей и детей? Надо проводить профилактику так, чтобы таким людям больше не захотелось такие вещи делать», – заметил омбудсмен.

Во время посещения Кочпонского детского дома для умственно отсталых детей омбудсмен обратил внимание на то, что прямо рядом с учреждением продают пиво на разлив. На совещании с властями региона ему пообещали, что, как только будет принят федеральный закон, признающий пиво алкогольным напитком, этот ларек закроют.

Омбудсмен обратил внимание и на увеличение количества побегов из интернатов и детских домов. Он попросил разобраться в причинах происходящего, так как «бежать из таких заведений, где он сегодня побывал, не хочется».

Во время пресс-конференции мы поинтересовались у Павла Астахова, что он постоянно снимал на камеру мобильного телефона во время своих поездок по детским учреждениям.

– Я выкладываю все отснятое в Твиттер, – ответил Павел Астахов. – Писать без ошибок на ходу очень сложно, а в Твиттере же сидят очень продвинутые люди, которые только и смотрят, как бы я запятую не туда  поставил. Да я и просто не успеваю описать все, поэтому выкладываю все это в Твиттер. У меня более 30 тысяч подписчиков, которым небезынтересно, что творится и в Коми. Там есть завсегдатаи, которые сидят и ждут, когда я им расскажу, где опять горшки неправильно моют. Когда в Карелии в одном из детских учреждений я сфотографировал грязные соски и пустышки, такое обсуждение началось на тему, что делать с руководителем этого учреждения! В общем, уволили его и министра здравоохранения заодно. Ну и кроме всего прочего, Дмитрий Анатольевич Медведев как очень активный пользователь подписан на оба моих аккаунта и читает все, что я выкладываю. Так что в том числе я выкладываю все отснятое и для своего начальника.

По словам Павла Астахова, по результатам поездки им будут разработаны рекомендации и представлены правительству Коми.

Галина ГАЕВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №9 (4646) - 24 января 2012 года

Сергей Усачев: "Мы хотим, чтобы наше такси работало не хуже, чем в Европе"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 11 (4648)
26 января 2012 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»