Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
26 ноября 2011 года

Наука превыше всего

/ Для доктора географических наук Николая Шишкина эти слова стали жизненным кредо


Н.Шишкин. 40-е годы.

Н.Цупикова-Шишкина. 2011 г.

Наш земляк Николай Иванович Шишкин оставил яркий след в истории Коми республики. Он стал одним из организаторов Коми научного центра УрО РАН, в 1948-1949 годах являлся заместителем директора научно-исследовательской базы АН СССР в Коми АССР, а в 1950-1952 гг. замещал председателя президиума Коми филиала. Все, кто знал ученого, говорят, что одной из корневых, выпуклых, притягательных черт его личности была неизбывная, пронзительная привязанность к родным местам. Но так получилось, что он, коми по происхождению, в родных краях прожил лишь чуть меньше двух десятков лет. В силу разных обстоятельств Шишкин дважды был вынужден покидать Коми край. Вторая разлука растянулась на 40 лет. Все это время он проживал в Москве, где стал крупным ученым-регионоведом. В Москве же в 1990 году Николай Иванович завершил свой земной путь.

Дочь ученого

В самом центре Москвы, в многоэтажке на Хамовническом Валу, почти в первозданном виде сохранился кабинет ученого. Главное его богатство – книжные полки до потолка и забитые различными бумагами антресоли. Дочь Николая Ивановича Наталья Николаевна Цупикова говорит, что рука не поднимается что-то выкинуть. А разобрать отцовский архив руки тоже пока не доходят. Ведь дома, в Москве, удается бывать урывками, нечасто. Такова «доля» супруги генконсула.

Муж Натальи Николаевны – Вячеслав Цупиков – уже несколько лет является генеральным консулом Российской Федерации в Чонджине, в Северной Корее. Услышав это, я даже переспросила собеседницу: «В Северной, не в Южной Корее?» Оказалось, именно в Северной, в стране социализма, до сих пор закрытой от внешнего мира «железным занавесом». Правда, по рассказам Натальи Николаевны, и в Северной Корее жизнь и нравы постепенно меняются, тенденции мирового развития все больше проявляются даже в здешнем достаточно закрытом для внешнего мира социуме. Но чтобы их увидеть и различить, надо жить в самой Северной Корее.

До Пхеньяна и Чонджина семья Цупиковых успела поработать в посольствах Монголии, Ботсваны, Грузии... Наталья Николаевна последние годы, связанные с ответственной разъездной работой мужа, по специальности не работает, хотя до этого успешно совмещала заботы хозяйки дома, матери двух детей с работой в банковской сфере. Симпатичная женщина с удовольствием вспоминает о детских годах, проведенных в Сыктывкаре. Особо запал в память день, когда на противоположном берегу Сысолы – в Заречье – случился большой пожар. Клубы огня и дыма, казалось, почти рядом, вот-вот они «слижут» и деревянный город, поглотят и ее, совсем еще кроху. Маленькая Наташа в тот день доставила немало волнений родителям, так как спряталась от пожара. К безмерной радости мамы и папы, дочь отыскалась, да к тому же в своем доме, где жили ученые.

Из сыктывкарских лет, предшествовавших переезду в Москву, остались в памяти чистый воздух, леса, изобиловавшие грибами, ягодами. Братья Наташи – Анатолий и Валерий уже учились, были поглощены разными, уже совсем недетскими делами, планами. Оба впоследствии стали инженерами, Анатолия Николаевича сейчас уже нет в живых.

Чувствуется, что для Натальи Николаевны даже мысленное путешествие в северные пенаты окутано розовой радужной дымкой, ностальгией. Она говорит, что как только муж оставит консульскую работу и они снова привычно обживутся в Москве, то навестят Сыктывкар. И обязательно побывают в Пыелдино, на родине отца.

Дети портного

Николай Иванович Шишкин провел в Пыелдино, как и его дочь Наташа в Сыктывкаре, лишь детство. Здесь же, в Пыелдино, маленькие Шишкины похоронили свою мать. Отец, Иван Арсентьевич, обремененный большим семейством, вторично женился и решил покинуть родное село. Пыелдино издавна славилось отличными портными. Из их числа был и Иван Шишкин. Погрузив на телегу швейную машинку и сундуки со скарбом, двинулись в путь.

Дорога оказалась долгой. Конечным пунктом для Шишкиных стало село Мехонское в Зауралье. На дворе стоял 1929 год. В Курганской области, как и повсеместно, стали организовывать колхозы. О том, чтобы остаться кустарем-одиночкой, нечего было и помышлять, частный промысел мог стоить жизни. Вступили всем семейством в колхоз «Аврора». Грамотный Николай вскоре смог выдвинуться – устроился делопроизводителем в райисполком. А в 1931 году по комсомольской путевке его направили на ударную стройку – строительство Уралмаша.

Уже на следующий год смышленый парень поступил в Уральский горный техникум. А в 1934 году поехал в Москву, начал учиться в плановом институте им.Г.М.Кржижановского. С дипломом экономиста получил направление в только что организованный отдел экономической географии Института географии Академии наук СССР.

Стоит сказать, что все дети обосновавшегося в Зауралье крестьянина и портного из Пыелдино Ивана Шишкина выбились в люди. Сын Владимир пошел по отцовской стезе, перенял от него портняжное ремесло. Доктором сельскохозяйственных наук стал Анатолий. На инженера-полиграфиста выучилась Елизавета (в замужестве Ершова). Врачом стала Анна, прошедшая всю Великую Отечественную войну. Ее муж – Мамченко, Герой Советского Союза. До последнего времени Анна Ивановна проживала в Ужгороде.

До начала войны, в 1940 году, Николай Шишкин успел побывать в научной экспедиции на Дальнем Востоке. А затем в течение двух лет занимался решением непростой и важной проблемы по размещению жителей прифронтовых районов страны на Урале. Как экономиста-географа его в эти же годы привлекали для секретной работы в Генштаб. Ученый составил обширное военно-географическое описание Финляндии, выступавшей в боевых действиях на стороне неприятеля.

У руля Коми филиала

После войны Николай Иванович вновь в гуще дел и забот. На этот раз объектом его научных исследований стал Коми-Пермяцкий округ. Уже в 1947 году ученый защищает кандидатскую диссертацию, посвященную географии населения Прикамья. Любопытно, что в эти же годы он исследует топонимы, имеющие финно-угорские корни. А в «Исторических записках» Института истории АН СССР публикует статью «Происхождение названия «Москва».

В 1948 году молодого ученого командируют на его родину, в Сыктывкар. Здесь в эти годы происходило зарождение и становление первого академического учреждения – Коми филиала Академии наук СССР. Как известно, официально академическая научно-исследовательская база прописалась в Сыктывкаре в 1944 году. В первые годы после создания ее директором был В.Образцов, академик, принимавший участие еще в 1918 году в проектировании железной дороги от Усть-Сысольска до Ухты. Но у руля базы он стоял, можно сказать, формально, так как академик постоянно проживал в Москве. Практически руководство Базой, а затем филиалом осуществляли его заместители. В 1948 году на эту должность и был назначен Николай Шишкин.

Процесс становления труден для любого учреждения. Центр академической науки в Сыктывкаре создавался сразу после войны, ее масштабные, неисчислимые потери требовали колоссальных ресурсов для восстановления. Первым ученым КНЦ часто приходилось довольствоваться малым, работать в тесноте, без подобающего технического оснащения. Но плеяда исследователей, стоявших у истоков научного центра, не только успешно выполняла поставленные перед ними задачи, но и занималась перспективными вопросами, которые остаются актуальными и сегодня.

В начале 50-х годов Николай Шишкин стал научным руководителем многотомной монографии «Производительные силы Коми АССР», которая объединила труд многих ученых Коми филиала. В это время здесь изучают энергетические ресурсы для электрификации народного хозяйства республики, выдвигают практические решения по возрождению Сереговского солепромысла, даже обсуждают проблемы бездоменной металлургии... Многие направления, заложенные в научном центре Сыктывкара на заре его деятельности, определили в дальнейшем развитие всех основных отраслей республики.

На эти же годы пришелся очередной пик борьбы на идеологическом фронте страны. Вчерашние корифеи низвергались с возведенных специально для них пьедесталов, объявлялись врагами народа или идейными противниками. От руководства Коми филиала требовалось проявлять чудеса изворотливости и пластичности, чтобы шагать в ногу с кремлевскими идеологами. Николая Шишкина, нацеленного на практические результаты, доверявшего в исследовательской работе лишь строго выверенным цифрам и фактам, прямого и честного по своей сути, роль политического «флюгера» не могла ни устроить, ни уравновесить. И он подал в отставку. После чего принял непростое решение снова покинуть родной край.

А уже меньше чем через год он успешно защитил докторскую диссертацию. Новоиспеченному доктору географических наук было всего 43 года.

В Москве и на Кубе

Переехав в Москву, Николай Иванович не испытывал недостатка в предложениях по устройству на работу. Трудился в Моссовете, в НИИ труда, возглавлял научно-координационный совет «Трудовые ресурсы СССР» при Госплане, преподавал в инженерно-экономическом институте. В конце 60-х годов Николай Шишкин стал отцом-основателем Центральной научно-исследовательской лаборатории трудовых ресурсов при Госкомитете Совмина РСФСР. За 35 лет научной деятельности Николай Иванович написал более 80 научных трудов, стал редактором десятка изданий, успел увидеть свои работы на иностранных языках.

По словам Натальи Николаевны Цупиковой-Шишкиной, за долгую жизнь в науке отец задолго до нее «прорубил окно» и в дальние страны. С 1963 по 1965 год Николай Шишкин работал экспертом по рабочей силе на Острове свободы. В одной из статей республиканской газеты «Красное знамя» Николай Иванович делился своими впечатлениями о пребывании на Кубе. В это время там разворачивалась «битва за шесть классов» – всеобщее шестилетнее образование. В Гаване и в других городах порядок контролировали мужчины и женщины в форме народной милиции с револьверами за поясом. С пафосом гость Острова свободы рассказывал о сафре. На помощь кубинцам, занятым рубкой сахарного тростника, в 1965 году приехали и 250 комсомольцев из СССР.

Знания московского ученого на Кубе были очень востребованы. Он участвовал в проведении национальной переписи населения, много усилий приложил для разработки баланса трудовых сил в провинции. Не раз встречался и общался с одним из лидеров кубинских коммунистов Че Геварой, бережно хранил автографы «друга Че».

После возвращения из длительной заокеанской командировки вновь с головой окунулся в привычную круговерть. Научные исследования совмещал с их популяризацией, на протяжении десятков лет читал лекции в разных столичных аудиториях. Несмотря на постоянную занятость, не забывал родной Коми край. С высоких трибун Николай Иванович не раз поднимал вопросы о комплексном освоении природных богатств Севера. По рассказам, тогдашнему руководителю страны Никите Хрущеву пытался доказать рентабельность развития производства Сереговской соли, которая когда-то была востребована во всех уголках России. Искренне сокрушался, что современники игнорируют этот промысел, не видят его очевидной выгоды.

Маститый московский ученый очень дорожил друзьями из Коми. Бывший предсовмина Коми АССР Турышев, художник Жилин, ученый Шубин часто бывали в его квартире на Хамовническом Валу. Долгие годы дружеские отношения связывали Николая Ивановича с видным ученым, первым ректором Сыктывкарского университета Валентиной Александровной Витязевой. Даже московские друзья Н.Шишкина имели ярко выраженный северный колорит. К примеру, он дружил с земляком из Коми, который консультировал Сергея Бондарчука при съемках охотничьих сцен в «Войне и мире». Консультант служил в егерском хозяйстве в Подмосковье и часто приглашал Николая Ивановича на охоту.

Лишь дважды после 50-х годов Николай Иванович смог навестить Сыктывкар. Ездил он и в Пыелдино, где все еще стояло родовое гнездовье – старый, покосившийся деревянный дом. Скончался Николай Иванович в 1990 году и был похоронен на Хованском кладбище. Всего на несколько лет пережила его супруга Варвара Николаевна.

Москва стала родным городом для внуков Николая Шишкина. Все они состоявшиеся люди разных профессий. Среди них тоже есть  ученые.

Анна СИВКОВА.

г.Москва

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №216 (4613) - 26 ноября 2011 года

Сословие Поповых / Собранные краеведами материалы позволяют составить обобщенный портрет дореволюционного священника Коми края

Галерея Григория Кудяшева / Художник-фронтовик не рисовал батальных сцен, но война незримо присутствует на каждом его полотне

Первый секретарь / Активного большевика Якова Потапова пощадили даже фашисты, но свои уничтожили безо всякой поблажки

Взрослые исследования юных историков

Первые открытия уже под обложкой

Были и притчи от Николая Доронина

На святом пятачке Елькыба

Красоты парка - на открытках

Знаменательные даты

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 216 (4613)
26 ноября 2011 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»