Общество |
5 декабря 2007 года |
Лечим водой и... сказкой / Семинар для взрослых в доме ребенка
Еще год назад четырехлетний Дениска практически не мог ходить, у мальчика – тяжелая степень церебрального паралича. Более того, при поступлении в Сыктывкарский специализированный дом ребенка малыш пребывал в глубочайшей депрессии, часто плакал, был пугливым и замкнутым. Сегодня в это трудно поверить: ребенок ходит и даже пытается бегать (пока, правда, при поддержке взрослых), прыгает на небольшом батуте, «купается» в сухом бассейне... Но главное – он научился смеяться... Такие перемены в физическом и психическом здоровье малыша стали возможными благодаря комплексной, многоступенчатой реабилитации, проводимой медиками и педагогами. О важности союза воспитателей и врачей неоднократно говорилось на открытом практическом семинаре, прошедшем в Сыктывкарском доме ребенка в минувший понедельник. В семинаре приняли участие специалисты разных областей, заинтересованные в развитии реабилитационных технологий: педагоги, социальные работники, педиатры, родители детей-инвалидов. Надо отметить, что в системе ранней реабилитации детей-инвалидов Сыктывкарский дом ребенка – пока единственный в республике, где сегодня действуют эти два основных принципа: многоступенчатость самой системы реабилитации и медико-педагогический союз. «Республика» неоднократно писала об иппотерапии – уникальном средстве реабилитации детей посредством верховой езды на лошадях. Этот метод используется при целом ряде заболеваний, прежде всего ДЦП, аутизме, психических расстройствах. Но что немаловажно: кроме восстановительных функций и улучшения состояния здоровья, занятия на лошадях приносят детям радость, придают силы для борьбы с недугом. Одним словом, дают то, что специалисты называют мотивацией к жизни. Именно для этого два раза в неделю дом ребенка посещает иппотерапевт Наталья Денисова. Надо видеть, как радуются малыши, завидев ее ушастого питомца – серо-белого пони. Напомним, Наташа – профессиональный иппотерапевт, специальность она получила в Московском институте физкультуры. Несомненно, все дети любят играть с водой. По словам старшего воспитателя дома ребенка Елены Плоткиной, именно с помощью акватерапии ребенок без особых усилий способен усвоить очень важные дидактические задачи. Для этого в доме ребенка установлена система акваплей – игра, где все основано на воде. Отправляя в путешествие по «огромной реке» своего друга мишку или зайца, малыш решает целый ряд задач: как накачать воду помпой, открыть шлюз, пройти через мост... Вода – самая понятная, самая адекватная среда для ребенка. Во время акватерапии развивается мелкая моторика, совершенствуется зрительная координация. Более «тяжелые» задачи, например – загрузить кораблик, нацелены на ротацию кистей, закрепление силы рук. Система раннего развития детей, созданная итальянским педагогом Марией Монтессори, давно нашла признание и популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. Основное правило системы Монтессори звучит так: «Помоги мне сделать это самому». Это значит, что педагог предлагает малышу сделать какую-то задачу, а уж выполнить ее он должен самостоятельно. Сам кабинет Монтессори – это особым образом организованное пространство, в котором расположены предметы и пособия, способствующие развитию речи, письма, чтения, сенсорных навыков (соотношение цветов и оттенков, звука и цвета). Одними из популярных развивающих объектов являются так называемые рамки – наборы, представляющие собой отдельные фигуры или единую пластинку с различными по форме отверстиями, которые закрыты идентичными по форме фигурами. Задача малыша – подобрать к отверстиям соответствующие «пробки». Занятия в комнате Монтессори – индивидуальные, могут длиться до двух часов. В Сыктывкарском доме ребенка по этой системе с детьми работает Ида Шамшуро, которая прошла специальное обучение в академии Монтессори в Москве. Сказкотерапия относится к так называемой психокоррекционной технологии. Сказка, как известно, оказывает самое благотворное воздействие на формирование детской психики. Специалисты Сыктывкарского дома ребенка прошли специальное обучение у главной «сказочницы страны» – директора Санкт-Петербургского государственного института сказкотерапии Татьяны Зенкевич-Евстигнеевой. Наблюдая сказку или участвуя в ней, ребенок учится плакать и смеяться, грустить и улыбаться... В маленьком человечке зарождаются сопереживание, сочувствие. Особенно этот метод работает в сочетании с музыкотерапией, для чего в доме ребенка собрана весьма обширная фонотека. Помимо того, в комплекс реабилитирующих технологий входит лечебный массаж и изотерапия – лечение рисованием. Вся технология в комплексе, считает директор дома ребенка Галина Кузнецова, дает потрясающие результаты: проживая весьма существенную часть жизни в замкнутом пространстве, малыши тем не менее к четырем годам получают тот же эмоциональный «набор», что и их вполне благополучные сверстники. Во всяком случае, и медики, и педагоги Сыктывкарского дома ребенка делают для этого все возможное. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |