Из первых уст |
5 декабря 2007 года |
Валерий Жилин: "За руль садятся не только нарушители"
Законопослушных водителей следует поощрять, считает председатель Комитета Госсовета РК по законодательству и местному самоуправлению Валерий Жилин. Недавно он вернулся с международного конгресса «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни». По той же теме у него состоялся разговор с коллегами из Мурманской областной думы, у которых он побывал в составе делегации парламентариев республики. – Непростая ситуация в сфере безопасности дорожного движения – беда для многих стран, а не только России. Ввиду многоплановости и сложности всех ее составляющих справиться с ней можно только комплексно, включая и соответствующее нормативно-правовое регулирование. Не ошибусь, если скажу, что коллеги из ближнего и дальнего зарубежья, с которыми приходилось общаться, едины в том, что начало многих бед коренится в полном отсутствии культуры и низкой дисциплине всех участников дорожного движения. – Где же выход? Как вы, Валерий Васильевич, и ваши коллеги относитесь к идее решить, например, все проблемы с помощью ужесточения карательных мер? – Хочу, чтобы сразу было понятно, – это не панацея. Нельзя забывать о том, что изъяны дорожно-транспортной инфраструктуры, скажем, только более резко обнажаются по мере роста числа автотранспорта, находящегося в пользовании у населения. Одно влечет за собой другое, отсюда и возникает необходимость совершенствовать законодательную и иную нормативно-правовую базу как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. – Что полезного удалось узнать из опыта зарубежных коллег на таком представительном форуме? – Мне удалось поучаствовать в рамках конгресса в работе круглого стола по теме «Совершенствование механизма реализации полномочий региональной власти и МСУ по развитию автодорожного хозяйства». Вел заседание председатель профильного комитета Совета Федерации Степан Киричук, выступили 16 человек, в том числе и я. Много интересных моментов содержит опыт Швеции, где и результаты достигнуты впечатляющие. Вот один только факт. Шведские коллеги рассказали, что за последнее время в результате реализованного комплекса мер удалось снизить число случаев гибели людей на дорогах с 6 до 4,5 из расчета на 100 тысяч человек населения. Сравните с нашей статистикой! Или, например, итальянские эксперты в свое время рекомендовали автошколам обязательно учить водителей-новичков практике вождения в ночное время на дороге со сложным рельефом – крутыми спусками и подъемами, и это принесло хорошие результаты в снижении аварийности. Полезно было бы и нам взять эту идею на вооружение, ведь более 60 процентов ДТП на наших дорогах происходит в ночное время. – Как, по-вашему, происходят за последнее время какие-то изменения в сторону улучшения или наоборот? – Говорить о значительных успехах пока не приходится. Ведь наших водителей, чего греха таить, без дополнительного принуждения нельзя заставить пристегнуться ремнем безопасности. Однако ситуация стала меняться с принятием федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». У нас в республике действует целевая программа «Правопорядок-2008», которая включает в себя и подпрограмму по безопасности дорожного движения. Эти меры вызваны ростом числа ДТП, величиной людских потерь и ресурсов на фоне неэффективности государственных мер. Новый созыв депутатского корпуса Госсовета РК с первых дней работы считает эту проблему одной из приоритетных и постоянно держит в поле зрения. Нами была сформирована специальная рабочая группа, возглавить которую предложили мне. Напомню, что в июле 2007 года в Госсовете РК прошел круглый стол. При его подготовке был организован сбор предложений от граждан, организаций, представителей власти. Этому предшествовала прямая линия с Председателем Госсовета РК Мариной Истиховской. В итоге удалось выработать рекомендации в адрес законодательной и исполнительной власти республики, органов местного самоуправления. Предложено принять республиканскую программу «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Коми» на 2009-2012 годы». На предстоящий год предложено увеличить выделение средств на укомплектование служебным транспортом и оперативно-техническими средствами подразделений ГИБДД. Предусмотрено создание учебно-методического центра «Школы медицины катастроф» по обучению населения, в том числе водителей, сотрудников ГИБДД, медицинского персонала спасательных подразделений, вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Мы ставим вопросы о лучшем оснащении служб скорой медицинской помощи мобильной связью, о том, чтобы укомплектовать лечебно-профилактические учреждения на территории вдоль автодорог Сыктывкар – Киров и Сыктывкар – Ухта специальным оборудованием, реанимобилями и т.д. – В сентябре депутаты Госсовета РК на «правительственном часе» слушали отчет руководства Дорожного агентства РК о ходе ремонта и обслуживании улично-дорожной сети. Какие выводы были сделаны из услышанного? – Качество дорог в городах и районах республики, а также ремонт улично-дорожной сети, к сожалению, оставляет желать лучшего. В плачевном состоянии находятся проезды по дворовым территориям даже в столице республики. Ситуация, как известно, постепенно меняется, но сделать еще предстоит многое. Не случайно депутаты предлагают ужесточить спрос с руководителей подрядных дорожных организаций, осуществляющих строительство и обслуживание участков дорог республиканского значения, на которых произошли ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий. – Интересно узнать, какие новые идеи содержатся сегодня в депутатском портфеле вашей рабочей группы? – Депутаты предлагают на федеральном уровне законодательно урегулировать вопросы порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения на месте правонарушения и ввести процедуру изъятия водительского удостоверения до уплаты административного штрафа, другие меры. Считаем, что необходимо ускорить принятие устава автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта РФ и закона об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения. Не секрет, что власти многих субъектов РФ, предлагая меры по улучшению ситуации на дорогах России, видят их в ужесточении ответственности участников дорожного движения. Однако не следует забывать, что это проблема комплексная. Она включает в себя и повышение ответственности органов ГИБДД за выполнение своих функций, и усиление требований к автошколам по подготовке водителей автотранспортных средств. Учитывая, что управляют транспортными средствами далеко не только нарушители, но и миллионы законопослушных граждан, следует продумать систему государственных мер, направленных на их поощрение. Это могут быть определенные скидки, льготы, применяемые при страховании гражданской ответственности, льготные кредиты на покупку автомобилей и так далее. В целом же эта работа не должна быть «кампанейской», а стать целенаправленной, системной и продолжительной. Владимир РАЗУВАЕВ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |