Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
29 октября 2011 года

Дневник, найденный на чердаке

/ Неизвестный офицер в своей записной книжке зафиксировал 575 дней войны


Переход советских войск через Сиваш. 1943 г.

На улицах Кенигсберга. 1945 г.

В год 65-летия Победы в Княжпогостском районном историко-краеведческом музее на очередной  выставке предстал редкий экспонат. Блокнот в вылинявшей синей коленкоровой обложке оказался фронтовым дневником солдата, какое-то время проживавшего в городе Емве или в его окрестностях. К сожалению, установить фамилию и имя хозяина дневника пока не удалось. Хотя автор записей был офицером, награжденным за храбрость орденами Красного Знамени, Великой Отечественной войны III степени. Расшифровка сведений, содержащихся в блокноте, между тем оказалась делом увлекательным и интересным. И что самое важное – записи, сделанные «неизвестным» солдатом, помогли глубже прочувствовать войну, понять ее реалии, осознать, какая цена заплачена за Победу.

 

«Штат радистов укомплектован полностью»

Этот блокнот в местечке Ачим города Емвы случайно нашел Геннадий Гончарук. Темно-синюю записную книжку он заприметил в одном из заброшенных сараев. Кому она принадлежала, кто автор записей, остались ли в Емве его родные, дети, внуки, ни он, ни мы назвать так и не смогли. Остается неясным и то, когда «неизвестный» солдат был призван на фронт. Первая запись в блокноте датирована 11 августа 1943 года. В тот день боец написал: «Штат радистов укомплектован полностью».

Радио как средство военной связи нашло применение вскоре после его изобретения А.С.Поповым сначала во флоте, а затем в сухопутных частях. Кронштадтская мастерская уже с 1899 года начала изготавливать радиостанции для кораблей. Почти в это же время во Франции наладили производство радиоаппаратуры в промышленных масштабах. Фирмы «Моркони» и «Телефункен» открыли свои филиалы и в России. С началом Первой мировой войны облегченные радиостанции появились в некоторых передовых частях, в автомобилях, в аэропланах. С этого же времени станции искрового типа все чаще стали уступать место ламповым.

В годы гражданской войны был создан новый род войск – связи. Приказ Реввоенсовета о формировании Управления связи в составе полевого штаба Красной армии был подписан 20 октября 1919 года: эта дата считается днем рождения современных специальных войск связи в нашей стране.

Автор дневника сообщает, что он служит радистом в 97-м стрелковом полку, а его главным «вооружением» является радиостанция «РБ» (радиостанция батальонная). С началом Великой Отечественной войны, из-за эвакуации заводов, выпуск этого вида станций был временно прекращен, что резко ухудшило положение на фронтах. Один из заводов в 1942 году стал выпускать примитивные радиостанции «13Р» из деталей массового довоенного приемника «6Н-1». Эти станции монтировались в фанерные ящики и были оклеены брезентом. Понятно, что такая техника погоду на линии фронта делать не могла. Возобновление выпуска радиостанций «РБ» и «РБМ», можно сказать, тоже сослужило свою роль в преломлении хода войны, они нашли широкое применение в пехоте и артиллерии. А после окончания войны такими радиостанциями еще долго пользовались геологи, метеорологи, ими были оснащены учебные организации ДОСААФ.

«Радиостанции замолчали, питания не стало. Лампы выходят из строя быстро, а запасных ламп нет», – констатирует в октябре 1943 года автор дневника. И почти сразу же идентичная запись: «Привезены из армейских ремонтных мастерских 13 радиостанций «Р-4», но они не работают. Запасных ламп нет. Щелочи нет». Видимо, в связи с этими трудностями вызван приказ по дивизии об освобождении радистов от хозяйственных работ и усилении занятий до десяти часов в сутки с офицерами.

12 ноября автору дневника присвоили звание старшего лейтенанта. Можно предположить, что после этого на него возложили обязанности начальника радиостанции боевой сети. «Условий для занятий нет, в землянках без печек холодно и сыро. Но война есть война... Проверяю ход занятий радистов», – пишет офицер в своем карманном блокноте.

 

Переход через Сиваш

«5.11.1943 г. Выехали к Сивашу для форсирования. Водная преграда на 3 км, глубина – до пояса, холодно. Переход был труден, десятки людей гибли при переходе, особенно казахи, узбеки замерзали в воде. Лодок недостаточно».

На Перекопском перешейке в  это время советские войска пытались отрезать пути отхода по суше войск противника, располагавшихся в Крыму. «Живем в деревне Камышовка. Громадное движение людей на виду у противника. Противник обстреливает деревню. Ходил в деревню. Видел удивительные воронки от авиабомб у дома, где мы жили (вид их колодцеобразный), есть разбитые дома. 21 ноября мы были под бомбежкой». В это время официальная советская пресса сообщала, что «наши войска продолжали вести бои местного значения».

Видимо, за участие в формировании Сиваша автор дневника был представлен к ордену Красного Знамени. В это время он вновь сетует на нехватку запасных ламп к радиостанциям. Налаживание бесперебойной связи между различными соединениями, надежное управление войсками с этого времени стало одним из важнейших направлений работы многих наркоматов, руководства фронтов и армий. В непростое военное время были изготовлены переносные ультракоротковолновые радиостанции, предназначавшиеся для стрелковых и артиллерийских частей, радиостанция «РБМ-5» повышенной мощности, использовавшаяся как личная радиостанция командующих армиями, корпусами, дивизиями. В эти же годы был налажен выпуск нескольких типов специальных танковых радиостанций, радиостанций для ВДВ, разнообразных конструкций радиоприемников. Во многом благодаря бесперебойной радио- и проводной связи удалось отбросить на 120-140 километров войска неприятеля от столицы страны.

«31.12.1943 г. Снова взят Житомир. Слушаю по радио предновогоднее выступление М.И.Калинина». А спустя какое-то время автор дневника делает очередную запись: «Заболел гриппом. Лежал 4 дня, т.к. ходить некуда, а без движения на улице холодно. Изучал новый текст гимна». Как известно, до 1943 года государственным гимном СССР был «Интернационал». Новый гимн на музыку А.В.Александрова со словами, написанными С.В.Михалковым и Р.А.Эль-Регистаном, впервые был исполнен по радио в новогоднюю ночь с 31 декабря на 1 января 1944 года.

Из воспоминаний сержанта Ю.И.Корякина: «Судьба радиста была довольно странной: все время ты сам по себе. Начальство радистов гнало к чертовой матери из страха быть запеленгованными и накрытыми вражеской артиллерией, и в то же время без нас нельзя было обойтись, поэтому мы все время находились в стороне, в какой-нибудь землянке, в яме, в воронке, залезешь и там сидишь, чтобы быть все время на связи, но в эфир высовываешься только в крайнем случае».

Запись от 15 января 1944 года: «Жизнь спокойная. Получил партийный билет. На фронтах – успехи. Радуемся». В дневниках есть и штрихи радистского быта: «Все офицеры собраны на обед, 200 граммов вина, хорошо пели», «100 граммов водки отличили этот день от обычных дней». Выдача «ста граммов» нашла отражение и в песенном репертуаре военных лет.

Горит свечи огарочек,

Гремит недальний бой.

Налей, дружок, по чарочке,

По нашей фронтовой.

200 граммами вина сослуживцы автора дневника и он отметили и день празднования 25-летия Красной Армии. А уже на следующий день вновь захлестнул огненный шквал: «Три раза бомбардировали переправу немецкие самолеты. У нас в штабе у Богданова оторвало ногу. Бомба упала рядом с кухней».

«23 марта 1944 г. Снежная пурга. Вода Сиваша топит все от берега до берега. Сносит переходы, заносит траншеи. В боевом охранении люди замерзают, много обмороженных».

«7-8 апреля 1944 г. С 10 апреля – генеральное наступление, заранее подготовленное на нашем участке. Первая линия обороны противника прорвана. Переход пехоты через залив Сиваш под огнем пулеметов и артиллерии. Пехота продвинулась на 3-4 км. Пленных много. Имеем три трофейные радиостанции. Две из них ультракоротковолновые. Исправны. Радиосвязь два дня работала отлично».

 

По пепелищам городов

«12 апреля 1944 г. Немцы, румыны бегут. Взят Джанкой».

«15 апреля 1944 г. Выехали в Симферополь. Выпил полтора стакана шампанского. Переехали в Бахчисарай. Связь установлена с горы».

(Без даты, в середине апреля.) «Идет подготовка к боям. Остановились в балке около дер.Мекензии, в лесу. Противник ежедневно, два раза в сутки, бомбил и обстреливал из пулеметов. Убит майор Зайцев. В этом скверном месте стояли четыре дня. Много жертв». Оперативные сводки в эти же дни сообщали, что на фронтах существенных изменений не произошло.

«24 апреля 1944 г. Переехали в район деревни Шули. Стоим в балке на горе перед высотой «Сахарная голова». Идет подготовка боев за Севастополь. Первые попытки без результата».

«8 мая 1944 г. Началось общее наступление по овладению городом. В течение дня продвижения почти не было, но противник так обессилен нашим огнем за день, что ночью оставил «Сахарную голову», Сапун-гору. Очищена правая сторона бухты Северной».

«9 мая 1944 г. Бои в городе. Овладели вокзалом и почти полностью очистили город. Нам зачитали приказ Сталина о взятии г.Севастополя».

«26 мая 1944 г. Совершили переезд из Крыма на Украину. Днем проехали 200 км, остановились в Николаевской области. Проезжая через Перекоп, видели, что выстроены три памятника на могилах погибших. У памятников сделали митинг, произвели салют из всех орудий полка, три залпа. Город Армянск полностью разрушен, не осталось ни одного дома».

«1 июня 1944 г. Ездил в Херсон, достал 400 гр. самогона. Ходил в театр, смотрел «Сорочинскую ярмарку», спал в гостинице, на полу дежурки».

«7 июля 1944 г. Мы в Витебске. Город сильно разрушен. В 15 км от Витебска стоим в лесу. До сих пор из лесов выходят немцы, их берут в плен большими группами».

(В середине июля 1944 г.) «Прибыли в г.Шауляй. Город весь сож-жен. Остановились в 23 км от города, спали на сеновале у пана. Жена его исключительно толста».

«18 августа 1944 г. Бой батарей с танками продолжается. Первая батарея ведет дуэль с танками. Подбито два танка, 1 транспортер. В этот день 4-я батарея при движении на новую огневую позицию попала под фланговый огонь танков противника. Геройски дрались бойцы 1-й батареи. Лапин (сержант), будучи ранен, был не в состоянии двигаться. Немец, соскочив с танка, ударами приклада по голове оглушил его. Очнувшись, Лапин пополз к своим. Крестьянин-литовец привез его к нам в штаб. Наступление противника остановлено. Есть еще среди нас танкобоязнь».

В годы войны была разработана специальная методика «лечения» от этой болезни. Главным средством при этом была обкатка солдат всеми образцами боевой техники. Бойцов инструктировали и рассаживали по щелям и укрытиям, а над ними ходили-грохотали танки, а иногда и обычные тракторы. Таким образом искоренялась танкобоязнь.

 

«Мы перешли государственную границу»

«23 октября 1944 г. День начала наступления. Мы перешли государственную границу с Восточной Пруссией. Все прусское население ушло за Неман. Батарея атакована немцами. Подоспевшая пехота отбила контратаку, мы продвигаемся вперед».

«24 октября 1944 г. Переехали дальше от Тильзита. Оборона. Готовимся к форсированию Немана».

«6 ноября 1944 г. Слушали доклад т.Сталина с большим восторгом. Выпил пива».

«7-8 ноября 1944 г. Праздник. Проводим весело. Для всех офицеров – обед. Много музыки (скрипка, баян, аккордеон, пианино). Выступление генерала. Готовимся к проведению Дня артиллерии 19 ноября».

«19 ноября 1944 г. Смотрел кинокартину. Гражданского населения не видели с момента вступления на прусскую землю. Все ушли на левую сторону Немана, оставив скот и другое барахло, закопав в землю. Частенько бойцы находят ямы, раскапывают их. В большинстве – с одеждой, посудой».

«28 января 1945 г. Мы – северо-западнее Кенигсберга, в 15-20 км. Задача – выйти к морю. Противник оказывает исключительное сопротивление. Идут жестокие бои».

«29 января 1945 г. Аккумуляторы заряжаем. Погода все время стоит холодная. Я в сапогах замерзаю. Гражданского населения в Восточной Пруссии почти нет. Редко остаются старики».

«23 февраля 1945 г. При обстреле из тяжелых орудий убиты Заверняев, Кокорев, Смирнов, В.Дурягин. От меня в 5 и 10 метрах разорвались два снаряда. Ничего. Пронесло. Связь и под обстрелом держим».

« 26 февраля 1945 г. Тихо».

«27 февраля 1945 г. Тихо».

«30 марта 1945 г. Переезжаем в Кенигсберг. Заняли боевые порядки. Дожди, грязь, земля, как каша. Подготовка к штурму. Артиллерии так много, что заранее можно определить результат. Особенно много бросательных аппаратов «головастик» реактивного действия».

«6 апреля 1945 г. День начала штурма Кенигсберга. С 10.00 до 12.00 артподготовка. Проводная связь работает устойчиво. В 13.00 наши взяли первые траншеи. Углубились до 2-х км. 14.00. Перешли противотанковый ров. Пленные говорят: «Нечем стрелять». 16.15. Связи с КП нет, он в движении. 19.00. Наши войска, заняв Кляйн-Ратсхов, находятся перед парком. Ищем 97 СП. Только благодаря радиосвязи смогли найти. Ночь. Замерзаем. Стоя дремлем».

«7 апреля 1945 г. Перешли в дома. Окраина города. Связь на всем протяжении устойчивая».

 

«Это наш праздник!»

«8 апреля 1945 г. Прошли в дом перед парком. Много войск. Расстреляли француза – отчаянно сопротивлялся в доме. В доме возле парка много мануфактуры. 16.00. Перешли вглубь города. Нас сильно обстреливают с крыш домов. К вечеру противник стал контактировать. Безуспешно».

«9 апреля 1945 г. 10.00. Движемся вперед. 16.00. Мы в центре города. Приказ т.Сталина о взятии Кенигсберга. Радиосвязь работала безотказно».

«10 апреля 1945 г. Переезжаем на запад для разгрома Земландской группировки. Очень характерно, что в период наступления Кенигсберг сохранился относительно неплохо. В основном дома целы, но с занятием его нашими войсками город превратился в сплошной пожар. Через несколько дней в городе не осталось ни одного дома, который бы не горел».

«13 апреля 1945 г. Начало артподготовки. Часто рвется проводная связь. Все радиостанции работают. Радиостанция штаба капризничает, используем другую. Смерть Рузвельта».

«14 апреля 1945 г. В 9.00. Двинулись вперед, с трудом удалось связаться с дивизионом. В 15.30. Отъехали назад в лес. Радиосвязь со всеми  хорошая. 15.30. Выпал снег. Симаков убит. Сообщение о взятии Вены. 18.00. В 3-й батарее разбило радиостанцию. Убит Корнилов».

«16 апреля 1945 г. Движемся вперед. Боевая задача выполнена».

«4 мая 1945 г. Занимаем боевой порядок на берегу моря. Снимаемся добивать группировки противника на косе и в районе косы, ведущей от Пилау до Данцига. Едем 30 км».

«9 мая 1945 г. Указ Президиума Верховного Совета о праздновании Дня Победы. Наш праздник! 12.05. Парад и вручение ордена Кутузова III степени нашему полку».

575 дней автор дневника находился на фронте. Частичку своих впечатлений, переживаний, волнений он сумел перенести в крошечный фронтовой блокнот. Из него можно узнать еще о том, что в июне 1945 года он переходит на службу в штаб III Белорусского фронта, а в августе того же года совершает поездку в Берлин. Дальнейший жизненный путь фронтовика остается неизвестным. Ясно лишь то, что судьба забрасывает его в Княжпогостский район. Есть надежда, что кто-нибудь знает и подскажет имя автора этого дневника – редкого документа, запечатлевшего войну глазами солдата.

Анастасия Заяц,

Диана Юрченко,

ученицы 10 класса школы № 2.

Руководитель исследовательской группы:

Марина Меркурьева,

учитель истории школы № 2.

г.Емва

 

Приложение «Дым Отечества» уже несколько лет подряд является информационным спонсором республиканских краеведческих конференций среди школьников «Отечество – земля Коми»,

а самые интересные выступления ребят печатаются на страницах газеты. В сегодняшней подборке материалов представлены исследования юных историков, с которыми они познакомили своих сверстников и взрослое жюри на традиционной краеведческой конференции 2011 года. Публиковать их работы мы будем и в последующих номерах нашего приложения.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №200 (4597) - 29 октября 2011 года

Суматошный век Алексея Надеева / За свои 96 лет учитель из Тентюково переделал множество дел, испробовав разные профессии

Расъю, таежный тупик / Восемьдесят лет назад в Коми выросли десятки спецпоселков

Обретение святынь / Начало восстановления храма в удорском селе Глотово ознаменовалось удивительными находками

Усть-сысольский Вавилон /Захолустный северный городок населяли люди разных фамилий, сословий, национальностей

Документ без комментариев

Уважаемые жители Республики Коми! Дорогие земляки!

Некрополь семьи Дзюба

Матери удорской героини

Таланты земли усть-вымской

Земля и воля в контексте истории

Главный герой - природа

Знаменательные даты / Октябрь - ноябрь

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 200 (4597)
29 октября 2011 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»