Дым Отечества |
27 августа 2011 года |
Энгельс Козлов и его "Козлоккала"/ В уникальном альбоме оставили автографы и пожелания гости народного художника России и Коми
Талантливый человек многогранный, неисчерпаемый. Народный художник России и Республики Коми Энгельс Васильевич Козлов (1926-2007) оставил не только богатое живописное наследие. На его даче, в питерском пригороде Лисий Нос, прозванной друзьями «Козлоккала», долгие годы гостями заполнялась большая амбарная книга. Давайте вместе перелистаем ее, вчитаемся в автографы людей, в разное время бывавших в этом живописном уголке. ЭНГЕЛЬС Козлов – уроженец села Троицко-Печорск. В 1935 году семья Козловых переехала в Сыктывкар, Энгельс учился в сыктывкарских школах. Параллельно занимался в изостудии Дворца пионеров у художника-графика Валентина Полякова. Учился в Коми пединституте, в Ярославском художественном и Ленинградском художественно-графическом училищах. В 1950 году поступил на живописное отделение Академии художеств, после окончания которой остался жить в Ленинграде. В 1955 году женился на художнице Галине Александровне Смирновой. Первоначально семья Козловых обосновалась в частном доме, расположенном неподалеку от северной столицы в поселке Лисий Нос. Позднее они переехали в центр города, на берег Невы, в живописное место напротив Летнего сада, рядом с домиком Петра Великого. Их соседями по подъезду оказались известные всей стране люди: композитор Андрей Петров, певец Борис Штоколов, артист Евгений Лебедев... Они запросто, по-соседски общались, Энгельс Васильевич написал их портреты, которые хранятся в крупнейших художественных хранилищах. А дом в Лисьем Носу превратился в дачу, где семья отдыхала в выходные дни. Несмотря на то что до дачного поселка надо было добираться 40 минут на электричке, он всегда был полон гостей. Друзья Козловых гостеприимное поместье окрестили «Козлоккала» в подражание финскому поселку Куоккала (ныне Репино). Так же была наречена гостевая книга – огромный фолиант, названный по аналогии с рукописным альбомом Корнея Ивановича Чуковского «Чукоккала». ПЕРВУЮ запись в книге Козловых сделал друг семьи, профессор Академии художеств, народный художник России Александр Романычев: Не рядом и не около, Не в поле, не в лесу Находится Козлоккала На Лисием Носу. В погоду, непогоду ли, Скажу наверняка, Не зарастет в Козлоккалу Народная тропа. Рядом со стихотворными строчками А.Романычев изобразил дом, в окнах которого улыбаются члены семьи Козловых. Часто бывали здесь знакомые и товарищи Энгельса Васильевича по сыктывкарским школам. Один из них, Владимир Плотников, оставил такую запись: На жизнь смотрел я так и сяк, Вокруг ходил и около, Пока не засветил маяк По имени Козлоккала. В книге есть автограф еще одного одноклассника, доктора филологических наук Анатолия Микушева. С генерал-лейтенантом Вениамином Балуевым хозяин дачного дома учился в одном классе в 12-й школе Сыктывкара. Вениамин Георгиевич возглавлял управление КГБ Амурской области, был председателем КГБ Белоруссии. «С большой душой, с искренним чувством живут в этом доме», – подытожил он бытие в Лисьем Носу. А земляк хозяина дачи, ученый-этнограф Любомир Жеребцов признался: «Счастлив, что наконец, после долгих попыток, смог посетить ваш загородный дворец». Новый, 1974 год встречал в Лисьем Носу один из самых близких друзей Энгельса Козлова, народный художник России сыктывкарец Рем Ермолин. Друзья вместе учились в Академии художеств. Под автошаржем художник из Коми вывел: Не нашел я нужных тем. Просто ваш Ермолин Рем. Упражнялся в стихотворчестве и хозяин дачи. На страницах своей «Козлоккалы» он вывел целую новогоднюю поэму. Куда спешишь ты, Дедушка Мороз? Прямо-прямохонько в Лисий Нос! Хочу я попить и сытно поесть, В мешке сулея и лосятинка есть. Частые посещения земляков «разбавляли» ленинградские гости. Один из них – народный художник СССР, в 1983-1991 годах президент Академии художеств академик Борис Угаров. На страницах фолианта он нарисовал пейзаж, снабженный подписью: «Дорогим и любимым моим Гале и Геле». И ВСЕ же больше всего в уютных, теплых стенах дома Козловых перебывало гостей с северной родины. Всего, всего хорошего, Всего вам от души, От Арк Васа ибн Мошева, Прожившего в тиши. Так в стихах «заговорил» на страницах альбома известный в Коми художник Аркадий Мошев. А вот что сочинил архитектор Альберт Ракин, гостивший в «Козлоккале» осенью 1975 года: Лисий Нос был тем хорош, Что я нашел Козлова в нем... Композитор Прометей Чисталев после изображения нотного стана вывел в книге «серьезную» запись: «С этой музыкальной фразы (из песни «Величальная Москве») началось мое «вхождение» в мир музыки (1952 г.). Последовал долгий путь поисков... Хотелось, чтобы Энг. Козлов живописал коми музыкантов-сигуд\шников, брунганистов, п\лянисток...» Завершаются пожелания еще одним нотным станом, на котором композитор «зашифровал» звуки природы. В 1976 году семья Козловых из Лисьего Носа переселилась в город, на Петровскую набережную. Это событие Рем Ермолин отобразил в рисунке-шарже (друзья-художники на длинных носилках перетаскивают скарб Энгельса Козлова) и в стихах: 7 октября – хмурый день календаря, Потому что Лисий Нос Показал Козловым хвост. Переехало семейство Прямо к домику Петра... «Козлоккала» продолжала увеличиваться рисунками и посвящениями. «Геля! Пошлите всех недоброжелателей как Вася». Рядом с этими словами стоит Василий Теркин. Автор текста и рисунка – наставник четы Козловых, народный художник СССР, профессор Академии художеств Юрий Непринцев. В июне 1979 года Энгельс Козлов работал над портретом народного писателя Коми АССР Геннадия Федорова. Прозаик не удержался, чтобы не сделать запись в необычной книге. Текст получился солидным, былинным. Ой, ты, гой, добрый молодец, Энгельс свет Васильевич! Вскормила и взлелеяла нас, Земляков-печорцев, Далекая и могутная река Печора-матушка. Руки лебединые, брови соболиные, Песни соловьиные! А подружила и свела нас Буйная головушка Партизанка-герой Домна Каликова. Это она тут, В стольном Питере, Набралась ума-разума, Зрила, слушала самого Ленина... В соответствующем духе писатель и подписался: Ваш земляк-печорец Геннадий Федоров. Патриарх всея коми литературы, Пра-правнук Ивана Куратова, Пра-пра-пра, очень далекий правнук Первого книгопечатника на Руси Ивана Федорова. В 1978 году «Козлоккалу» посетил сыктывкарский скульптор Владимир Рохин. Его автограф – это шутливое четверостишие. Карла Маркса «Капитал» Фридрих Энгельс написал. Ты не Фридрих, ты – Козлов. Сам пиши. И будь здоров! Свое посвящение хозяину «Козлоккалы» председатель Союза композиторов Коми АССР Яков Перепелица начал с изображения нотного стана. Стихи написал на коми языке. Вот их дословный перевод: «Мы пришли с Коми земли, на которой родился ты. Живешь, пишешь коми людей. Ночью снятся тебе Печора, рыбалка, охота. Не знаю, к чему это приведет, наверняка к званию академика. Боже, храни его!» В 1984 году в гости к Энгельсу Васильевичу в очередной раз нагрянул Юрий Алексеевич Спиридонов, тогда еще первый секретарь Усинского райкома партии. И книга отзывов наполнилась еще одним пожеланием: «Нефтяные «короли» Вашей родной земли с радостью встретят Вас – автора, первопроходца в живописи печорского «черного золота» на усинском клондайке». «Сколько знакомых «лиц» и имен в этой книге! Этот дом действительно островок Республики Коми в Петербурге. Энгельс Васильевич! Отложите на время кисть, возьмите ручку – получится интересная книга. А мы издадим». Это слова из посвящения ректора Сыктывкарского университета Василия Задорожного. А его предшественник на посту ректора СГУ, профессор Санкт-Петербургского университета Алексей Грищенко, в очередной день рождения Э.Козлова, 24 марта 2007 года, подарил ему новые стихи: Всегда он с кистью, и без лени Зимой, и осенью, и летом Творит пейзажи и портреты. Он знаменитый сын Отчизны, Большой знаток соцреализма, Любимец он любых компаний, Он обладатель многих знаний. Он потому для всех кумир, Что на таких основан мир. Прошел в искусстве Энгельс мили, Джигит он Коми и России. В годы советской власти живописные произведения Энгельса Козлова были широко востребованы, их приобретали хранилища, музеи. С перестройкой ситуация изменилась, многие учреждения пришли в упадок. Их участь разделил и Ленинградский художественный фонд. Минорный настрой сквозит и в этих рифмах Э.Козлова, записанных им в свой альбом: Была улица Герцена – Стала Морской. Была сердечной – Сроднилась с тоской. Стоит дом наш старый, Склонивши голову. Художников слава Пылится в углу. Где громко шумели И пили коньяк, Все песни мы спели... Источник иссяк. Пусть ветры бушуют И годы горят, «Не дрогнем!» От сердца друзья говорят. Несмотря на катаклизмы, художник не мог не творить. Энгельс Козлов работал до последнего дня жизни, 20 ноября 2007 года. Мастер ушел. Остались его картины и его «Козлоккала». Талантливая иллюстрация жизни окружавших его людей. Майя БУРЛЫКИНА, директор Музея истории просвещения Коми края. |