Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
12 августа 2011 года

Светлана Турова: "Мы слишком разрозненны, пора объединяться"

Светлана Турова – хозяйка недавно открывшейся в Сыктывкаре мастерской по изготовлению эксклюзивной вязаной одежды и аксессуаров в этническом, преимущественно – коми национальном стиле, а также удивительных, стильных игрушек. Она дипломант конкурса в рамках международной выставки «Планета рукоделия» в Москве, участница фестивалей «Народный стиль», «Зарни кияс»
и ряда других.

– Светлана, расскажите о своем удивительном творчестве. С чего все началось?

– Одна моя бабушка вяжет потрясающие игрушки, в основном зверей. Ей уже за 80, но она и сегодня часто берет в руки крючок. Вторая бабушка вязала более традиционные вещи: носочки, варежки. Вот эти два направления – одежда и игрушки – во мне и соединились еще в детстве. Я занимаюсь рукоделием с семи лет, когда меня, а заодно и пятилетнего брата отдали в кружок вязания.

Я была старшей в нашей многодетной семье, обожала вязать, шить. Никогда не расставалась со швейной машинкой. Шила на заказы и не просила денег у родителей на карманные расходы. Помню и первую проданную игрушку. Это был сшитый поросенок, его продали на благотворительной акции за сумасшедшие по тем временам деньги – сорок рублей. И пускай я этих денег не видела, зато испытала счастье вознаграждения за то, что сделано с любовью.

– И все же Ваша первая специальность была несколько далекой от творчества.

– К тому времени, когда я окончила школу, думать о творческой профессии было безумием. Я поступила в СГУ и окончила юридический факультет, работала юристом в организациях, специалистом, заместителем директора по построению продаж товаров массового спроса в разных российских и международных компаниях. Представляла их интересы по развитию брендов, дистрибьюции на территории нашей республики. А творчество всегда оставалось как хобби, как отличный способ релаксации, ухода от стресса. Плохое настроение и тяжелые мысли вмиг улетучиваются, когда берешь в руки яркое, мягкое, пушистое, будь то пряжа или мех, и начинаешь создавать свое – единственное и неповторимое. Это спасает.

– Так появились Ваши знаменитые антикризисные коты….

– Да, это был 2008 год, когда случился кризис, и компания, где я работала, в одночасье вынуждена была уволить весь штат сотрудников. Талантливые молодые ребята, работавшие со мной и делавшие первые и весьма успешные шаги по продвижению продукции, в один миг остались на улице. Это был сильнейший стресс, который было очень тяжело переживать. Тогда я взяла отпуск, пошла в магазин и купила много разноцветных ниток. Так родились эти разноцветные коты, с чьей-то легкой руки прозванные антикризисными. Они как-то сами собой раскрутились: кому-то подарила, где-то показала в интернете, люди стали заказывать, обращаться. Тогда я решила провести своеобразные маркетинговые исследования: насколько могла быть окупаемой моя продукция хэндмэйд, то есть сделанная своими руками? Следующий год был посвящен этим исследованиям. Я размещалась на многих интернет-сайтах, использовала все возможные ресурсы и итоги подвела уже по окончании первого полугодия. Стало понятно: если всем этим хорошо и плотно заниматься, то в принципе можно было и заработать. Отзывы действительно были любопытные, особенно польстили предложения от газеты «КоммерсантЪ-деньги» – сделать публикацию о моей персоне, и книжного издательства «Феникс» – написать целую книгу. Как бы там ни было, все это меня вдохновило, и я решила поставить на крыло мечту жизни – открыть свою мастерскую.

– Юрист, управляющая, продажи, дистрибьюторство… И тут же – игрушки, стильные вещи, фантазия, полет вдохновения. Не нами подмечено: на стыке рационального и творческого однажды может родиться что-то весьма очень талантливое.

– Распространенный пример – японцы. Они считают, что из ребенка не выйдет толк и он никогда не станет хорошим управляющим компанией или программистом, если не получит музыкального образования, не будет мыслить творчески. Гармония…

– И все же открывать свое дело в 2009 году, когда и программ по поддержке малого предпринимательства толком не было, несколько рискованно. Или риск – благородное дело?

– Из-за ситуации, случившейся с компанией, где я работала, у меня произошла полная переоценка ценностей. Так не должно быть: сегодня есть работа, завтра – нет. И не хотелось больше быть наемным работником, с которым в любой момент можно попрощаться. Да, программ по поддержке еще не было, но был личный опыт управления и составления маркетингового и бизнес-планов. Продолжая работать, я начала откладывать заработанное в копилку. Через год-полтора был накоплен стартовый капитал на аренду, мебель, стеллажи, материалы, рекламу, инструмент. Но прежде, конечно, я нашла в Москве и Санкт-Петербурге партнеров, согласившихся брать наши работы на реализацию. Не думала тогда, что и в Сыктывкаре найдутся покупатели. Но как только мы открылись, пошли люди. Кстати, мастерскую я открывала в сложный день: 10.10.2010. И дело сдвинулось. Сегодня в мастерской работают две мои помощницы, очень помогает супруг.

– Безусловно, это счастье, когда любимое дело позволяет зарабатывать. К тому же, похоже, Вы нашли свободную нишу – сегодня почти никто всерьез не занимается вязаными ручными вещами, не говоря уже о привнесении в одежду финно-угорской тематики.

– Расскажу, как появилась тема финно-угорского орнамента. В интернете я нашла многое, связанное с норвежским орнаментом. Пошла искать вообще что-либо с орнаментом на одежде в магазины. Пощупала, потрогала вещи, те же норвежские орнаменты сделаны в Китае. О других и говорить нечего, их попросту нет. Ну бабушки вяжут по чуть-чуть, но это вовсе не элементы одежды. Большим подспорьем для разработки некоего общего, как бы финно-угорского орнамента для меня стала монография Г.Н.Климовой «Текстильный орнамент коми», в которой она рассматривает динамику развития геометрического орнамента коми на протяжении двух последних веков. И вообще было просмотрено много разного материала. В результате получился некий дайджест, что-то привнесено и свое. Но одно могу сказать наверняка: каждый орнамент на наших изделиях читается, содержит свой смысл.

– Официально Вы не входите в Союз мастеров республики?

– Нет, но в выставке «Мастер года» участвовала. Но она проходит только раз в год, этого очень мало. Поэтому я выставляюсь совместно с творческим объединением «Берегиня» – в Республиканском доме творчества (РДТ). На эти выставки собирается много мастериц, и они не члены союза, но порой предлагают такие экс-клюзивные вещи! Там же мы проводим и мастер-классы.

– Совсем недавно Вы проводили мастер-класс непосредственно в центре города. От многих довелось услышать, насколько это было здорово.

– Вообще проводить мастер-классы я начинала в рамках разных выставок. Первые были в Выльгорте – в музее истории культуры. В апреле – в РДТ. В конце июля провела его возле театра оперы и балета. Субботние мероприятия на этой площадке – проект местного отделения партии «Единая Россия», которое старается устраивать некие интерактивы для молодежи, будь то концерты бардов или нечто танцевальное. Задача моих мастер-классов – научить людей ценить и уважать ручной труд, научить понимать, как это здорово, когда делаешь сам. К сожалению, сегодня ценится больше привозное, отношение к ручному труду неоднозначно. Так вот, мы с дочкой, принеся массу разноцветных ниток, крючки и два килограмма гороха, расположились за столами, начали вязать. Люди поначалу проходили мимо, что нас очень насторожило. Но потом нашлась масса желающих. Мы вязали мячики socks, делая их с коми орнаментом, так у нас получились коми-soksы. Для формы набивали их горохом. К нам присоединились мальчишки, которые умеют играть в soks, и в итоге вместо запланированных двух часов у театра мы провели четыре.

– Светлана, а что за проект «Творческая республика», которым Вы сегодня занимаетесь?

– Пытаюсь сделать первый шаг – создать каталог, в котором будут собраны данные о творческих людях, мастерах нашей республики, фотографии их работ и контакты. Чтобы их знали в других регионах. И чтобы с помощью этого каталога познакомить с мастерами наше Министерство экономического развития. Сегодня в республике начинает развиваться туризм, хорошо, если бы, по крайней мере, в правительстве знали, какие виды творчества вообще существуют, какие новые направления появились и как это можно внедрить в развитие туризма. Вообще хотелось бы, чтобы о наших мастерах знали. В Саранске, например, министерство культуры максимально старается использовать возможность выставляться мастерам на различных конгрессах, конференциях, форумах. В свою очередь и у участников всех этих мероприятий отпадает необходимость искать что-либо интересное, знаковое в сувенирных магазинах. И еще о Саранске: поразила мастерская прямо в центре города, она в муниципальной аренде. В мастерской занимаются реконструкцией национальной одежды. Все очень красиво, и гостям нравится. У нас как-то все невнятно, непонятно, разрозненно.

По поводу каталога добавлю, что даже если не удастся издать его к 22 августа, энное количество экземпляров я изготовлю сама, чтобы в доме творчества их могли представить всем желающим, в том числе и гостям праздника.

– Мастера откликнулись на Вашу инициативу?

– Из Союза мастеров – двое, ремесленная палата обещала представить своих, но после празднования. Пока для каталога подано 15 анкет. Подчеркиваю, что в каталог могут войти и не члены союза, мы приглашаем всех желающих, в том числе творческие объединения и творчески увлеченных людей. Нам всем пора объединяться.

– Светлана, а Вы верите, что мастеров можно «загнать» в малое предпринимательство?

– В республике существует программа по развитию декоративно-прикладного искусства до 2020 года, она выложена на сайте Минэкономразвития РК. Там же прописана поддержка мастеров на региональном уровне. Читаем: освобождение от земельного налога. Если я снимаю помещение – как мне может это помочь? Так же, как и с освобождением от имущественного налога. Это для больших предприятий, где крупные обороты. А что у мастеров? Ни имущества, ни денег. Далее: освобождение от налога на прибыль. Но если ты работаешь как малый предприниматель – налога на прибыль и так нет. Вообще все эти нормы могут помочь только крупным предпринимателям. Мы же ведем речь о становлении малого или даже микропредпринимательства, когда в компанию, фирму, мастерскую, в проект можно привлекать до пяти работников.

Кроме того, у меня есть предложение по грантовой системе. В прошлом году Минэкономразвития внесло правки относительно молодежного предпринимательства. Была разработана другая, более упрощенная схема. А что, если такие же гранты сделать для ремесленников? Почему нет, если для республики важно сохранение культурных традиций, ремесел, народно-художественных промыслов? В Финляндии, например, четко работает система частичной компенсации на затраты и оборудование для мастеров, там вообще все гораздо проще – и с арендой, и с грантами. Думаю, если нашим мастерам хоть частично так же помочь, это окупится с лихвой.

Беседовала Марина ЩЕРБИНИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

 

 

В 2008 году, когда случился кризис, и компания, где я работала, в одночасье вынуждена была уволить весь штат сотрудников, был сильнейший стресс, который было очень тяжело пережить. Тогда я взяла отпуск, пошла в магазин и купила много разноцветных ниток. Так родились эти разноцветные коты, с чьей-то легкой руки прозванные антикризисными. Они как-то сами собой раскрутились.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 151 (4548)
12 августа 2011 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»