Человек и Закон |
20 ноября 2007 года |
Тревожный перекресток/ Позавчера во всем мире вспоминали жертв дорожных аварий
Всемирный день памяти жертв ДТП был утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2005 году. Каждый год в третье воскресенье ноября во всем мире вспоминают погибших в дорожных авариях детей, выражают сочувствие и сострадание семьям, понесшим тяжелую, невосполнимую утрату. Помогают детям, потерявшим в ДТП своих родителей. И все же главная цель этого дня – привлечь внимание всех людей планеты к проблеме смертности на дорогах, к последствиям дорожных аварий, к необходимости противодействовать правонарушениям на дороге. В этот день, 18 ноября, по центральным улицам Сыктывкара прошла автоколонна, в центре которой находился искореженный автомобиль. Жители города могли воочию увидеть, какими страшными бывают последствия автокатастрофы на дороге. Провести эту акцию сотрудникам ГИБДД помогали учащиеся 35-й и 28-й школ Сыктывкара. Вместе с милиционерами ребята раздавали памятки в городском транспорте, отстояли на службе по погибшим в ДТП в Свято-Стефановском соборе, запустили в небо воздушные шары. Один из участников мероприятия – Олег, узнав об акции, сам пришел к начальнику ГИБДД и попросился присоединиться к шествию. Этим летом у него погиб лучший друг со всей семьей. Авария случилась на 108 километре автотрассы Сыктывкар – Киров. Водитель не справился с управлением, и машина вылетела под встречный КАМАЗ. Погибло четыре человека, включая годовалого ребенка. Мать одного из погибших не смогла пережить горя и спустя сорок дней умерла. Одной из причин аварии называется человеческий фактор. Олег просит водителей не садиться за руль уставшими и быть внимательнее на дорогах... За день до акции в рамках Всемирного дня памяти жертв ДТП в Сыктывкаре прошел круглый стол. Начальник УГИБДД МВД по РК Олег Блохин привел некоторые цифры, которые говорят об ужасающих масштабах смертности на дорогах. В большинстве случаев это происходит по вине самих людей. – С начала года в республике зарегистрировано 1361 ДТП, погибли122 человека. Восемьдесят процентов аварий произошли по вине водителей. Всего за десять месяцев сотрудниками ГИБДД выявлено порядка 300 тысяч административных правонарушений, в том числе и управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Наша беда в том, что многие сознательно нарушают Правила дорожного движения. В том, что сегодня происходит на дорогах, виноват только человек. С этим согласились все участники круглого стола, среди которых были представители министерств, ведомств, общественных организаций. По мнению большинства, ситуация на дорогах не изменится, пока каждый участник дорожного движения, будь то водитель, пешеход, велосипедист и так далее, не осознает свою ответственность за происходящее на дорогах, не станет ценить собственную и чужую жизнь. Акция как раз и направлена на то, чтобы постараться изменить сознание участников дорожного движения, повысить водительскую культуру. «Дорожную» дисциплину надо прививать с раннего детства, поскольку дети и подростки – самые уязвимые участники дорожного движения. Они не обладают необходимыми навыками и достаточным опытом поведения в дорожной среде, созданной взрослыми по большей части для самих же взрослых. Однако в наших учебных заведениях безопасности на дорогах отведено всего несколько часов, и то в старших классах. О.Блохин предложил внести в региональный компонент обучения изменения, касающиеся введения таких часов в младших классах, как сделано в ряде российских регионов. Идея понравилась, но, как отметил заместитель министра образования и высшей школы РК Николай Полугрудов, в нашей республике региональный компонент направлен на обучение коми языку. В других регионах России нет национального языка, поэтому им проще выделять часы на обучение детей безопасному поведению на дорогах. Впрочем, обучать правилам поведения на дорогах можно и во время внеклассных уроков. В любом случае многое зависит от учителя и директора школы. У нас в каждой школе есть уголки безопасности. Где-то это просто скучный стенд, а где-то сделанный руками детей красочный автогородок. На круглом столе также шла речь о последствиях дорожно-транспортных происшествий. В частности, говорилось, что 70 процентов смертей в ДТП можно было бы избежать, если бы пострадавшим вовремя оказывалась первая медицинская помощь. Речь идет не о работе скорой помощи. По словам главного врача станции скорой медицинской помощи Сыктывкара Александра Братенкова, проблем с оказанием врачебной помощи пострадавшим нет: «Сегодня станция скорой помощи на 100 процентов переоснащена автомобилями. Мы создали реанимационную бригаду. Теперь у нас есть отдельно бригады неотложной помощи и обычные. Проблема в Сыктывкаре одна – пробки, особенно в центре города. Однако и ее, возможно, в скором времени мы решим. Есть договоренность с администрацией города о строительстве в микрорайоне Орбита подстанции скорой помощи. Если это будет реализовано, качество оказания медпомощи при ДТП станет еще выше». В республике существует Центр медицины катастроф, сотрудники которого, по словам главного врача центра Владимира Мальцева, постоянно выезжают на различные дорожные аварии. – У нас в распоряжении есть авиация. Наши медики вылетают на ДТП в труднодоступные районы – от Воркуты до Прилузья, – рассказал В.Мальцев. – Выживаемость тех, кого мы доставляем в больницы, – 99 процентов. Но есть и проблемы. Необходимо повысить уровень медицинской помощи на местах. Поэтому мы планируем создать школу медицины катастроф, которая начнет работу в следующем году. Принятие программы «Правопорядок 2009-2012» также должно изменить ситуацию на дорогах, считают сотрудники Госавтоинспекции. «Я надеюсь, что депутаты Госсовета РК поддержат нас, и программа будет принята, – сказал О.Блохин. – Ведь в ДТП гибнут молодые люди, в самом расцвете сил. Также хотелось бы закрепить на законодательном уровне День памяти жертв ДТП». Однако, по словам депутата Госсовета РК, председателя Комитета по законодательству и местному самоуправлению Валерия Жилина, устанавливать памятные дни и праздники – прерогатива российских законотворцев. И все же участники круглого стола пришли к выводу, что наши парламентарии могут выйти с инициативой о введении в календарь Дня памяти жертв ДТП. Елена МАКИНА. Фото Лилианы ЭЙХМАН. |