Дым Отечества |
30 апреля 2011 года |
Покалеченная доминанта/ Храмы дореволюционной постройки взывают о помощи
Так выглядела Ижма в начале XX века.
Храм Вознесения в с.Мохча.
Стенопись в деревянной церкви с.Чупрово.
Возведенные до революции и насчитывающие полторы-две сотни лет православные храмы в селах республики продолжают оставаться их доминантой, средоточием архитектурной планировки и окружающего ландшафта. Это притом, что многие из них пребывают в запустении, разрушаются, гибнут на глазах. Бывая в командировках в глубинке и не планируя сделать материал об этих памятниках истории, тем не менее миновать их никогда не удается. А в блокноте каждый раз остаются интересные факты, рассказывающие о прошлом и настоящем каменных и деревянных великанов. Не стали в этом плане исключением и недавние поездки в Удорский и Ижемский районы, где, как и повсеместно по республике, ждут восстановления десятки памятников культового зодчества. Уникальная стенопись Едва ли не самое поразительное открытие поджидало в удорском селе Чупрово, расположенном почти у границы с соседней Архангельской областью. Небольшое село с двухэтажными домами на центральной улице некогда крепко стояло на ногах, здешний люд жил в достатке. Но сегодня, судя по расшатанным бокам и пустым глазницам домов-великанов, о прежней безбедной жизни остались лишь воспоминания. На фоне общего запустения в Чупрово не подверженным разрушительной силе времени остается лишь деревянный храм, возведенный в конце XIX века в честь образа Нерукотворного Спаса. Он смотрится совсем как новый. Староста православного прихода Эльвира Роноева заводит под его своды. Рассказывает о судьбе дома Божьего. Он разделил участь всех культовых построек, объявленных в 20-е годы вне закона. Нехитрый церковный скарб был вывезен незнаемо куда, иконы сняты с иконостаса и выкинуты. В помещении, где еще вчера возносилась молитва, зазвучали песни и частушки, которые призывали строить коммунизм. Но клуб в стенах храма пробыл недолго, вскоре здесь разместили склад. В 90-е годы в храмовых закромах хранить уже было нечего. Тогда здание передали верующим. Большую работу по приданию ему приличествующего облика проделали бывший глава чупровского сельсовета Василий Иванович Давыдов и его жена Нина Михайловна. Благодаря им помещения были заново освящены, христианские праздники здесь стали отмечать верующие сельчане. Перед входом в деревянный храм имеется небольшой притвор. От глаз не укрылось, что все его стены, даже дверные косяки, покрыты какими-то буквами. Что это за стенопись, кто и когда ее занес? Выяснились удивительные подробности. Оказалось, когда в 30-е годы в святом месте открыли клуб, местные жители на стенах бывшего притвора стали вырезать инициалы своих почивших родных. Почему? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Издревле почивших было принято отпевать в храме, священник же оформлял своеобразное свидетельство о смерти – в метрическую книгу заносил запись о смерти. В церковь шли и затем, чтобы на 9-й, 40-й день, в годовщину помолиться о душе покинувшего сей мир человека. А тут разом все рухнуло. Люди еще долго после революции не могли привыкнуть к коммунистическим принципам, отвергающим Бога. Приходя в клуб, на неприметных стенах, возле входа, жители Чупрово начали по-своему увековечивать близких. Кроме инициалов, вырезали крест и цифры – год смерти почившего. Получилась стена памяти. Еще рассказали, что пожилые люди в Чупрово не раз приходили на этот пятачок, чтобы расшифровать буквы и цифры. И узнавали односельчан, умерших до начала 40-х годов. Затем эта необычная традиция пресеклась. Во время недавнего ремонта храма часть записей «потерялась»: обивку из досок, которыми покрыты стены притвора, перебрали. Но многие записи еще сохранились и хорошо читаются. Прихожане и староста говорят, что память об односельчанах, увековеченную таким оригинальным образом, они будут беречь. А старший научный сотрудник ИЯЛИ УрО РАН Олег Уляшев, удивившись наличию в Коми такого «рейхстага в миниатюре», предложил организовать экспедицию в Чупрово. Этот памятник, единственный в своем роде на территории Коми, по его мнению, достоин изучения, подробного обследования и замера. После чего есть необходимость страницы деревянной книги издать. «Червонным золотом по полименту» Ижемский районный историко-краеведческий музей начал издание открыток с видами здешних населенных пунктов до Октябрьской революции и первых послереволюционных лет. Одним из первых был растиражирован снимок с панорамой Ижмы, запечатленной в 1930 году с высоты птичьего полета. На нем еще в первозданном виде зафиксирована краса и гордость этого северного края – комплекс каменного Преображенского и деревянного Успенского храмов с колокольней. Теперь от былого великолепия в райцентре остался лишь храм Преображения, который находится в запустении. Ижемский краевед Никон Хатанзейский из архивов и периодики собрал множество фактов, характеризующих церковную жизнь в этом отдаленном крае. Исследователь Н.Белдыцкий, предпринявший в начале ХХ века путешествие по Северу, оставил такие воспоминания об Ижме. «Огромные, величественные храмы парили над нарядными крашеными домиками. Колокола гудели, и торжественный звон разливался в чистом воздухе солнечного дня... Внутреннее убранство церквей поразительно по пышности и богатству. Ижемцы очень привязаны к обрядовой стороне религии, любят пышность богослужения. Церковные службы совершаются ежедневно. Огромные храмы полны молящимися». Сегодня, глядя на огромный, год от года разрушающийся все сильнее Преображенский храм, непросто представить его в период расцвета. Рушащиеся перекрытия и осыпающаяся лепнина под его сводами с трудом позволяют разглядеть под завалами шедевры. «Внутри храм расписан стенной живописью. Царские врата, колонны, рамы у икон вызолочены червонным золотом по полименту». В соседнем Успенском храме – «пять глав, купола покрыты белым железом и усеяны железными звездами, окрашенными желтою краской, с позолоченными деревянными крестами». Ни своими размерами, ни пышностью убранства ижемскому храмовому комплексу не уступали церкви соседних Мохчи и Сизябска. Архитектурной жемчужиной называли современники Благовещенскую церковь в Сизябске, возвышающуюся на высоком холме в центре села. Декор ее окон специалисты сравнивают с лучшими образцами каменного узоречья Устюга и Сольвычегодска. Вид креста с внешней стороны имел храм Вознесения в Мохче. Его архитектура вобрала в себя элементы как классицизма, так и барокко. Художник Александр Шишев в 1889 году покрыл стены храма живописной росписью. Еще несколько фактов, собранных краеведом Н.Хатанзейским. Храм в селе Няшабож был освящен в честь Ахтырской Божьей Матери. Пожалуй, это был единственный храм в Коми крае, посвященный чудотворному Ахтырскому образу. Церковь Нерукотворного образа Христа в Бакуре в 1874 году была возведена исключительно на средства местных крестьян. А в храме села Усть-Ижма находились несколько святынь – иконы, переданные сюда в дар со святой горы Афон. Брешь и проруха До наших дней из перечисленного почти ничего не дошло. Напоминанием о прошлом и немым укором остаются лишь пустующие храмы. Правда, сохранились далеко не все, а в некоторых – в Бакуре, Ласте, Гаме – до сих пор располагаются очаги культуры. Лишь недавно маслозавод выехал из стен мохчинской церкви. Какие-то производственные конструкции через двери, при свертывании маслозавода, видимо, вынести не смогли, поэтому сделали бреши в каменных стенах. Что делать, чтобы и эту брешь, и другие многочисленные прорехи залатать, привести памятники в божеский вид? Наш регион в этом вопросе остается в аутсайдерах. В той же Вологодской области, соседней с нами, реконструкция памятников культовой архитектуры продвигается куда масштабнее и успешнее. Причем заинтересованными сторонами в их возрождении выступают и светские, и церковные власти. В Коми на средства республиканского бюджета культовые постройки не восстанавливаются. Денег, направляемых на эти цели из федерального центра, хватает лишь на приведение в порядок известных, знаковых памятников. Нет ни сил, ни возможности реставрировать дореволюционные постройки и у епархии Сыктывкарской и Воркутинской. Часть старых храмов, как, к примеру, в удорском селе Чупрово, удалось восстановить благодаря энтузиазму местных жителей. Но их сил и средств обычно хватает лишь на небольшие деревянные памятники. Хотя есть и счастливые исключения из правил. В ижемском Сизябске с 1994 года организована православная община, которой удалось немало сделать для восстановления каменной Благовещенской церкви, где теперь проводятся службы. Инициативу в этом деле в прошлом году проявили депутаты совета Удоры, решив собирать и аккумулировать средства на восстановление старых культовых построек. И все же ситуация в целом по республике по спасению и сохранению этого пласта нашего наследия удручающая. В плачевном состоянии пребывают многие сельские доминанты в Усть-Вымском, Сыктывдинском, Усть-Куломском районах... Надежда, что они восстанут из «пепла», тает с каждым годом. Анна СИВКОВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Ижемский, Удорский районы |