Экономика |
30 марта 2011 года |
Без встречного движения/ Крупный бизнес не спешит инвестировать средства в дорожную отрасль
Неудовлетворительное состояние сети автодорог и мостов, долгосрочные планы развития дорожной отрасли республики стали темой прошедшей в минувший понедельник пресс-конференции руководителя Дорожного агентства РК Эдуарда Слабикова. По словам Э.Слабикова, сегодня 56,6% региональных дорог, построенных в конце прошлого века, не отвечают нормативным требованиям. Семь городов и районных центров республики, около 240 населенных пунктов не имеют связи с опорной сетью автодорог. Чтобы сохранить имеющиеся магистрали, на уровне правительства республики было принято решение о создании с 1 января 2012 года регионального дорожного фонда, целевое наполнение которого составит примерно 3,5 миллиарда рублей в год в основном за счет поступления топливных акцизов и сумм транспортного налога. На вопрос, рассматривается ли как вариант источника пополнения фонда взимание платы за проезд автомашин массой свыше 12 тонн, Э.Слабиков пояснил, что сегодня после внесения изменений в законодательство такой вид платежа закреплен за федеральным бюджетом. Поэтому плата будет взиматься только с грузовиков, которые проезжают по федеральным дорогам. Кроме того, чтобы выделяемые финансы расходовались эффективно, с января следующего года из состава Дорагентства РК будет выделена отдельная структура – госучреждение, которое будет осуществлять технический контроль, приемку качества работ, производимых подрядчиками как на региональных, так и на межмуниципальных дорогах. Это не значит, что сегодня не контролируется приемка работ. К примеру, в отношении двух подрядчиков, выполнявших работы по содержанию дорог, по итогам этого года были применены серьезные экономические санкции, составляющие половину от взятого задания, – нерадивым дорожникам пришлось переделать заново за свой счет половину того, что они уже сделали. Что касается капремонта, то параметры задания выставляются еще на этапе проектно-сметной документации. Выполнение техусловий также многократно контролируется. – К сожалению, в рамках федерального закона ФЗ-94 мы не имеем права заключать так называемые контракты жизненного цикла, по которым те, кто строит дороги, обязаны их содержать и ремонтировать, – пояснил Э.Слабиков. – Это связано с тем, что в таком контракте предусмотрены различные виды работ, а по закону на торги выставляются однородные виды работ. Если будут внесены изменения в ФЗ-94, то, возможно, такие контракты появятся, в чем мы очень заинтересованы. Пока же на электронные торги может выставить заявку любая компания из числа местных или сторонних. Чтобы не оказаться не у дел в конкурсной борьбе, местным подрядчикам следует быть расторопнее, стараться применять выигрышные современные технологии, снижающие себестоимость работ и улучшающие качество услуг. Пока же местные дорожники в случае проигрыша по конкурсу предпочитают жаловаться в прокуратуру на то, что остались без работы в связи с приходом компаний из других регионов. Пока промышленные предприятия неохотно идут на сотрудничество с дорожниками и не спешат инвестировать в реконструкцию дорог, строительство мостов, подчеркнул руководитель агентства. Помимо вышеупомянутых газовиков – предприятия «Ямалгаз-инвест», которое планирует строить ветку газопровода «Ухта – Торжок» и продолжать компенсировать наносимый дорогам ущерб, соглашение с Правительством РК заключило лишь ОАО «Монди СЛПК». – К подписанию соглашения с «Монди СЛПК» был трудный путь, – отметил Э.Слабиков. – Только угроза обрушения ветхого моста через реку Прупт в Усть-Куломском районе, через который предприятием велась активная вывозка леса, подвигла лесопромышленников направить средства на строительство нового моста. О дальнейших шагах в плане инвестирования в дороги и мосты «гигант на Вычегде» речи не ведет. С нефтяниками мы не находим общего языка по дороге Усинск – Харьяга, несмотря на то, что на этом участке трассы нефтевозы проходят с интервалом в 1-2 минуты. В свое время мы предложили усинским перевозчикам сделать добровольные пожертвования на поддержание дорог с учетом софинансирования из бюджета республики на паритетных началах. Но никто из 53 перевозчиков не откликнулся. Тогда мы вынуждены были поднять плату за разрешение в пять раз, чтобы окончательно не потерять дорогу. С лесопользователями также пока диалог не складывается. В этом году мы пошли им навстречу, снизив плату за разрешения на перевозку тяжеловесных грузов в 2,2 раза. Взамен Союз лесопромышленников РК обещал, что количество выданных разрешений будет неуклонно расти. Но пока роста поступлений не наблюдается. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. В рамках согласованной Главой РК Вячеславом Гайзером региональной транспортной стратегии до 2020 года ожидаемый объем ассигнований на содержание, ремонт и строительство дорог до 2020 года составит 33,7 миллиарда рублей. На эти средства будет построено 240 км дорог. В этом году на дорожную отрасль будет выделено 4,3 миллиарда рублей, из них 2,5 миллиарда будет потрачено на ремонт. В итоге в 2011 году будет отремонтировано 142 километра дорог, 11 мостов. Основная сумма средств в рамках соглашения с газовиками будет направлена на капремонт автодорог, пострадавших при строительстве газопровода «Бованенково – Ухта». Кроме того, в этом году почти два миллиарда выделено на капремонт автодороги Сыктывкар – Ухта. Начиная с 2012 года на 30% вырастет объем средств, направляемых на строку расходов по содержанию дорог. В этом году эта сумма составляет 697 миллионов, на 2012 год – уже миллиард рублей. За счет увеличения финансирования будет расширен спектр работ с привлечением новых технологий (к примеру, стабилизации грунтов) и использованием современных, в частности, геоматериалов, полимеров, щебено-мастичного асфальтобетона, которые позволяют сохранить дорогу в течение более длительного срока эксплуатации. На 2013 год запланировано окончание работ по строительству дороги, которая будет проложена взамен пресловутого «серпантина» – участка непроезжей автотрассы Нижний Одес – Ираель. В 2013 году будет сдано 70 километров дороги до Малой Перы. Это будет сквозной проезд круглогодичного пользования, который по прямой соединит Ижемский и Усть-Цилемский районы с Сосногорским и с опорной сетью республиканских дорог. В рамках транспортной стратегии Минтранса России наша республика подпадает под реализацию двух проектов по строительству транспортных коридоров – «Северо-Запад – Сибирь» и «Северо-Восток – Полярный Урал». Для Коми приоритетными будут направления: Сыктывкар – Нарьян-Мар (сдача в эксплуатацию до 2018 года), Айкино – Кослан (к 2014 году), Ухта – Троицко-Печорск (к 2016 году), Сыктывкар – Кудымкар – Пермь (до 2020 года). |