Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
26 февраля 2011 года

Комиссар в рясе

/ Дмитрия Яковлевича Попова по праву называли "духовным отцом" Коми автономии


1902 г.

В нынешнем году знаменательная дата в биографии Республики Коми – 90 лет со дня ее образования. Третье, а в некоторых случаях уже четвертое поколение граждан Коми края живет на административной территории со статусом республики. Обрести этот статус выпало в начале 20-х годов ХХ века – во времена, сопряженные с крушением многовекового уклада и сопутствующими ему лишениями, невзгодами. У истоков создания Коми автономной республики стояла горстка людей, искренне желавших развития родного края и благополучия его жителям. Время неумолимо. Для большинства из ныне живущих имена деятелей, добившихся в 20-е годы высокого статуса для Коми, уже ни о чем не говорят. Давайте в юбилейный год вспомним хотя бы некоторых из них.

 

Священник, поэт, прогрессивист, депутат Государственной Думы, пропагандист железнодорожного строительства, революционер, эсер, земский гласный, «зырянский Милюков», советский комиссар, делегат Всероссийского съезда Советов – все это один и тот же человек. Пожалуй, в истории Республики Коми нет другой более колоритной фигуры, чем Дмитрий Яковлевич Попов – «духовный отец» Коми автономии.

Из прихода – в Госдуму

Дмитрий Яковлевич Попов родился в 1862 году в селе Выльгорт Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии в семье священника. Окончив шесть классов Вологодской духовной семинарии, в 1885 году он был определен псаломщиком в Христорождественскую церковь села Деревянск Усть-Сысольского уезда. Спустя год Попов стал диаконом, а в 1888 году его рукоположили в священники. Церковная карьера продвигалась успешно. В 1895 году Д.Я.Попов назначен помощником благочинного  пятого округа Усть-Сысольского уезда, а через три года стал благочинным. Ему неоднократно объявлялась архипастырская благодарность «за ревностное отношение к делу», а в 1893 году пожалован набедренник. В 1911 году, когда отмечалось 25-летие священнослужения о.Дмитрия, духовный округ преподнес ему золотой наперсный крест.

Дмитрий Яковлевич такие знаки внимания заслужил. Был он не просто священником, а «врачом духовным», безбоязненно посещал эпидемических больных, открыл первую в уезде богадельню – приют для престарелых, инвалидов, сирот. Немало сделал он и для открытия в Деревянске церковно-приходской и второклассной школ. Сам преподавал в школах гуманитарные предметы и Закон Божий.

Увлекался в это время Д.Я.Попов и поэзией. В изданной в 1913-1914 годах усть-сысольским краеведом А.А.Цембером первой книге на коми языке «Коми мойдан да сьыланкывъяс» («Коми сказки и песни») увидели свет и стихи, принадлежащие перу Дмитрия Яковлевича. Книга получила широкую известность в Вологодской губернии. В одной из рецензий поэзия Попова сравнивалась с произведениями Уайльда и Гамсуна.

В июне 1912 года на съезде духовенства в Великом Устюге Дмитрий Попов был выдвинут в выборщики депутатов в IV Государственную Думу от Вологодской губернии. В ноябре того же года священника из Деревянска избрали депутатом Думы, где о.Дмитрий работал в составе четырех комиссий. Наиболее деятельное участие он принимал в комиссии по делам Русской православной церкви. Однако наибольшую известность Попову принес «железнодорожный вопрос».

Даешь железную дорогу!

Впервые о строительстве железной дороги на Севере заговорили в 1912 году, когда назрела необходимость улучшения транспортных коммуникаций в Коми и в Зауралье. Группа российских предпринимателей предложила правительству проект строительства железной дороги от села Чемашевского по реке Обь в Архангельск через Троицко-Печорск и Ухтинский нефтеприиск. Этот проект получил название Обь – Беломорской железной дороги. Чуть позже, в 1915 году, собственный проект строительства железной дороги выдвинул известный архангелогородский художник А.Борисов. Согласно этому проекту начинавшаяся на Оби «железка» пересекала Урал, выходила в Вычегодский бассейн и через Усть-Нем, Усть-Кулом и Усть-Сысольск направлялась на Котлас. Оба проекта – Обь – Беломорской и Обь – Котласской железных дорог получили широкое освещение в российской прессе. Усть-Сысольская уездная земская управа была заинтересована в утверждении проекта, который проходил через ее родной город. Для того чтобы донести это мнение до «верхов», в Санкт-Петербург, к депутату Государственной Думы Дмитрию Попову, направилась делегация усть-сысольских земцев.

Дмитрий Яковлевич возглавил делегацию своих земляков и провел серию встреч и консультаций с высокопоставленными чиновниками Государственного Совета Российской империи и Министерства путей сообщения. Весной 1916 года проект Обь – Беломорской железной дороги был отклонен. Однако Государственный Совет отклонил и другой проект – Обь – Котласской дороги. Вместо этого американцы получили концессию на строительство Камско-Печорской железной дороги. Приехав летом 1916 года в отпуск в Усть-Сысольск, о.Дмитрий издал в местной типографии книгу «К вопросу о железнодорожном строительстве на Севере», подводившую итог напряженной конкурсной борьбы проектов железнодорожного строительства на Севере.

За «вольную верховную власть»

По политическим убеждениям о.Дмитрий в Государственной Думе примыкал к прогрессистам. Хотя поддерживал и большевиков. По воспоминаниям будущего советского наркома Г.И.Петровского, несколько раз Попов передавал в фонд большевистской газеты «Правда» десять рублей золотом.

Краевед В.Шляпин вспоминал о роли Дмитрия Попова в Февраль-ской революции 1917 года. «Среди членов Думы выделиться, конечно, трудно было, однако и здесь он сумел выделиться, а именно, в начале революции, когда к Таврическому дворцу подошел отряд революционных войск, он вышел к нему в облачении с крестом в руках и торжественно благословил этот отряд на начало революции. Поступок его был признан крайне смелым. Ведь он рисковал своей головой, если бы революция сорвалась, но зато, говорили, поступок этот не забудется и как эпизод войдет в историю революции, и таким образом имя Дмитрия Яковлевича увековечится».

Вместе с иереем М.С.Поповым в Петрограде Дмитрий Попов организует «Объединенный союз демократического духовенства и мирян», задачей которого была демократизация церкви в революционное время, в том числе ведение богослужения в национальных регионах на родном языке. В 1917 году, после приезда в Усть-Сысольск, он способствует организации здесь отделения этого «Союза». К этому времени Дмитрий Яковлевич вышел из партии прогрессивистов, перейдя в ряды социалистов-революционеров.

На I съезде Советов крестьянских депутатов Усть-Сысольского уезда Попова выбрали товарищем председателем съезда, здесь же он изложил позицию различных политических партий по земельному вопросу. Съезд поддержал программу партии социалистов-революционеров и высказался за кандидатуру члена ЦК ПСР Питирима Сорокина от Усть-Сысольского уезда на выборах в Учредительное собрание. Выборы в Учредительное собрание, несмотря на все чинимые большевиками препятствия, все-таки состоялись. Население Коми края абсолютным большинством голосов поддержало кандидатов партии эсеров. Между тем по стране началось «триумфальное шествие советской власти», с разгоном временных комитетов и земств, учреждением на их месте Советов. Избранный земским гласным Д.Я.Попов был с теми, кто осудил большевиков. Впрочем, этот факт ими после победы советской власти в уезде остался незамеченным.

В январе 1918 года Дмитрий Попов принял участие в работе Учредительного съезда Советов Усть-Сысольского уезда, провозгласившего советскую власть на значительной территории Коми края. Открывая этот съезд, он призвал «создать вольную верховную власть для края, выражающую волю народа, власть беспартийную...». Он также заявил о самостоятельности и важности автономии для края. «В будущем у нас должен быть собственный маленький парламент, устроенный по типу, принятому в Американских Соединенных Штатах».

На первом заседании Усть-Сысольского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов Дмитрий Попов развил свою мысль об автономии Коми края: «Мы установим автономию на совершенно свободных, бытовых началах в порядке внутреннего управления, не затрагивая вопроса о чеканке монеты, почте и телеграфе... Наша организация беспартийная, значит, она будет рассматривать распоряжения центральной власти с точки зрения полезности для края, а не партийности».

Выступления Д.Я.Попова содержали целую программу по созданию автономной Коми республики в составе России, национально-государственного строительства на европейском северо-востоке. Это по праву обеспечило сравнение его  с «духовным отцом Коми автономии».

К Ленину за кредитом

Мирские дела с этого времени всецело захватили священника. Церковные власти информировали вышестоящее начальство о неподобающих его сану деяниях. К примеру, 3 марта 1918 года Д.Я.Попов возглавил грандиозное шествие в Усть-Сысольске под красными флагами и лозунгами «Да здравствует Интернационал!». Жаль, не осталось фотографий, запечатлевших священника в рясе и с крестом на груди во главе этой манифестации под красными советскими знаменами. Комиссар отдела народного хозяйства Дмитрий Попов указом консистории от 4 мая 1918 года был в конце концов лишен сана священнослужителя, хотя, несмотря на это, еще долго не снимал рясу, выделяясь ею среди прочих уездных комиссаров.

На I съезде Советов Усть-Сысольского уезда Попов развернул перед делегатами план «плодотворного использования природных богатств». Летом 1918 года он отправился в Москву ходатайствовать в Высшем совете народного хозяйства РСФСР о кредитах для Коми края, в частности на строительство железной дороги на Север. Попов добился приема у председателя ВСНХ А.И.Рыкова. По воспоминаниям дочери Дмитрия Яковлевича, в Москве он встречался и с Лениным. Вождь интересовался прежде всего ухтинской нефтью. Итогом встреч стало выделение Совнаркомом РСФСР кредита для Коми края в сумме 800 тысяч рублей.

Находясь в Москве, Д.Я.Попов телеграммой из Усть-Сысольска получил полномочия делегата на V Всероссийский съезд Советов, открывшийся 4 июля 1918 года, где примкнул к левым эсерам. В ходе работы съезда произошел знаменитый «левоэсеровский мятеж», когда система двух правящих в советской России партий – левых эсеров и большевиков – перестала существовать. Дмитрий Попов не участвовал в мятеже, заявив о своей поддержке большевиков.

В июле 1918 года Попов примыкал также к еще одной партии – Коми автономистов, образованной в селе Помоздино, являясь своеобразным «духовным отцом» приверженцев и этой партии. Но она просуществовала недолго, успев за короткий срок выпустить несколько громогласных воззваний.

Вернувшись из Москвы на родину, Попов узнал, что его полномочия на посту председателя Усть-Сысольского совнархоза подтверждены, и, кроме того, ему доверены комиссариаты финансов и социального обеспечения. Осенью 1918 года Дмитрий Яковлевич стал членом и «комиссии по собиранию и изданию зырянской литературы для школ и народа». С яркой эмоциональной речью он выступил на заседании уездисполкома, на котором рассматривался вопрос о возможности преподавания в школах на коми языке. Газета «Зырянская жизнь» процитировала такие слова оратора: «Кто ест зырянский хлеб и занимает место зырян, тот обязан службой зырянскому народу».

«Забыт советской властью»

В ноябре 1918 года доклад Д.Я.Попова о постройке железнодорожного участка Котлас – Усть-Сысольск утвердил Совнарком РСФСР. В Усть-Сысольск прибыла партия инженеров, однако начавшаяся Гражданская война помешала заняться железнодорожным строительством.

На III уездном съезде Советов делегаты признали Д.Я.Попова «единственным человеком, знающим до мелочи все наше хозяйство». Дмитрий Яковлевич играл видимую роль и в работе первого губернского съезда Советов народного хозяйства в Великом Устюге в июне 1919 года. Он выступил на форуме с итоговой речью, в которой обрисовал экономические перспективы революционной России: «Мы должны играть первенствующую роль на мировом рынке. В будущем Россия должна с честью нести знамя экономического обновления. Революция укрепится тогда, когда будет правильно построена экономическая политика».

В смутное время Гражданской войны Д.Я.Попов пережил немало: от голода до подозрений в антисоветской деятельности. Прибывший в Усть-Сысольск советский штаб Пинего-Печорского края летом 1919 года даже произвел обыск на его квартире. Осенью 1919 года, незадолго до вторжения на Вычегду белогвардейских отрядов капитана Н.П.Орлова, комиссар Д.Я.Попов выехал на работу в губисполком Северо-Двинской губернии в Великий Устюг. В Усть-Сысольск вернулся лишь в конце 1920 года (по другим данным – в начале 1921 г.). Был он серьезно болен и сразу уехал в с.Деревянск, где имел собственный дом. Там он и скончался 9 октября 1921 года от сердечной недостаточности.

Вдова покойного рассказывала, что перед смертью супруг жаловался на то, что его забыла советская власть. Больной, он нуждался в питательной пище, но не было ни сахара, ни мяса. Отпевали попа-«расстригу» несколько священников, похоронив его в ограде деревянской церкви.

Михаил ТАСКАЕВ,   историк.

(Снимок из фондов Национального музея РК.)

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №39 (4436) - 26 февраля 2011 года

Северная одиссея Михаила Ермолаева / Один из прототипов героя кинофильма "Семеро смелых" около десятка лет провел в Коми

Санаторий особого режима / В Печорлаге заключенный профессор Григорий Данишевский создал

Встречи под знаком рода

Пироги с миногой и игра на волынке

Мое военное детство

Колыбельная для Чисталевых

Знаменательные даты / Февраль-март

Герои выставки - матери

Не пропавшие без вести

"Университеты" Василия Выборова / Узник фашистских концлагерей после освобождения 18 лет преподавал в Коми пединституте

Двухэтажная Ижма / В банк данных памятников деревянного зодчества вошли десятки жилых домов

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 39 (4436)
26 февраля 2011 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»