Общество |
7 октября 2010 года |
По новым стандартам/ Педагоги республики обсудили проект закона об образовании
В канун международного дня учителя в Сыктывкаре прошел ставший уже традиционным республиканский форум работников образования. В этом году впервые он проходил в течение двух дней и собрал представителей всех направлений отрасли, начиная с дошкольного и заканчивая профессиональным образованием. Одной из главных обсуждаемых тем форума стал проект нового закона об образовании в РФ. О «ляпах и нестыковках» Законопроект обсуждали на разных дискуссионных площадках. О причинах необходимости законодательных изменений педагогам общеобразовательных школ рассказала заместитель министра образования Наталья Студиград. По ее словам, проходящие в последние годы в образовании процессы модернизации и реализация национального проекта привнесли в образование целый ряд инноваций, не укладывающихся в нормативное поле действующего закона. Только за последние годы в действующий с 1992 года закон об образовании внесено более 50 поправок. Появились новые положения, регулирующие деятельность образовательных учреждений. «Педагогам предстоит очень большая работа по выявлению слабых мест законопроекта и внесению предложений по их корректировке», – отметила Н.Студиград. Сравнительный анализ действующего закона и нового законопроекта дала ректор республиканского института развития образования Татьяна Навазова. В ходе анализа она отметила, что законопроект пока еще очень сырой, «в нем много ляпов и нестыковок». Поскольку за время действия нынешнего закона об образовании в отрасли произошли глобальные изменения, проект нового закона выстроен совершенно на других основаниях. Он изобилует новыми понятиями и разделами. Но особую тревогу педагогов вызывают неясности, связанные с нечетким разграничением платного и бесплатного образования. «Насколько я поняла, законопроект не предполагает бесплатного образования в том виде, в каком мы сейчас его понимаем», – заметила Татьяна Навазова. Другие требования В ходе дискуссии школьные педагоги делились также опытом работы в условиях новых требований. А требования к учителям сегодня предъявляются немалые. Этот год стал началом реализации президентской инициативы «Наша новая школа». В соответствии с принципами этого документа сегодняшнему учителю недостаточно просто передать знания ученику. От него ни много ни мало требуется воспитать социально активную личность, «умеющую осознанно планировать свою жизнь». Задача непростая, если учесть, в каких напряженных условиях приходится работать учителям. Одни только реформы последних лет чего стоят: они требуют от педагога высокой мобильности и умения быстро реагировать на запросы времени, в то время как большинство наших учителей – пенсионного возраста. Президентской инициативой определены также новые образовательные стандарты, которые в отличие от ныне действующих не прописывают детально содержание образования, зато четко определяют требования к результатам образовательного и воспитательного процесса. В текущем году шесть школ республики стали участниками пилотного проекта по переходу на новый образовательный стандарт. Правда, пока только начального образования. Это школы, которые уже зарекомендовали себя как инновационные ресурсные центры. Прощай, ПТУ! Дискуссионная площадка работников профессионального образования также была посвящена актуальным вопросам отрасли и обсуждению законопроекта об образовании. Анализ законопроекта директорам училищ и техникумов представила начальник отдела профессионального образования Министерства образования РК Светлана Сурина. Она тоже отметила в новом варианте закона много белых пятен. К примеру, в законопроекте говорится о том, что прием на платной основе разрешается учреждениям как начального, так и среднего образования. До сих пор в профобразовании практики платного обучения не было. Педагогов небезосновательно волнует вопрос, будет ли вообще профессиональное образование доступным для всех. Законопроект подразумевает только два вида учреждений, реализующих профессиональное образование, – профессиональный лицей и техникум. Никаких профтехучилищ не будет. Интересно то, что выпускники и техникумов, и лицеев будут получать дипломы одинакового образца. О том, какое же все-таки образование у предъявителя диплома – начальное профессиональное или среднее, работодатель может узнать только по квалификации, прописанной внутри «корочек». – Это у нас уже было, когда в начале 2000-х лицеи могли реализовывать программы среднего профобразования, – заметила Светлана Сурина. – Работодатели до сих пор не поймут и обращаются к нам с вопросом, какие же это специалисты – с начальным или со средним профобразованием. А вот еще один неясный момент: в одной из статей проекта написано, что прием в учреждения профессионального образования будет проводиться на общедоступной основе, а в другом пункте той же статьи – что приниматься будут наиболее подготовленные. Так все-таки кого будут принимать? Светлана Сурина высказала предположение, что, возможно, экзамены будут только для тех, от кого по роду выбранной специальности требуются проявления особых качеств. А конкурс будет вводиться, когда желающих станет больше, чем нужно. Участники совещания пришли к выводу, что вопрос о том, общедоступными будут учреждения профобразования или конкурсными, необходимо конкретизировать. Не нашел понимания педагогов и пункт проекта, которым позволено вести нелицензионную профессиональную подготовку. Сегодня директора учреждений профобразования вкладывают огромные деньги в пожарную безопасность и обеспечение санитарного состояния, а завтра у них под боком могут появиться конкуренты, которые свободно смогут вести обучение в своей квартире без всяких лицензий. Основа будущего Завершился форум торжественным собранием в концертном зале Гимназии искусств при Главе РК. Поздравить учителей с профессиональным праздником пришли Глава республики Вячеслав Гайзер и его заместитель Константин Ромаданов, спикер республиканского парламента Марина Истиховская. – Когда мы говорим, что развитие системы образования – приоритет социально-экономической политики государства, это не преувеличение, – сказал Вячеслав Гайзер в своем выступлении. – Мы понимаем, что развитие образования – основа нашего будущего, основа формирования культурного потенциала страны. Несмотря на то что образование, как и вся бюджетная сфера, переживает сейчас непростые времена, наша главная задача – вернуть престиж учительской профессии и укрепить школу. Глава Коми подчеркнул также, что в регионе постепенно решается проблема капитального ремонта школ. За последние три года введено в эксплуатацию 14 объектов образования. На проведение данного вида работ из республиканского и местных бюджетов направлено более 1 миллиарда рублей. За последние годы в школы республики поступило 247 кабинетов математики, физики, химии, биологии, русского языка и литературы, 37 интерактивных аппаратно-программных комплексов, 90 школьных автобусов. Он также отметил, что в регионе значительно повысился уровень компьютеризации. Одним из важнейших показателей стал запуск 1 сентября этого года двух образовательных проектов – дистанционное обучение детей-инвалидов и детей из двух малокомплектных школ. Остановился В.Гайзер и на проблеме нехватки мест в детских садах. Он подчеркнул, что проблема эта находится под контролем правительства. В 2010-2012 годах в республике планируется ввести в эксплуатацию 15 учреждений образования, в том числе 6 детских садов, 2 школы и 7 начальных школ-садов. Отсидеться в троечниках учителям не получится Министр образования Нелли Струтинская рассказала, что за два года проведения ЕГЭ в штатном режиме в республике достигнуты стабильные результаты по всем предметам. По ряду предметов показатели в сравнении с прошлым годом улучшились. В текущем году 11 наших выпускников получили 100 баллов. Хорошая организация и проведение Единого государственного экзамена в республике была отмечена руководителем федеральной службы по надзору в сфере образования Любовью Глебовой, которая побывала у нас в республике в мае. министр остановилась и на вопросе, который сегодня широко обсуждается педагогической общественностью. Связан он с изменением на федеральном уровне подходов к прохождению педагогами процедуры аттестации. Нелли Струтинская отметила, что с 1 января 2011 года будет введен новый порядок аттестации, и она станет обязательной для всех учителей. В том числе и для тех, кто не имеет квалификационной категории. Если педагог не хочет аттестоваться на высшую или первую категорию (вторую, самую массовую, убрали совсем), каждые пять лет он будет проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности. «Иначе говоря, отсидеться в троечниках никому не удастся», – заметила министр. Исключение сделано только для новичков: от обязательной аттестации освобождаются учителя, проработавшие менее двух лет. Учитывая, что квалификация педагога напрямую влияет на размер его заработной платы, министр призвала к тому, чтобы подход к определению квалифицированности педагога не был формальным. Нелли Струтинская поблагодарила всех, кто принял участие в обсуждении законопроекта об образовании. Она отметила также, что 2010 год – особенный для российской школы. Он стал началом реализации президентской инициативы «Наша новая школа» и проходит под знаком Года учителя. «Очень символичен девиз эмблемы: «Год учителя – это год тех, кто создает будущее». Мы действительно должны быть максимально устремлены в будущее и смело обновлять систему и содержание нашей работы», – отметила министр. Галина ГАЕВА. Фото Кирилла Затрутина («БНКоми»). На фото: «Несмотря ни на какие трудности, вы остаетесь верны своей профессии. Огромное вам за это спасибо!» – обратился к педагогам на торжественном собрании Вячеслав Гайзер. |