Общество |
25 октября 2007 года |
Премии за качество и результаты/ Таковы особенности новой системы оплаты труда учителей
Как мы сообщали, Глава республики Владимир Торлопов в понедельник подписал постановление «Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Коми». На следующий день заместитель Главы РК Ирма Кутаева дала необходимые комментарии журналистам. Вопрос системы отраслевой оплаты труда она назвала достаточно сложным не только для республики, но и для других российских субъектов. Пока в большинстве регионов применяют системы, основанные на Единой тарифной сетке. Прежде чем приступить к разработке проекта постановления, в Правительстве РК основательно изучили схемы отраслевой оплаты труда, которые используются в некоторых регионах. Такая практика уже есть в Санкт-Петербурге и Ростовской области. Наша делегация выезжала туда и знакомилась с опытом. Почему именно сфера образования стала стартовой площадкой для эксперимента по переходу на новую систему оплаты труда? Потому что сегодня ЕТС не в состоянии решить проблемы отрасли. Прежняя система не способствует мотивации педагогов к профессиональному росту, слабо учитывается инновационный характер работы учителей, отсутствует связь между зарплатой учителя и количеством учащихся. Новая система должна повысить прозрачность оплаты и привлечь молодых специалистов в школы. По статистике, среди учителей сегодня 52% имеют стаж работы более 20 лет, а доля педагогов пенсионного возраста составляет около 35%. С 1 января молодые специалисты-«краснодипломники», пришедшие работать в городскую школу, будут получать 30-процентную надбавку – на 5% выше, чем сейчас. Если такой специалист придет в сельскую школу, то его надбавка составит 40%. Молодой специалист без красного диплома в сельской школе получит надбавку 35%. По мнению И.Кутаевой, даже после повышения и введения стимулирующих надбавок зарплаты молодых специалистов по современным меркам остаются довольно скромными. Но это только начало, ничто не мешает молодым повышать профессиональный уровень, получать более высокие разряды и соответственно весомую зарплату. Как уже писала «Республика» (номера от 20 сентября и 5 октября), с 1 января 2008 года зарплата учителя будет состоять из базовой части (должностной оклад), выплат компенсационного характера и стимулирующей части фонда оплаты труда. Если раньше все, что не входило в круг прямых обязанностей, оплачивалось из надтарифного фонда, то сегодня вся система доплат и надбавок переведена в основную, гарантированную, часть фонда оплаты труда. Стимулирующие надбавки будут составлять 10% фонда оплаты труда. Сюда войдут премии, различная матпомощь, надбавки за высокую результативность и качество работы, а также напряженность труда. Эти выплаты позволят в первую очередь поощрять учителей-новаторов. Назначаться они будут не только руководством школы, но и при обязательном участии представительных органов: попечительских советов, профсоюзов и других общественных организаций, которые могут оценить работу учителя. Система квалификационных разрядов остается. Федеральные и региональные надбавки за классное руководство сохраняются, но будут входить в базовую часть. Новая система оплаты позволит разумно распределить нагрузку учителям и освободить время, которое позволит учителю работать более качественно. Впереди большая разъяснительная работа в педколлективах и необходимые мероприятия в муниципалитетах. Упомянутое постановление касается педработников государственных образовательных учреждений, то есть муниципальные образования должны в ближайшее время принять постановления об оплате труда в муниципальных образовательных учреждениях. В проекте республиканского бюджета уже заложена сумма на реализацию нового постановления – 358 миллионов рублей. По словам И.Кутаевой, препятствий для принятия нормативных актов на местном уровне нет. Чтобы учителя смогли понять, что ожидает их в новом году, в ноябре-декабре они будут получать новые расчетные листки, где наряду с суммой зарплаты к получению увидят сумму, которая будет им начисляться после введения новой системы оплаты труда. Всего в отрасли образования республики – 479 учреждений, из них 83 – государственные. Остальные – муниципальные. На новую оплату труда должны перейти около 26 тысяч человек. 3000 из них – работники государственных образовательных учреждений. Как сказала И.Кутаева, следующим этапом будет отработка в 2008 году этого эксперимента по отраслям: здравоохранение, спорт, культура и социальная защита. Галина ГАЕВА. |