Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
11 июня 2010 года

Александр Попов: "Ошибки законодателей в сфере экологии особенно заметны"

В этом году паводок прошел без особых последствий. Однако не обошлось без порывов нефтяных трубопроводов. Достаточно вспомнить колвинскую и савиноборскую аварии этого года, прошлогодний прорыв на участке нефтепровода Кыртыель – Чикшино...

Почему даже при наличии передовых технологий у нефтедобывающих предприятий не уменьшается число аварий? Об этом в беседе с корреспондентом «Республики» размышляет руководитель Управления Росприроднадзора по РК Александр Попов.

– Критические ситуации с порывами, к сожалению, происходят не только во время паводка, но и зимой. Некоторые порывы не были своевременно локализованы, как вышло в этом году в Усинском районе. Мы считаем, что нефтяники не до конца подготовились к паводку в части контроля за состоянием гидрозатворов. Этой зимой были сильные холода, пропуски на этих сооружениях оказались заморожены. В итоге нефтяную пленку смыло паводковыми водами прямо в Колву. Человеческий фактор, непродуманные действия играют в возникновении аварий не последнюю роль. В частности, во время упомянутого выше колвинского инцидента был выявлен ряд недоработок при подготовке трубопровода. Хотя сами нефтяники говорят, что технически не смогли справиться с аварией и пропарить трубы в морозы.

– Скажите, по масштабам нанесенного вреда природе этот порыв сопоставим с нашумевшей аварией в Усинском районе в 1994 году?

– Нет, конечно. Сегодня более совершенная техника, другие возможности по обнаружению ЧП, прекращению прокачки нефти. И тем не менее вины с нефтяников никто не снимает. Они вкладывают средства в охрану окружающей среды, формируют экологические программы, занимаются рекультивацией. Но порывы не прекращаются. Значит, нужно устранять причины.

– С 1 апреля этого года резко возросли штрафы тем, кто без лицензий пользуется недрами. Ужесточение контроля в этой сфере может реально ударить по органам местного самоуправления, сельхозорганизациям и коммунальщикам, использующим водные скважины еще с советских времен. Штрафы при отсутствии разрешительной документации могут достигать 800 тысяч рублей. Не слишком ли драконовские меры по отношению к небогатым недропользователям?

– На мой взгляд, законодатель, усиливая контроль в сфере недропользования, не учел, что помимо нефтяников подпадают под удар аграрии и муниципалы. В свою очередь мы обратились к Главе республики, провели совещание с агентством по недропользованию, природоохранной прокуратурой и Минприроды региона, чтобы минимизировать возможные негативные последствия нововведений. Намечаем провести инвентаризацию и подготовить разрешительную документацию, чтобы жители республики не стали вольно или невольно нарушителями закона и к ним не применялись жесткие санкции.

– А какова доля участия в этой акции местных властей?

– От муниципалов многое зависит. Там, где на местах есть заинтересованность в решении проблемы систематизации базы данных по наличию водных скважин, где включается административный ресурс, там есть и подвижки. Но не все реагируют с пониманием. К примеру, чиновники одного из районов ответили, что таких скважин у них нет. Нам пришлось уведомить главу муниципалитета, что, по сведениям из разных источников, данная справка – явная дезинформация.

– Помимо воды есть проблема использования песка и щебня, по новой трактовке – незаконного. А чтобы оформить разрешительные документы, как того требует закон, потребуются годы…

– Да, законодательство должно быть гибче. Одинаковые нормы не должны применяться для добычи нефти и песка, например. Но пока идет работа над совершенствованием законодательства, букву закона нужно выполнять. Пока же отдельные случаи нелицензионной добычи встречаются. Причем среди нарушителей – и крупные компании, занимающиеся строительством газопровода «Бованенково – Ухта», и малый бизнес, считающий, что, если ресурс доступен, его можно использовать. Сегодня Печорская природоохранная прокуратура предъявила иск предприятию, прокладывающему газопровод, на компенсацию ущерба.

– Александр Николаевич, на днях вы выступали на заседании Совета по устойчивому развитию Госдумы РФ с докладом. Упомянули про инициативы региона по улучшению правовой основы природоохранной сферы?

– Да, я говорил об этом. Несмотря на то что термин «устойчивое развитие» мы употребляем уже 40 лет, плохо прописанные законы мешают работать на перспективу, искать согласованные решения по разумному использованию воды, недр, воздуха, лесов и т.д.

– Время от времени СМИ возвращаются к дискуссии о том, нужно ли увеличивать или, наоборот, отдавать в промышленный оборот особо охраняемые природные территории (ООПТ). Не утихают споры о создании на территории республики еще двух таких «особых» территорий…

– Нужно разумно подходить к решению этого вопроса. Наиболее ценные территории следует охранять, даже если они и существуют лишь на бумаге, что тоже встречается. Но даже «бумажный» статус – своего рода охрана, которая заключается в ограничении или запрете вести хозяйственную деятельность. Ведется работа по инвентаризации ООПТ республиканского значения. Понятно, что есть участки, которые не содержат каких-то уникальных экосистем. Они в силу разных причин были нарушены и, возможно, не нуждаются в охране. Тогда их нужно восстанавливать и заниматься там хозяйственной деятельностью.

И все же пока в Коми наличие территорий, отнесенных к охраняемым, – необходимость. Министерство природных ресурсов и экологии РФ вышло с инициативой о создании в республике еще двух федеральных особо охраняемых территорий. Одна из них – будущий национальный парк «Койгородский». Предварительное согласие руководства региона получено. Также предлагается отдать под охрану заповедные участки на границе Усинского, Ижемского и Усть-Цилемского районов. Пока территория не очерчена. Но эти участки являются перспективными для промышленной разработки углеводородного сырья. Поэтому республика не поддержала инициативу Москвы, ссылаясь на то, что у нас уже достаточно ООПТ.

Решается вопрос, как оформить эти особо охраняемые территории республиканского значения, так как они расположены на землях федерального лесного фонда. Со стороны Минприроды и Комитета лесов РК существуют разные подходы к решению. Пока лесники придали этим территориям статус защитных лесов. И уже в ближайшее время на заседании МВК по вопросам природопользования под председательством первого заместителя Главы РК Алексея Чернова, скорее всего, будет найдено взаимовыгодное решение по этому вопросу. Кроме того, проработкой проблемы по ООПТ занимаются специалисты в рамках проекта ПРООН-ГЭФ по укреплению сети особо охраняемых природных территорий с целью сохранения биоразнообразия девственных лесов в верховьях реки Печоры.

– Столь малым составом специалистов по охране нацпарков и заповедников реально ли организовать защиту на должном уровне? Или у нас все держится на «бумажном» статусе?

– Что касается нацпарка «Югыд ва» и Печоро-Илычского биосферного заповедника, то там имеющимся персоналом «закрыть» территорию сложно. Ведь речь идет о трех миллионах гектаров суммарно.

– Разрешился ли вопрос с передачей территорий «Югыд ва» в Интинском районе под добычу золота?

– В 2008 году было проведено межевание, в результате которого зона под месторождением «Чудное» выделена из состава нацпарка, есть лицензия на добычу золота, которой владеет ООО «Высочайшее» – структура «Голд Минералс». Инвесторы продекларировали, что они занимаются проектом по добыче двух тонн рудного золота в год в зоне, где нет растительности. Это будет обогатительный модуль с внутренним замкнутым водоснабжением. При этом исключается негативное воздействие на природу. Примеры реализации такого рода проектов есть.

Тем не менее мы очень осторожно относимся к этой идее. Поэтому предупредили представителей компании, чтобы передвижение по территории нацпарка, где есть заповедная река Кожим, не наносило непоправимого урона. Между руководством «Югыд ва» и инвесторами будет заключено соглашение о взаимодействии. Люди, которые говорят, что умеют добывать полезные ископаемые безопасными методами, должны взять на себя определенные обязательства по сохранению и последующей рекультивации земель, которые будут вовлечены в оборот. Для Интинского района, находящегося в незавидном экономическом положении, появление нового предприятия, безусловно, является плюсом. Так как если уж мы говорим об устойчивом развитии территорий, то необходимо учитывать не только экологический, но и экономический, и социальный аспекты.

– Президент России потребовал начиная с 2012 года существенно снизить объемы сжигания попутного нефтяного газа. Реально ли уложиться в столь кратчайшие сроки?

– Вопрос непростой, сроки предельно сжаты, но это достижимо. В республике есть примеры успешной реализации поставленной руководством страны задачи. Это компании «Енисей», «Тэбукнефть», где уже сегодня объемы утилизации превышают 95%. Есть газовая программа у ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», которое добывает почти миллиард нефтяного попутного газа и утилизирует около 40% всего объема с перспективой увеличения этого показателя до 95%. Для этого компании потребуется вложить около 14 миллиардов рублей. Попутный нефтяной газ будет использоваться для собственных нужд предприятий, производства электроэнергии. Будут построены газопроводы для поставки газа на Усинский ГПЗ, где установят оборудование для очистки газа от сероводорода. Проложат «нитку» для прокачки газа на Печорскую ГРЭС.

Вместе с тем мы понимаем, что выйти на упомянутый показатель (95%), возможно, не удастся всем компаниям. Те месторождения, что находятся не в отдаленных территориях, попадут под эту программу. Те же, что расположены в глубинке, скорее всего, останутся не у дел. Одно дело строить газопровод протяженностью в 50 километров, и совсем другое – тянуть ветку к перерабатывающим мощностям за сотни километров. А на местах же переработку не организовать. По нашей информации, владельцы таких предприятий готовы платить большие штрафы и не вкладывать в утилизацию газа. Такие компании, если и войдут в программу утилизации, то с отставанием.

Кстати, дискуссии вокруг вопроса о сроках реализации поставленной задачи не прекращаются. На недавнем круглом столе, организованном ООО «РН – Северная нефть», представители «Роснефти» опровергли информацию о том, что эта нефтяная компания инициирует продление установленных сроков. Более того, нефтяники высказали уверенность, что в «Роснефти» проблем с выполнением поручения Президента не будет. Росприроднадзор РК держит этот вопрос на контроле. В случае проволочек будем понуждать компании укладываться в сроки.

– Недавно была поставлена точка в череде судебных разбирательств между Управлением Росприроднадзора по РК и ОАО «Монди СЛПК». Яблоком раздора стал вопрос о сбросах сточных вод в Вычегду. Как в целом складывается ситуация со сбросами стоков в водную среду предприятиями и коммунальщиками?

– Мы выиграли в судебной тяжбе. Правда, суд сумму предъявляемого нами ущерба существенно снизил, принимая во внимание, что «Монди» является крупнейшим работодателем и налогоплательщиком. К тому же предприятие завершает реализацию инвест-проекта по расширению мощностей «Степ», который позволит не только нарастить объемы производства, но и снизить нагрузку на окружающую среду. Уменьшатся объемы водопотребления, вредные выбросы. В целом компания системно решает вопросы экологии.

Но пока к очистным сооружениям внимания стало меньше. Между тем есть вопросы, требующие скорейшего решения. Есть судебные решения, которые нужно исполнять, чтобы не было крена в сторону интересов экономики за счет невнимания к экологическим и социальным задачам.

Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 112 (4269)
11 июня 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»