Общество |
9 октября 2007 года |
Как подготовить профессионала?/ Проблемы образования обсудили в Общественной палате РК
Второй круглый стол в преддверии пленарного заседания провела Общественная палата РК. Ее участники обсудили перспективы образования. Об этом говорили представители четырех ведущих вузов республики – СГУ, КГПИ, СЛИ и УГТУ. Проблему разобщенности интересов бизнеса и учебных заведений при подготовке профессиональных кадров затронул председатель комиссии по экономическим вопросам Общественной палаты РК Василий Прокашев. Причину несогласованности этих структур он видит в том, что рынок труда не имеет квалификационных требований. «Если раньше мы брали на работу слесаря третьего разряда и знали, что от него можно требовать, то сейчас эта система разрушена. Уровень профессиональной подготовки кадров, поступающих в народное хозяйство, очень низкий. Работодатели, по сути, берут кота в мешке, не зная, с чем сможет справиться выпускник», – констатировал В.Прокашев. В системе профессионального образования наметился существенный перекос, обернувшийся нехваткой специалистов рабочих профессий. Об этом тоже шла речь на круглом столе. Учебные заведения выпускают не то количество профильных специалистов, которое реально необходимо для развития экономики региона. Одной из причин такой диспропорции участники дискуссии считают деградацию шкалы престижности профессий. – За последние годы в обществе сложился отрицательный имидж начального профессионального образования. Учителя запросто говорят школьникам: «Плохо будешь учиться – пойдешь в ПТУ!» Конечно, нужно менять этот стереотип, поднимать авторитет рабочих специальностей, тогда мы не будем считать училища социальными «отстойниками» и найдем баланс между реальными потребностями экономики в кадрах и их подготовкой, – прокомментировал проблему первый заместитель министра образования и высшей школы РК Сергей Козлов. Он же назвал два необходимых шага на пути к совершенствованию системы профессионального образования. Первый – реструктуризация системы профобразования. Второй – оптимизация направлений профессиональной подготовки, ориентация выпускников школ на профессии, в которых заинтересована экономика региона. Эти задачи, на его взгляд, могли бы решить многоуровневые учебно-производственные комплексы, которые должны реализовывать несколько уровней программ. После получения начального профобразования наиболее способные ребята по интегрированной системе должны переходить на ступеньку среднего образования и уже из числа выпускников данного учебного заведения не более 10% получат высшее профессиональное образование. Ректор Коми государственного педагогического института Валерьян Исаков указал на еще одно больное место в системе российского образования. Его беспокоит низкое качество знаний выпускников средних школ. «В школах сохраняется низкий уровень преподавания предметов, особенно инженерных дисциплин – физики, информатики. Катастрофически плохие знания школьников объясняются слабой материально-технической базой наших школ. На уроках физики, например, нет элементарных приборов, чтобы проводить эксперименты. Сейчас везде вводятся компьютерные технологии. Но вряд ли ученик сможет понять физическую природу явлений, моделируя опыты на компьютере. Решить проблему можно лишь дополнительным привлечением средств. А решать ее обязательно нужно, потому что слабые выпускники школ становятся слабыми педагогами. После института они возвращаются в свои же школы и готовят еще более слабых абитуриентов. Этот замкнутый круг нас очень беспокоит», – резюмировал В.Исаков. Есть ли выход из этих проблем? Нужно ли сохранить российскую систему образования или с переходом страны на рыночные отношения нужно переориентироваться на западную модель? Какой путь выбрать и будет ли он правильным? Сегодня вряд ли кто-то сможет ответить на эти вопросы однозначно. Попытку определить, в какой же точке развития находится сегодня наше образование и куда нужно двигаться российской интеллигенции, предприняла, кстати, и Общественная палата России. Ее комиссия по интеллектуальному потенциалу нации подготовила доклад на тему «Готова ли Россия инвестировать в свое будущее?». По сути этот доклад представляет собой новый проект реформы образования, поданный Правительству РФ в виде рекомендаций. Лилиана ЭЙХМАН. |