Культура |
9 февраля 2010 года |
Аркадий Размыслов устроил шмонь в стенах Национальной галереи
Более сорока графических листов с сюжетами на историческую и батальную темы известного в республике художника-карикатуриста Аркадия Размыслова можно увидеть в эти дни в стенах Национальной галереи РК. В минувший четверг здесь открылась его персональная выставка «Коми шмонь (юмор), или Забавные бои на бумаге». Статус у выставки юбилейный – недавно художник отметил 70-летие. При этом выяснилось, что прежде в Национальной галерее не устраивалось ни одного персонального вернисажа Аркадия Размыслова. Никто не может сказать, как так получилось, ведь его работы – своего рода классика коми карикатуры. На протяжении многих десятилетий Аркадий Алексеевич был постоянным автором республиканских юмористических журналов «Чушканзi» и «Бикинь». И даже те, кто искренне считают, что никогда не видели его работ, скорее всего, ошибаются. К примеру, в этом своем заблуждении признался министр культуры РК Владимир Юрковский, пришедший на открытие выставки поздравить юбиляра. «Я только теперь понимаю, что помню вас с детства. Ваши рисунки в журналах, и вашу коронную бабочку-галстук, и вашу улыбку, – обратился он к виновнику торжества. – Подумать только – вами создано полторы тысячи карикатур! Это же полторы тысячи характеров, образов, людей, событий!» А между тем Аркадий Размыслов когда-то готовился отнюдь не к стезе художника. Свое детство и юность он провел в стенах московского Суворовского училища, где постигал азы военной науки долгих восемь лет. Но едва он окончил это учебное заведение, как тогдашний генсек Никита Хрущев взялся за военную реформу и сократил ряды Вооруженных сил более чем на миллион человек. Пришлось 19-летнему выпускнику Суворовского училища думать о штатской профессии. А поскольку Аркадий очень хорошо рисовал, о чем знало и его начальство, молодого человека буквально в приказном порядке направили в Московский полиграфический институт. Примечательно, что уже в годы учебы его работы публиковались в таких известных и любимых советскими читателями журналах, как «Юность», «Крокодил», «Мурзилка», и в газете «Пионерская правда». В Сыктывкар Аркадий Размыслов приехал в 1965 году. Свою роль в этом переезде сыграли его коми корни. Предки Аркадия Алексеевича из села Палевицы, возможно, поэтому он и откликнулся на приглашение Совмина Коми АССР приехать на работу в Коми республиканскую типографию. К тому же молодому специалисту сразу же выделили жилье. Впоследствии талант А.Размыслова пригодился на ЛПК, где он 16 лет был главным художником, занимаясь разработкой дизайна товаров народного потребления. А все свое свободное время Аркадий Алексеевич посвящал любимому занятию – карикатуре, снабжая редакторский портфель коми юмористических журналов злободневными и смешными рисунками. Между тем большая часть из того, что представлено на выставке в Национальной галерее, создана художником за последние два года. Это графические работы – монотипии – в стиле лубка. Судя по преобладанию батальных сюжетов, военная тематика на всю жизнь осталась близка А.Размыслову. Названия работ говорят сами за себя: «Если враг не сдается, его…», «Едут по Парижу наши казаки», «Нам нет преград», «Переход Суворова через Альпы». Из исторических сюжетов привлекает трактовка карикатуристом событий XV века в работе «Крещение коми-зырян». Художник с присущим ему юмором изобразил большое озеро, в котором вместе с рыбешками, цаплями и лягушками плещутся древние зыряне, осеняемые крестным знамением Стефана Пермского. Согласно версии художника именно Стефана коми должны благодарить за блага цивилизации, ведь с приходом святителя в глухом лесном краю появились коровы, лошади, бревенчатые избы и русские печи. Галина БОБРАКОВА. Фото автора. |