Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
28 ноября 2009 года

В "горячих точках" XIX века воевали и уроженцы Коми края

В начале 1849 года при поддержке Англии, Франции и Пруссии Россия начала вооруженную интервенцию против Венгрии, где колыхала революция. Командование группировкой русских войск император Николай I возложил на генерал-фельдмаршала И.Ф.Паскевича. Противостоять натиску русской армии Венгерская республика не смогла. Плохо вооруженные, малочисленные венгерские войска терпели поражение за поражением. Уже к осени 1849 года они капитулировали. В ходе Венгерской кампании русские войска потеряли 708 человек убитыми, более двух тысяч ранеными. Кроме того, почти 11 тысяч умерли от ран и болезней.

В походе против «венгерских мятежников» в 1849 году участвовал Фока Федорович Микулин, рядовой солдат из Межадорской волости. За это он имел серебряную медаль «За усмирение Венгрии и Трансильвании. 1849». Ф.Микулин родился в 1822 году. На службу вступил в октябре 1843 года. После венгерских событий ему довелось сражаться и в Севастополе против объединенных сил турок, англичан и французов в течение десяти месяцев и 23 дней. За участие в боевых действиях ему прибавили к общему сроку службы девять лет, девять месяцев и шесть дней. При защите Севастополя Микулин был ранен камнем в правую руку. Имел за Севастополь бронзовую медаль и нашивку из желтой тесьмы на левом рукаве полукафтана.

Сохранившиеся архивные документы донесли до нас описательный портрет 38-летнего Фоки Микулина. Рост – 2 аршина 3,5 вершка (158 см), лицо чистое, глаза серые, нос средний, волосы на голове и бровях русые. 16 февраля 1879 года бывшего служивого освидетельствовали медики Усть-Сысольского присутствия по воинской повинности. Медицинская комиссия признала его не способным к труду, определив диагноз: «хронический бронхиальный катар и старческое изнурение организма». Тогда же сделали заключение, что Микулин имеет право на получение трехрублевого пособия в месяц из государственной казны. Окончательный вердикт по выделению пособия решала губернская казенная палата. В XIX столетии год делился не на кварталы, как сейчас, а на трети. Поэтому же три раза в год губернская казенная палата запрашивала сведения о военном пенсионере.
В архивах сохранилось удостоверение, данное Фоке Микулину Межадорским волостным правлением в 1888 году. А 9 июня 1900 года отставной рядовой скончался.

В этой же Венгерской кампании участвовал унтер-офицер Алексей Петрович Огибин из Часовской волости. Он также был награжден серебряной медалью «За усмирение Венгрии и Трансильвании. 1849». Ушел из жизни А.Огибин в 1880 году. После его смерти следовало выполнить необходимые формальности. Часовскому волостному правлению предписали доставить в Яренское уездное полицейское правление серебряную медаль солдата и его паспорт. Все было предоставлено по назначению. Награды из драгоценных металлов по существовашему тогда порядку у семей почивших солдат изымались. Солдатские награды с мест отсылались в Главный штаб Военного министерства в Петербурге.

В упоминавшейся уже защите Севастополя принимал участие и Семен Ефимович Попов, крестьянский сын из села Шошка Усть-Сысольского уезда. В рекруты его призвали в 1847 году. Более 13 лет Попов прослужил в одном и том же стрелковом батальоне. В Крымскую кампанию их полк пешком, на военном языке – походным порядком, последовал в Крым из Москвы. Это путешествие продлилось около пяти месяцев.

Боевое крещение Семен Попов получил 8 сентября 1854 года в сражении при реке Альме. За несколько дней до этого англо-франко-турецкая армия в количестве 62 тысяч человек и 134 орудий высадилась в Евпатории. Русские войска в Крыму насчитывали 33 тысячи человек и 96 орудий.

Семена Попова зачислили стрелком. Это дает право утверждать, что он отличался меткой стрельбой, являлся, как и все мужчины-зыряне, охотником. Но стрелять солдатам русской армии приходилось тогда из гладкоствольных ружий, пули из которых не всегда достигали противника. Войска же союзников уже имели на вооружении дальнобойные ружья – штуцеры. В русской армии в описываемое время имелось всего 1600 штуцеров. Это, по мнению аналитиков, стало одной из причин поражения русских войск при Альме.

13 октября 1854 года Семен Попов участвовал в сражении под Балаклавой. Русские солдаты здесь отбили атаку английской кавалерии, а наши уланы почти полностью разгромили ее. Наш земляк сдерживал натиск дивизии генерала Каткарта и на Инкерманских высотах. Бой здесь был такой сокрушительной силы, что погиб и генерал Каткарт. С 21 по 25 октября Семен Попов держал оборону в самом Севастополе. Как и все сослуживцы, он наверняка с горечью воспринимал отступление русских войск, поражение России, гибель руководителей обороны Севастополя – В.Корнилова, П.Нахимова. Без сомнения, он слышал и об искусном докторе, хирурге Н.Пирогове, вполне мог встретиться и с молодым офицером Л.Толстым.

Семену Попову посчастливилось остаться живым, вернуться на родину. За свой ратный труд он получил серебряную медаль в память обороны Севастополя. А в память войны 1853-1856 годов удостоился светло-бронзовой медали на Андреевской ленте.

Перенесенные невзгоды во время службы в армии и военные лихолетья подорвали здоровье отставного солдата. К 60 годам у него значительно ухудшилось зрение. Работать он уже не мог. Тогда назначили ему казенное пособие. А в ноябре 1897 года Семен Попов ушел из жизни и был погребен в Усть-Сысольске на кладбище при Вознесенской церкви.

Почти на полвека  (1817-1864 гг.) растянулась Кавказская война по присоединению к России Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа. Сопротивление кавказских горцев с 1834 по 1855 год возглавлял Шамиль. Эта война отличалась особым кровопролитием, стала изнурительной для обеих сторон.

В Кавказской кампании принимал участие Федор Протасович Ларев, происходивший из Айкинской волости. Службу он нес в 16-м Кавказском линейном батальоне. Его ратный труд удостоился серебряной медали «За покорение Чечни и Дагестана в 1857, 1858 и 1859». Кроме того, он заслужил светло-бронзовую медаль в память войны 1853-1856 гг. Отставной солдат Ф.Ларев ушел из жизни в 1880 году.

В январе 1863 года вспыхнуло очередное восстание в Польше. Вскоре оно перекинулось в Литву и Западную Белоруссию. Хотя у части русского общества польское восстание вызывало сочувствие, царская Россия направила против повстанцев воинские соединения.
В них находились и солдаты из Коми края. Унтер-офицер Василий Карпович Мальцев был уже опытным солдатом, успел поучаствовать в Крымской войне. Уроженец деревни Чит Выльгортской волости, он был удостоен серебряной медали «За усмирение польского мятежа. 1863-1864». Бывалый солдат после возвращения на родину еще успел поправить дом и дворовые постройки, пришедшие за время его затянувшейся службы в упадок. Не стало Василия Мальцева в марте 1900 года.

В польском походе отличился и рядовой из Яренского уезда Иван Степанович Поповцев. Он был награжден серебряной медалью «За взятие штурмом Варшавы», а также польским знаком военного достоинства 3-й степени. Иван Поповцев умер в 1880 году, после чего его награды были изъяты и представлены в известные инстанции.

В русско-турецкой войне на Кавказе в 1877-1878 годах участвовал Давид Овчинников из деревни Ивановская Ношульской волости. Первые сражения в этой кампании для русских войск складывались достаточно успешно: они овладели крепостью Ардаган, заняли Баязет, осадили Карс. Но успех закрепить не удалось. Новое наступление на Карс было предпринято осенью 1877 года. В нем принимал участие и четвертый гренадерский Несвижский полк, в котором нес службу Давид Овчинников.

К решающему штурму подготовились заранее. Так как брать крепость решили ночью, в войсках распространили инструкции с особенностями боя в темное время суток. Особо стремились сохранить военную тайну. Чтобы усыпить бдительность противника, сформировали команды, которые по ночам нападали на аванпосты турецких войск. Турки свыклись с постоянными набегами русских и ограничивались лишь стрельбой дежурных команд. Так же тайком изготовили штурмовые лест-ницы, офицеров снабдили чертежами укреплений. Распространили заведомо ложный слух, что штурм запланирован на утро 18 ноября. Начали же его 17 ноября в 20 часов.

Мощные укрепления Карса солдаты брали «цепляясь друг за друга, втыкая штыки в бруствер, подставляя плечи друг другу...». Так же, можно не сомневаться, вел себя и Давид Овчинников, кстати, единственный солдат из Коми края, участвовавший в штурме Карса.

Крепость пала под мощным натиском осаждавших. Сдались в плен около 18 тысяч турецких солдат и офицеров. На поле боя похоронили 2500 неприятельских солдат, еще 4,5 тысячи были определены в госпитали. Потери русских войск выглядели так: убиты – 1 генерал, 17 офицеров, 470 солдат, ранены 77 офицеров, 2196 солдат. Давид Овчинников в этом ожесточенном сражении уцелел. А девять лет спустя вместо светло-бронзовой медали «За взятие штурмом крепости Карс» получил от русского правительства более ценную, серебряную.

В конце XIX века – в 1899 году – вспыхнуло восстание в Северном Китае, получившее название боксерского. Восставшие захватили и в течение двух месяцев удерживали Пекин. В ходе погромов ими был убит германский посланник, разрушены сооружения на КВЖД, уничтожены некоторые работавшие там российские железнодорожники. В Маньчжурию и под Пекин Российская империя совместно с другими державами направили объединенный 20-тысячный отряд под командованием русского генерала А.Стесселя, запятнавший позднее себя сдачей японцам крепости Порт-Артур. Восставшие «боксеры» были разгромлены.

В составе русских войск, участвовавших в подавлении боксерского восстания, были три воина из Коми края. Один из них, младший унтер-офицер Григорий Иванович Рочев, имел светло-бронзовую медаль «За поход в Китай. 1900-1901». Такой же награды был удостоен бомбардир Алексей Петрович Кузнецов. Третьим участником этого похода был уроженец Усть-Сысольска Павел Павлович Якимов. Он был зачислен в охранную стражу Китайско-Восточной железной дороги. Позже охранная стража была переименована в Заамурский округ отдельного корпуса пограничной стражи. Уволили со  службы пограничника Якимова по слабости здоровья в сентябре 1903 года.

Николай СУРКОВ,

доцент Коми пединститута.

Коми воины, солдаты русской армии, принимали участие во многих военных кампаниях прошлого. Имеется ряд свидетельств и об участии уроженцев нашего края в вооруженных конфликтах, которые, говоря современным языком, происходили в «горячих точках». Например, некоторые из них были брошены в составе русских войск на подавление революционных, национально-освободительных движений. Но это не может служить упреком. Солдаты выполняли свой воинский долг и не несли ответственности за эти акции в противовес правящим кругам государств.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №223 (4137) - 28 ноября 2009 года

Корейская ветвь Мусиных-Пушкиных / Для десятков представителей этой династии Сосногорск стал родным городом

"Художники не живут сладко, а живут терпко..." / Эти слова в полной мере соотносимы с судьбой Виктора Постникова

Свой след в альма-матер оставили Анатолий Микушев и Сергей Худяев

Родные Гака Китиева 70 лет спустя нашли его последний приют

Знаменательные даты / Ноябрь - декабрь

Заветы бабушки Майнок / Абай Вакасов выучил коми и еще семь языков

Документ без комментариев

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 223 (4137)
28 ноября 2009 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»