Дым Отечества |
28 ноября 2009 года |
"Художники не живут сладко, а живут терпко..."/ Эти слова в полной мере соотносимы с судьбой Виктора Постникова
График, живописец, иллюстратор книг, оформитель Виктор Постников хорошо известен в нашей республике. Благодаря его усилиям и подвижничеству в Сыктывкаре создавались первые художественные выставки, экспозиции в краеведческом музее. В Коми Виктор Гаврилович приехал в начале Великой Отечественной войны и оставался здесь до самой кончины в 1957 году. О «коми странице» в его творчестве известно немало. Но очень немногие посвящены в перипетии жизни архангельского художника, влюбленного в Русский Север, но вынужденного поменять постоянное место жительства. Очарованный стариной Будущий художник появился на свет 9 апреля 1897 года в Архангельске. Его отец работал бухгалтером в городской больнице и постарался дать сыну хорошее образование. Виктор учился сначала в частной школе Знаменской, затем поступил в Архангельскую Ломоносовскую мужскую гимназию. Здесь преподавали историю, грамматику, арифметику, геометрию, механику, физику, географию, архитектуру, рисование, немецкий язык, латынь, педагогику. Постников в 1915 году закончил шесть классов этой гимназии. В этом же учебном заведении обучался и другой архангелогородец, впоследствии ставший знаменитым не только на родине, но и во всей стране, – писатель и художник Борис Шергин. Постников и Шергин были не просто друзьями – их сближала общая любовь к рисованию, к искусству, к культуре Русского Севера. Б.Шергин посвятил другу, уже после кончины Постникова, рассказ «Виктор-горожанин», где в свойственной ему поэтической манере описал их общие детство и отрочество. Сначала, «во младенчестве», они раскрашивали гравюры в немецком журнале «Гартен ляубе», переводили на сахарную бумагу сытинские лубки, копировали виды Соловецких островов, изданные монастырской хромолитографией. В возрасте 15-16 лет им в руки попало несколько серий работ известного художника Ивана Билибина. Он был знаменит иллюстрациями к русским сказкам и былинам, основанным на стилизации народного искусства. Билибинский стиль очаровал молодых архангельских художников. В 1912 году, по свидетельству Б.Шергина, в Архангельске проживал знаменитый академик П.П.Покрышкин, архитектор и археолог, получивший известность после проведения в 1902-1908 годах реставрации церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде. Борис и Виктор отважились пойти к академику «за благословением». Шергин вспоминал: «Вместо ответа он налетел на нас, как мальчишка, и дал нам по шеям: «Это я благословляю вас. Художники не живут сладко, а живут терпко. Не будьте «спящие красавицы». Не спите – не дремлите». В то время Покрышкин занимался реставрацией церкви Успения на Бору. Жадно наблюдали мальчишки, как старые образа, древняя живопись освобождаются от почерневшего лака, олифы. Друзья увлеклись реставрацией и письмом икон, срисовывая орнаменты, заставки, расписывали утварь. Впоследствии вместе поступили в Строгановское художественно-промышленное училище в Москве. Пешком ходили в Абрамцево, Сергиев Посад, Хотьково, Богородское – места, в которых начиналось возрождение народного искусства. Постников занимался на отделении металлообработки, в эмальерных мастерских декана отделения К.Вальмара, рисунку обучался у В.Егорова. В конце 1916 года пути-дороги друзей разошлись. Шергин закончил Строгановку. А Постникова со второго курса взяли по досрочному призыву в царскую армию. Шла Первая мировая война. Виктора направили в Воронеж, где он проходил ротное обучение в 58-м запасном стрелковом полку в качестве рядового. В 1917 году демобилизовался, возвратился в Архангельск. Пути-перепутья 2 августа 1918 года в Архангельск вошли английские войска. Население встречало «освободителей» с энтузиазмом. Не скрывал сочувствия к ним и писатель, художник Степан Писахов, искренне желавший видеть в родном городе не диктатуру большевиков, а объединение всех демократических сил. Временное правительство Северной области поощряло творческую интеллигенцию. Б.Шергин, С.Писахов и Л.Леонов имели возможность устраивать выставки картин, публиковаться в печати, выпускать книги. Виктор Постников был близко знаком со знаменитыми земляками, совмещавшими в своем творчестве писательство и художество. Многие молодые архангелогородцы были мобилизованы в белую армию: Л.Леонов – прапорщиком в артиллерийскую школу, В.Постников – писарем и чертежником в третий северный Архангелогородский полк. Когда в феврале 1920 года в Архангельск вступили красные войска, пособничество белым повлекло расправу. Леонид Леонов, спасаясь от расстрелов, записался добровольцем в военную бригаду, уходившую на юг, Шергин подался в Москву. Писахов и Постников оставались в родном городе, где в 30-е годы к ним по вине «доброжелателей» прикрепился ярлык «белогвардейских пособников». В 20-е годы В.Постников успел повоевать на стороне красных, поехал в Москву, возобновил учебу в ВХУТЕМАСе, созданном на базе Строгановки и Московского училища живописи, ваяния и зодчества, поработал в редакции газеты «Красный воин» под руководством известного графика В.Фалилеева. Завершить художественное образование Виктору Гавриловичу помешала смерть отца: семья нуждалась в помощи, он возвратился в Архангельск. Работая в архангельской типографии, он встретил свою половинку: Татьяна Пухидинская была наборщицей. В девушку с шикарными локонами Постников влюбился с первого взгляда, они прожили вместе до последнего дня жизни художника, разделив поровну счастье, заботы, невзгоды. Виктор Гаврилович в эти годы брался за любую работу: организовал мастерскую наглядных пособий для школ, принимал участие в сборе предметов народного творчества для первой Всесоюзной кустарной художественной выставки (вот где пригодилось детское увлечение поморской культурой!), создавал обложки и иллюстрации для Северного книжного издательства, работал художником в газетах «Правда Севера», «Волна», «Ударник лесоэкспорта», «Патриот Родины», активно участвовал в выставках, в том числе и центральных. Что же заставило художника покинуть горячо любимую родину? Скорее всего, всплывший во второй половине 30-х годов факт «службы у белых». Сначала Постников уехал в Петрозаводск. Но лишь обосновавшись в Сыктывкаре, нашел место, где его не попрекали прошлым. Певец неброской красоты На выбор Сыктывкара, по всей видимости, повлияло знакомство с первым председателем Союза художников Коми АССР Валентином Поляковым на первом собрании северных художников в 1934 году в Архангельске. Появившись в 1941 году в столице Коми, Виктор Гаврилович сразу же включился в художественную жизнь. Он принимал участие в оформлении «Окон ТАСС», создавал плакаты для трафаретного размножения, трудился в редакции газеты «За новый Север» и в Коми издательстве. Вместе с Валентином Поляковым и эвакуированным из Петрозаводска Георгием Стронком стоял у истоков создания Коми отделения Союза художников Коми АССР. Виктор Гаврилович участвовал во всех выставках «новорожденного» союза, руководил созданным во время войны республиканским художественным музеем. Красной нитью творчества Постникова на Коми земле стала архитектура городов и сел. Пером и кистью художник запечатлевал уходящие в небытие, но милые сердцу дома, улочки. Чем навлекал на себя неудовольствие идеологической верхушки руководства республики. Ностальгия по уходящему не импонировала советскому искусству, призванному являть миру социалистические свершения. Постников подвергался критике за то, что на переднем плане своих графических листов запечатлевал старые дома, а не каменные новостройки с высокими кранами и паутиной линий электропередачи. Доставалось ему и за импрессионизм, неминуемо присутствовавший в его творениях. Но именно изящные зарисовки Постникова и донесли до нас облик Сыктывкара 40-х годов. Художником-лириком, певцом Севера он и остался жить в памяти своих поклонников. Удивительную целостность ума и целостность жизни Виктора Постникова отмечал и его друг Борис Шергин. В последнюю встречу они снова окунулись в воспоминания о детских годах, родных местах. «Я это видел и этим счастлив», – признался Виктор Гаврилович. Художник ушел из жизни 3 января 1957 года на 60-м году жизни (супруга – Татьяна Анатольевна – пережила Виктора Гавриловича на 42 года, она скончалась в 1999 году). Пытаясь облегчить материальное положение дочери Ирины, незадолго до своей кончины Постников удочерил свою внучку Марину. Многие сыктывкарцы знают Марину Викторовну Постникову как успешного директора республиканского колледжа культуры им.В.Т.Чисталева. Стоит отметить, что настоящим отцом Марины Викторовны является сподвижник приемного отца, народный художник Республики Карелия Георгий Адамович Стронк (1910-2005 гг.). Поныне здравствует и дочь Виктора Гавриловича Ирина Викторовна Рассохина. На могиле художника на старом кладбище Сыктывкара из цветных камешков и стекла были выложены изображения еловых веток, палитры и художественных кистей. Вандалы, приняв камешки за драгоценные или просто из непонятной тяги к разрушениям, выковырнули их. Могила художника, всю жизнь старавшегося сделать окружающий мир красивее и возвышеннее, сохранить и преумножить наследие прошлого, нуждается в реставрации и ремонте. Надежда БЕЛЯЕВА, научный сотрудник Национальной галереи РК. |