Культура |
6 октября 2009 года |
Долгожданная премьера национальной оперы "Куратов" состоялась в минувшие выходные
В пятницу и субботу на сцене Государственного театра оперы и балета РК прошли премьерные спектакли оперы Сергея Носкова «Куратов». Театральная общественность ждала этого события. Редко какая новая постановка нашего театра еще задолго до премьеры так обсуждается в прессе. Внимание подогревалось несколькими обстоятельствами. Во-первых, конечно же, тем, что музыку к опере было доверено написать нашему земляку, но уже давно жителю Великобритании, композитору Сергею Носкову. Во-вторых – самим либретто, написанным Альбертом Ванеевым четверть века назад, где все события, естественно, описывались под соответствующим углом зрения. Одним словом, либретто было слишком политизированным, что неоднократно подчеркивал в беседах с журналистами сам Носков. Чтобы несколько смикшировать эту самую «политизированность» и адаптировать либретто к нашим дням, не нарушая поэтического языка Ванеева, композитор развернул вокруг основной, авторской истории дополнительный временной план. И в этом новом действии современный поэт и его беспокойная Муза пишут историю Ивана Куратова. Перед премьерой к зрителям вышли Глава республики Владимир Торлопов, министр культуры Владимир Юрковский, директор театра Валентина Судакова, художественный руководитель, постановщик и идейный вдохновитель оперы Ия Бобракова, композитор Михаил Герцман и, конечно, Сергей Носков. Глава РК поблагодарил руководство театра, отметив, насколько важно оказаться в нужное время в нужном месте, чтобы за один разговор убедить власти республики в своей идее. Михаил Герцман напомнил зрителям, что это далеко не первая, как обычно отмечает пресса, национальная опера, а уже пятая. Перечислив предыдущие коми оперы, шедшие на сцене театра, Михаил Львович поделился тем, что либретто Альберта Ванеева в свое время предлагалось и Якову Перепелице, и ему лично. Но композиторы взяться за материал не решились. Сергей Носков поприветствовал зал на четырех языках, включая французский. По всей видимости, он знал, что специально на премьеру из Парижа приехал Себастьян Каньоли – французский лингвист, выучивший коми язык по интернету. Большая часть оперы написана на коми. В последнее время занятые в спектакле артисты усиленно нажимали на язык. Тем не менее зрители, владеющие коми, после оперы поделились мнением, что занятия необходимо продолжить. В целом же публика с большим воодушевлением приняла новое произведение и долго не отпускала со сцены выходивших на поклоны артистов: Михаила Журкова, создавшего образ современного Поэта, его Музу – Светлану Мерзлову, маленького Ваню Куратова – лауреата премии детских хоров России Никиту Лебедева и его маму по действию – Елену Серкову. Щедрыми аплодисментами были награждены народный артист РК Анатолий Измалков, который, кстати, отыграл в образе главного героя – Ивана Куратова две премьеры подряд, замечательное меццо-сопрано театра Лариса Поминова, спевшая партию девушки Марии, Альфия Коротаева, сыгравшая возлюбленную поэта – Сандру. На второй премьере зрители так же воодушевленно приветствовали и Ольгу Сосновскую, по-своему спевшую партию подруги поэта. Сергей Носков на сцену вышел последним, когда зрители начали скандировать: «Автора, автора!» Но от обрушившихся восторженных криков и новой волны аплодисментов, растерявшись, он не смог вымолвить и слова, в ответ лишь низко поклонился залу. Похоже, не меньше был взволнован и поднявшийся на сцену вице-спикер республиканского парламента Валерий Марков, назвавший премьеру оперы одним из самых знаковых событий года. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. За всю историю оперного и балетного искусства в республике из числа национальных произведений были поставлены: 1942 г. Музыкальная драма А.Воронцова «Усть-Куломский бунт» по пьесе В.Савина. 1958 г. Опера Г.Дегтярева «Гроза над Усть-Куломом», либретто Владимира Тарантова, постановка И.Бобраковой. 1961 г. Балет «Яг Морт», музыка Я.Перепелицы, постановщик Георгий Ваховский. 1971 г. Опера Я.Перепелицы «На Илыче» (по стихам Серафима Попова), постановка И.Бобраковой. 1967 г. Опера Б.Архимандритова «Домна Каликова», постановка Ф.Щербакова. 1978 г. Мюзикл М.Герцмана «Ожерелье Сюдбея» по повести А.Клейна. 1987 г. Балет «Домна Каликова», музыка Я.Перепелицы, постановщик Б.Мягков. |