Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
26 сентября 2009 года

Линия судьбы Ядвиги Зелинской

/ Фамилия, имя, отчество достались жительнице Корткеросского района в наследство от отца-поляка


Агния и Казимир Зелинские, п.Вожаель. 1939 г.

Ядвига Зелинская с матерью и внучками, с.Пезмег.

Читатель – газета

С прошлого номера нашего приложения читатели имеют возможность принять участие в новом конкурсе. Как известно, нынешний год в нашей республике проходит под знаком популяризации, развития коми языка. Мы решили внести свою лепту в пропаганду языка коренного народа республики и рассказать о людях других национальностей, которые прекрасно знают этот язык. Как это им удалось? Что значит для них владение языком другого народа? Какие причины побудили выучить его? Ответы на эти вопросы, несложно предположить, подразумевают погружение в историю, знакомство с жизненными перипетиями героев, на чем основаны и все публикации «Дыма Отечества». От читателей ждем новых адресов. Всех героев газетных материалов под новой рубрикой по окончании конкурса ждет приятный сюрприз.

 

Утверждение о том, что реальная жизнь гораздо более увлекательная, интригующая, чем вымышленная, подкрепляется все новыми фактами. Вот этому очередной пример. Многие  жители Корткеросского района наслышаны или лично знакомы с Ядвигой Казимировной Зелинской. Человек со стороны ее имя, фамилию, отчество безошибочно отнесет к польским, из чего сделает вывод: эта женщина по национальности – полька. Между тем многочисленные знакомые Ядвиги Казимировны этот очевидный факт готовы оспаривать в пользу ее коми  происхождения. Очередная встреча и многочасовая беседа с Я.Зелинской тоже «расшатали» ее, казалось бы, очевидную принадлежность к западно-славянскому роду-племени.

Ведь мы разговаривали исключительно на коми языке.

 

Ядвига Казимировна Зелинская около 40 лет работала учительницей в школах Корткеросского района. На несколько лет оставляла работу с детьми, когда ее избирали председателем сельсовета. Пезмег, Приозерный, Усть-Лэкчим... В этих населенных пунктах она выросла, вышла в люди, обрела известность, уважение. Полученные в наследство от отца имя и фамилия остались напоминанием о трагических годах и семейных коллизиях, долгой памятью.

Польский след в истории нашей республики уходит в 30-е годы XX столетия. В одну из нескольких лагерных «волн» очутился на севере и Казимир Зелинский. Его семья, многочисленные братья и сестры, оставались в селе Погорелое Винницкой области. А он осваивался в новых условиях. К счастью, с ярмом заключенного ходил недолго. Грамотный мужик, хорошо знавший русский язык, имевший покладистый характер, после освобождения стал, что называется, нарасхват. В Шежаме Усть-Вымского района его назначили директором шпалорезного завода. Сюда же после окончания медицинского училища попала по распределению Агния Турьева из коми села Пезмег. Дело житейское: вскоре молодые люди сошлись, поженились. Одна за другой в семье родились три дочери: Ванда, Ядвига, Альбина.

Когда однажды семья Зелинских навестила родину Агнии Ильиничны – Пезмег, то здесь к привычному в таких случаях переполоху примешались удивление и недоумение. Старики-родители Агнии не могли ни выговорить, ни запомнить трудные имена двух старших внучек. Выход из ситуации дед нашел такой: он вывел имена девочек большими буквами на стене комнаты. Каждый раз бросавшиеся в глаза, они и помогли запомнить польские имена девчушек.

Казимир Викторович Зелинский успел потрудиться и в Выльгорте, и в Вожаеле. В лаготделении Вожаеля его назначили заместителем начальника лагеря по снабжению. Жена работала при лагерном лазарете. Жили по соседству с зоной, в бараках, где большинство вольнонаемных были вчерашние зеки. Здесь, в этих таежных «Вавилонах», слышалась разноязыкая речь, и колыбельные, и другие песни звучали едва ли не на всех языках мира. Ядвига помнит, как с сестрами распевали песенки на немецком. Прошло совсем немного времени, и они окунулись в другую среду – приехали в коми Пезмег. Очень потянуло на родину маму. А папе, так и не рискнувшему возвратиться на родину, домом стала вся Коми республика.

Старый дом Зелинских в Пезмеге с недавних пор увенчан мемориальной доской. Она напоминает, что здесь родился, жил и отсюда ушел на фронт Степан Ильич Турьев. Это брат матери Ядвиги Казимировны. Рассказы о дяде Степане сопровождали и детство, и юность сестер, стали сродни легенде. Изредка в родные пенаты наведывался и дядя – высокий, могучий, красивый, настоящий богатырь. О геройствах Степана Ильича напоминали орденские планки на лацкане пиджака.  Кавалер орденов Ленина, Боевого Красного Знамени, в Великую Отечественную он командовал дивизией. Прошел через пекло боев, был ранен. В годы войны супруги Турьевы потеряли и единственного сына – он погиб в первом же бою на Курской дуге. После демобилизации Степан Ильич проживал в Ярославле, в музее боевой славы ему был посвящен уголок. Не забывал и родину. А благодарные земляки мемориальной доской отметили дом Турьевых в Пезмеге.

В жизнь родственников по матери любознательной Ядвиге Зелинской вникать особо не приходилось. Она текла рядом, об этом напоминали сотни мелочей. После скоропостижной смерти в 1955 году отца рухнули и зыбкие связи с его родиной. Напоминанием о нем служили лишь доставшиеся от него имя, отчество, фамилия. Став постарше, в отличие от сестер в графе «национальность» Ядвига написала – «коми». Младшая Альбина решила, что она русская. Лишь Ванда продолжала считать себя полькой.

Но именно Ядвига в 70-е годы съездила в Винницкую область,  навестила польскую родню. Ахов, охов, вздохов наслышалась вдоволь. До сих пор перед глазами картина, как
92-летняя бабушка Аделия бегает босиком в фруктовом саду от дерева к дереву, чтобы сорвать для внученьки-северянки самые  сочные, спелые плоды. Некоторые из родичей Зелинских к этому времени успели переехать в Западную Украину, папин брат, дядя Юзеф, стал ксендзом, перебрался жить в Канаду. Теплые глаза незнакомых доселе родных, их добрые лица и участие наполнили Ядвигу особым чувством безграничного счастья. Оно осталось в ней на всю жизнь.

Но родина мамы удержала крепко, так и не дав перекочевать за границы района. Ядвига Казимировна вышла замуж за земляка Юрия Ефимовича Киселева, выпускника лесотехнического института, тоже сельского учителя. Недавно трое детей и внуки поздравили их с рубиновой свадьбой. Сын трудится на производстве, дочери – учителя-историки. Своеобразным камертоном, стержнем жизни Зелинских до сих пор остается Агния Ильинична, мама Ядвиги Казимировны. Ей сейчас 92 года, она – самый старый житель Пезмега. Но оптимизма и бодрости маме и бабушке все еще не занимать. Переделав за свою жизнь тысячу дел, главным предназначением она всегда считала поддержку дочерей, их семей, внуков. Еще – верность родным местам, родительскому дому, памяти мужа. «На этих принципах мама и вырастила нас, – признается Ядвига Зелинская. – Впрочем, на этом же наверняка строится жизнь семьи любой национальности».

Анна СИВКОВА.

Корткеросский район

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №177 (4091) - 26 сентября 2009 года

"Осиновые носы" из Коквицкой горы / Каждый из трех братьев Пипуныровых оставил свой след в истории страны и Коми края

Ухта: от "а" до "я"

Коми история - на коми языке

Стали "Патриотами России"

Иван Морозов в жизни и книгах

Восемьдесят свечей на каравае / По-домашнему тепло, радушно отметили прилузцы

Знаменательные даты / Сентябрь - октябрь

Конец советской "демократии" / В 80-е годы XX века "незыблемые" основы формирования парламента страны претерпели большие изменения

Рядом с Федоровыми / Семья народного писателя Коми пережила и драмы, и творческий взлет

Летопись дел и забот / Сорок лет назад в Сыктывкаре был создан городской совет ветеранов

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 177 (4091)
26 сентября 2009 года
суббота

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»