Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
4 сентября 2009 года

Галина Микова: "Настанет время задуматься, чем дальше удивлять зрителя"

Долгожданное открытие нового здания академического театра драмы им. В.Савина – событие, безусловно, самое знаковое в мире культуры республики за последние годы.

А что увидит зритель в новых стенах? Как будет жить театр дальше? С каким настроением принимают служители искусства Мельпомены позицию государства – отпустить театрально-зрелищные учреждения в свободное плавание, придав всем без исключения статус автономных учреждений? Обо всем этом – наш разговор с председателем Союза театральных деятелей республики Галиной Миковой.

– Галина Аркадьевна, недавно вы отметили юбилей. Про некоторых творческих деятелей в таком случае говорят, что вот, дескать, пришло время собирать камни. Однако вы, насколько известно, переполнены творческими идеями, репетируете новые роли, и в перспективе – много интересной работы. Мы обязательно об этом поговорим. Но всегда любопытно: что послужило отправной точкой в творческой карьере человека?

– В моей судьбе, как, впрочем, и в судьбах многих сегодняшних актеров театра драмы им.В.Савина, огромную роль сыграла руководитель народного театра «Юность» сыктывкарского Дворца пионеров и школьников Зинаида Михайловна Головина-Скарская. В годы Гражданской войны эта замечательная женщина служила в театре при политотделе Первой конной армии, затем несколько лет работала в нашем театре, потом руководила драматическими школьными кружками. Именно она и сыграла решающую роль в моей судьбе. А потом были счастливые годы учебы в ГИТИСе, в те времена, когда шло становление Таганки, когда развивался «Современник», а в театре на Малой Бронной творил Анатолий Эфрос, когда мы, студенты, могли без билетов посещать все лучшее, что шло на столичных подмостках. Все это и утвердило меня в верности принятого решения.

– А зритель – изменился ли он с тех пор?

– Однозначно не отвечу. Ведь в то совсем не тучное, не сытное время для очень многих театр стал единственной отдушиной. Своего рода алтарем, где действительно и работает, и отдыхает душа, где находит нужное, заряжается… Сегодня, увы, так скажешь далеко не о каждой российской сцене. Безусловно, в годы, когда менялась страна, в числе драматургов появилось много замечательных авторов, но и чернухи хлынуло немало. Вот превозносят, например, драматургов – братьев Олега и Владимира Пресняковых, получивших широкую известность после постановки во МХАТе имени Чехова пьес «Терроризм» и «Пленные духом» об апокрифической встрече в 1900 году в Шахматово поэтов Александра Блока и Андрея Белого. Но мне такая драматургия, где многое строится на мате, на пошлости, чужда. И никакой авангард я не могу оправдать, когда во главу угла ставятся низменные человеческие страсти, неприятные физиологически-психологические намеки и делается попытка примирить с этим зрителя…

К счастью, в какой-то момент зритель наконец-то начал понимать, что разница между тем, что ставится на некоторых сценах, и тем, что происходит на улице, небольшая, и вовсе не за этим они приходят в храм Мельпомены. Наверное, именно поэтому многие театры сегодня вновь обратились к классике.

– В последние годы в республику стали часто наведываться столичные гости из числа театральных и киношных знаменитостей. Я имею в виду антрепризы. Нередко в провинцию везут небольшие, наспех сделанные спектакли. Как вы считаете, в условиях неполновесной пока работы академического театра драмы не повлияет ли это на вкусы зрителей?

– А вы действительно часто видели на этих спектаклях настоящего «театрального» зрителя? Вряд ли уважающие себя театралы придут на такие спектакли, хотя и среди этих постановок редко, очень редко, но встречаются достойные. Из того, что мне доводилось видеть, – спектакль, где главных героев играли Меньшов и Алентова. Кстати, вы обратили внимание, что в афишах нигде не указан автор? Существует такой тип драматургии – переводной, как правило, со штампованными конфликтами и персонажами. Драматургии, которая строится по принципу «больше забавного и смешного»…

– К слову, в связи с переходом российских театров на режим автономных учреждений многие театральные деятели, как следует из прессы, убеждены, что произойдут резкие изменения и в репертуарной политике. Есть опасения, что начнут господствовать спектакли, созданные по так называемой коротко живущей литературе. Спектакли прямого действия, где ирония уступит место гомерическому хохоту. Что театр будет, мягко говоря, слишком простецким – и в репертуарной политике, и в материальном плане… Вы занимаете весьма активную позицию в вопросах преждевременного перехода всех поголовно театров республики в режим АУ, начиная со второго российского театрального форума, когда термин «театр перемен» впервые родился в устах председателя Союза театральных деятелей РФ Александра Калягина. Что вы можете сказать по этому поводу сегодня?

  Переход театров в формат автономных учреждений – вообще огромнейшая проблема, которая волнует российский Союз театральных деятелей. Многие годы СТД проводит подготовительную работу по переходу на новые финансовые, экономические да, впрочем, и моральные условия существования. Тут важно понять одно: Союз театральных деятелей – это не буфер, как оценивают многие, между театрами и государством. Ни в коем случае, никакой конфронтации нет… Находить точки соприкосновения, учиться работать в новых хозяйственных условиях – все эти вопросы рассматриваются на многочисленных театральных российских и региональных форумах, мастер-классах, лабораториях, проводимых в России с конца 2008 года. Всех волнует вопрос, как именно переходить в автономное учреждение, ведь состояние театров очень неравнозначное. Например, Красноярский театр оперы и балета уже перешел в формат АУ и при этом зарабатывает 4 миллиона в год. Но для этого театра были созданы льготные условия для перехода. Вообще сегодня в большинстве регионов, прежде чем отправить театрально-зрелищные учреждения в свободное плавание, власти стараются привести в порядок его имущество: сцену, здание, аппаратуру… У нас же, например, в серьезной реконструкции нуждается театр оперы и балета, не доведен до ума и Национальный музыкально-драматический театр, где нет своего фойе. Я считаю, что не нужно коллективы напрасно подстегивать. Напротив, будет правильно дать им самим определиться с графиком перехода, подготовиться морально.

Если же во время кризиса, и эта опасность реально существует, не подойти к вопросу более осмотрительно, театры окажутся на грани катастрофы. Это касается и театра драмы имени Савина, которому нужно будет дать возможность после переезда окрепнуть в новых стенах, освоить новую световую, звуковую аппаратуру. Думаю, что оптимально можно вести речь о 2011 годе. Вообще нашему театру драмы нужно элементарно время, чтобы перевести все, что было поставлено за годы реконструкции, в формат большой сцены, нужно ввести в репертуар еще несколько больших спектаклей. Не сомневаюсь, первое время нам будет чем удивить зрителя. Но вот потом, когда войдет в силу система государственных заказов, предполагающая финансирование определенного числа постановок, а остальное театр вынужден будет ставить исходя из своих доходов, нужно будет очень крепко думать, чем же удивлять дальше.

– Относительно репертуара. Понятно, что драматург – профессия штучная, несмотря на то, что один только литературный институт им.Горького ежегодно выпускает в свет порядка двадцати таких кадров. И все же почему провинциальные театры редко обращаются к современной драматургии?

– Начнем с того, что сегодня поставить современную пьесу стоит очень недешево. Драматурги заламывают немилосердные цены. Представьте, что в год театру дается, ну, скажем, 400 тысяч рублей на постановочные. И их надо распределить на семь спектаклей. Почему именно семь? Чтобы провинциальный театр смог выжить и не растерять своего зрителя, не ослабить его интерес, нужно ставить не менее семи постановок в год. Это, если хотите, закон жанра. Очень редко, когда пьеса идет по 9-10 лет. Из таких – спектакль «Самая счастливая» по пьесе Володарского, который шел в нашем театре драмы почти десять лет. Только представьте, 450 раз герои спектакля выходили на сцену. А вообще это несколько ложное видение, что у нас ставится мало нового. Ставятся новые и весьма интересные вещи…

– Что для вас сегодня интересная пьеса? И что будет поставлено на сцене нового театра, полноценного открытия которого с таким нетерпением ждет зритель?

– Интересная пьеса – это прежде всего живые люди, события и непременно – развитие процесса. Это ткань, которая затрагивает всех, где обязательно есть любовь, где существует поле для актерской работы, где может выразиться режиссер… Знаете, есть такие пьесы, в которых на первый взгляд скромная, небольшая фабула. Но в процессе работы появляется такой материал! Приведу пример. Именно так получилось с пьесой Нины Обрезковой «Утренняя гостья», которую я первый раз прочитала и интуитивно почувствовала: да, что-то есть, но я не режиссер, вижу все несколько иным взглядом, не могу сразу оценить, а будет ли это интересно зрителю? Но то, что сделал с пьесой режиссер Евгений Малафеев, было полным открытием, откровением, если хотите… В спектакле появилось столько «живого» дыхания, которое он смог «прочитать» в пьесе, как говорится, между строк. Вот что значит подход режиссера. Я уверена: когда мы перейдем на новую сцену театра, этот очень пронзительный спектакль понравится нашему зрителю.

Весьма удачной считаю работу Алексея Попова, написавшего яркую комедийную пьесу «Женись, сынок, женись…». Это такой народный лубок… Спектакль с успехом прошел в Национальном музыкально-драматическом театре. Сегодня для меня очень важно, как сложится судьба новой пьесы Любови Терентьевой  «Дом по гамбургскому счету». Это пьеса о том, как человек вошел в чужую семью, полюбил ее, но в конце концов его выкидывают за ненужностью. Пьеса заставляет сопереживать, думать, сочувствовать. И я очень надеюсь сыграть в ней одну из главных ролей.

– Сегодня вы заняты в большом спектакле по пьесе Г.Ибсена «Привидение» в постановке Евгения Малафеева, где играете одну из величайших женских ролей мирового репертуара – Фру Алвинг… А что для вас значит эта роль, которой вы намерены отметить свой бенефис?

– Эта работа – синтез всего того, что я делала до сих пор. Судьба этой героини заставляет переосмыслить очень многие моменты в жизни: отношения в семье, вообще – между людьми. Надеюсь, спектакль «Привидение» станет знаковым моментом для театральной общественности республики. Репетиции проходят на большом подъеме. В постановке задействованы разные исполнители одних и тех же ролей, причем настолько разные, что в результате рождается не один, а два спектакля.

– В начале лета творческую интеллигенцию республики всколыхнула ситуация, сложившаяся вокруг республиканского Дома творческих союзов. Речь шла о переезде союзов в новое помещение. Сегодня все позади, вы довольны новыми хоромами?

– Весьма! До сих пор самый многочисленный творческий союз, коим является СТД, находился в весьма стесненных обстоятельствах, занимая один кабинет в особняке на Советской, 28. Новый дом на улице Орджоникидзе (бывший музей им. И.Куратова. – М.Щ.) – это огромный подарок для нас. У СТД появились наконец-то помещения под библиотеку, архив. И вообще, я не понимаю, к чему было разводить весь этот сыр-бор, в новом доме будет очень удобно проводить и конференции, и те же поэтические марафоны, так что драматизм, сложившийся вокруг всей этой ситуации, на мой взгляд, был излишним. Одним словом, СТД благодарен министру Владимиру Юрковскому за то, что он в конце концов решил эту ситуацию.

Марина ЩЕРБИНИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

 

 

Галина Аркадьевна Микова – выпускница Коми национальной студии при ГИТИСе, с 1971 года – актриса академического театра драмы им.В.А.Савина. В творческом багаже порядка 160 ролей. Ею созданы глубокие сценические образы: Аркадьиной («Чайка» А.Чехова), Глафиры («Волки и овцы» А.Островского), Элизы («Скупой» Ж.Мольера), Елены Андреевны («Дядя Ваня» А.Чехова)…  Председатель Союза театральных деятелей Республики Коми, лауреат Государственной премии Коми АССР, народная артистка РК, заслуженная артистка РФ.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №160 (4074) - 3 сентября 2009 года

Андрей Исаев: "Реформирование прокуратуры полностью оправдалось"

 №159 (4073) - 1 сентября 2009 года

Сергей Усачев: "Народной" водки на прилавках не будет"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 161 (4075)
4 сентября 2009 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»