Из первых уст |
30 апреля 2009 года |
Олег Блохин: "Жесткие меры лучше профилактических"
У любого водителя найдутся претензии к деятельности сотрудников госавтоинспекции, особенно при наложении штрафов. Понятно, что инспектор стоит на дороге не для того, чтобы дружески беседовать с нарушителями. Его задача – следить за безопасностью движения, в том числе за соблюдением правил дорожного движения. Как показывает практика, именно по вине безответственных водителей случается большинство аварий. Тем не менее и стражи порядка не всегда грамотно подходят к своим обязанностям. Болевые точки взаимоотношений «водитель – инспектор» мы обсудили с начальником Управления ГИБДД МВД по Республике Коми Олегом БЛОХИНЫМ. – Олег Вадимович, многие водители жалуются на низкую культуру инспекторов. Чувствуя за собой определенную власть, стражи порядка общаются с людьми в пренебрежительном тоне, не терпят возражений, всячески демонстрируют свое превосходство. Не удивительно, что образ инспектора в глазах общественности остается отрицательным. Когда-нибудь словосочетание «культурный инспектор» появится в нашем лексиконе? – Согласитесь, одна из основных функций инспектора ДПС – пресечение нарушений на дорогах. Ему по роду деятельности приходится выписывать штрафы, составлять протоколы, задерживать автомобили, определять степень вины и т.д. Конечно, такая работа мало у кого найдет понимание. Некоторые советуют нам уделять больше внимания профилактическим мерам. К примеру, контролируя сложный участок дороги, на первое время отказаться от выписывания штрафов, заменив их устными предупреждениями. Мол, нарушитель во второй раз обязательно исправится. Практика показывает, что этого не случится: мы выносим более 10% предупреждений, а поведение водителей на дорогах не меняется. Безответственный водитель будет нарушать правила снова и снова, пока не окажется в неприятной дорожной ситуации, в которой могут пострадать не только он сам, но и другие. Поэтому пока эффективно воздействовать получается только самыми строгими мерами. Кстати, после значительного увеличения штрафов в прошлом году число аварий на дорогах действительно уменьшилось. Это еще раз подтверждает, что жесткие меры действуют лучше профилактических. Однако же нельзя забывать и о профилактической работе. Регулярно по моему распоряжению проводятся операции «Ремень безопасности», «Автобус», «Осторожно, дети!», во время которых мы и проводим устные беседы с водителями, вынося им лишь предупреждения. Что касается образа инспектора, то я не идеалист. Если бы его можно было оценить по пятибалльной шкале, то я бы поставил ему тройку. Мы не скрываем, что уровень профессиональной подготовки инспекторов оставляет желать лучшего. Я иногда устраиваю аттестацию своим подопечным, причем по самым неожиданным вопросам, и вижу, что многие не могут с ней справиться. Однако сегодня к нам все больше приходит специалистов с высшим образованием, а в настоящий момент многие его получают: 86 человек – юридическое образование, 34 – техническое. К сожалению, стереотип по отношению к нашей профессии в обществе сложился давно, он укоренился, и сломать его трудно. Я не хочу приукрашивать действительность, говоря о высокой культуре инспекторов ГАИ, однако и автовладельцы не отличаются вежливостью. – В апреле на дорогах республики случилось много серьезных аварий. Одна из самых трагичных – под Ухтой, где разбилась семья из четырех человек. А на прошлой неделе на одной из дорог Сыктывкара водитель-лихач сбил женщину на нерегулируемом пешеходном переходе и осиротил двух несовершеннолетних детей. Как решаются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе с администрацией столицы Коми? – Авария с гибелью женщины случилась около десяти часов вечера. Я лично выезжал на место происшествия. Элементарная вежливость на дороге могла бы предотвратить эту беду. Недавно Государственная Дума России ужесточила санкции к водителям, которые не хотят пропускать граждан на пешеходном переходе. Штраф составит тысячу рублей. Однако вряд ли таким образом решится проблема безопасности на дорогах. Это лишь шаг на пути к решению этой непростой задачи. Действительно, на наших трассах сохраняется высокая аварийность. Вопросы безопасности дорожного движения – установка светофоров, лежачих полицейских, дорожных знаков – регулярно решаются совместно с муниципальными властями. При администрации Сыктывкара работает Комиссия по безопасности дорожного движения. Ею уже принято несколько решений, которые должны снизить аварийность на дорогах города. В этом году в Сыктывкаре появятся три новых светофора. Их установят на перекрестках Октябрьского проспекта и улицы Петрозаводской, улиц Оплеснина и Карла Маркса, Пушкина и Ленина. Кроме того, будут восстановлены «лежачие полицейские» в районе перекрестков улиц Катаева и Маегова, Интернациональной и Свободы. Актуальным остается вопрос подготовки водителей. Как вы знаете, с 1 января этого года к автошколам выдвинуты новые программные требования: помимо сокращения теоретической и увеличения часов практической части обучения необходимо модернизировать автодромы. Площадки должны быть подготовлены для выполнения самых разнообразных видов упражнений. Среди них могут быть пересечение железнодорожного переезда, регулируемого перекрестка, тоннеля и даже кольцевой дороги. Кроме того, автошколам требуется приобрести новое оборудование для сдачи практического экзамена. Проверка знаний должна проводиться с помощью автоматического видеоустройства и без инспектора. Конечно, это очень дорогостоящие мероприятия, и учебным заведениям их осуществить трудно. Однако требовать их выполнения мы будем. В начале апреля на Комиссии по безопасности дорожного движения в администрации Сыктывкара собирались представители ГИБДД, Министерства образования и автошкол, чтобы определиться, как выполнить указанные требования. На наш взгляд, выходом для руководителей сыктывкарских автошкол могло бы стать строительство одного современного автодрома. Так легче решить финансовый вопрос, а он – один из самых проблемных. Если к концу года ситуация не прояснится, придется действовать более решительными методами, вплоть до лишения учебных заведений лицензии на ведение образовательной деятельности. В прошлом году в разных муниципалитетах из-за отсутствия должных условий для подготовки водителей мы остановили деятельность трех автошкол. Одна из них – в Ижме. Мы выслушали в свой адрес массу возмущений, мол, лишили местных жителей единственной возможности получить права. Но если вдуматься, разве не о безопасности граждан мы беспокоимся? Если материально-техническая база школы находится в плачевном состоянии, учебным процессом и бухгалтерией руководит один человек, под автодром приспособлено неподготовленное поле, то какие знания и навыки может получить там учащийся? Получается, что в таких школах изначально готовятся «опасные» водители. Мы не можем этого допустить. Пусть нас ругают и не понимают, но мы свою задачу знаем и будем ее выполнять. В конце концов, обучение на права обходится недешево, и граждане имеют право требовать за эти деньги соответствующих условий для занятий. А в большинстве учебных заведений они далеки от идеальных, и потому остается непонятным, куда расходуются те значительные суммы средств, которые находятся в обороте автошкол? Только в Сыктывкаре с будущих водителей собирается до 100 миллионов рублей ежегодно. Нас тревожит и другая проблема. Любой родитель согласится, что дети – это самая большая ценность в жизни. Сажая их в автомобиль, взрослые добровольно подвергают своих чад большому риску, ведь машина – повышенный источник опасности. Но почему-то многие из них игнорируют требования установить в салоне детские удерживающие устройства. Не знаю, как можно повлиять на их безответственность, могу лишь рассказать о трагедиях, которые случились в других семьях. Может быть, эти примеры станут кому-нибудь уроком. В начале этого года в Ижме на руках матери погиб шестимесячный ребенок. Женщина задавила его собственным весом, когда автомобиль совершил столкновение с другим транспортным средством. Родители остались живы, но как им жить дальше со своей бедой? Как жить родителям двухлетней девочки, погибшей в автокатастрофе под Сосногорском? В аварии под Ухтой, которую вы упомянули, погибли две несовершеннолетние девочки. Взрослые также не позаботились о безопасности своих детей. Приобрести детские удерживающие устройства можно в любом автомагазине и даже в обычном детском магазине. Существуют разные модели для малышей всех возрастов – от грудного до подросткового. Эта покупка обойдется от трех до восьми тысяч рублей. Сравнивать ее цену и цену жизни ребенка, думаю, не стоит. Решить проблему безопасности на дорогах можно только совместными усилиями. – Борьба с коррупцией на всех уровнях власти продолжается. К сожалению, слово взяточник в обществе по-прежнему часто ассоциируется со словом инспектор. Имя сотрудника сыктывкарской автоинспекции Сергея Славашевича стало нарицательным, появилось даже специальное понятие «синдром Славашевича», означающее «жить не по средствам». Обвинения оказались беспочвенными, однако в других случаях они могли иметь под собой основание... – Как говорится, слухами земля полнится. Кто-то заподозрил Славашевича в нечистоплотности: якобы приобрести машину «Лексус» рядовой сотрудник инспекции мог не иначе как нечестным путем. Достаточно сказать, что автомобиль находится в собственности его жены. Та получила машину в подарок от матери, владелицы крупной торговой сети. Безусловно, шумиха поднята на пустом месте. Но она не могла родиться случайно, очевидно, кто-то этим воспользовался, возможно, чтобы сделать себе имя, поскольку тема взяточничества в среде инспекторов ГИБДД всегда находит живой отклик в обществе. На мой взгляд, взяточничество в рядах не столь масштабно, как об этом говорится. Однако повторюсь, что я не идеалист. Мы время от времени выявляем как нерадивых сотрудников, так и водителей, дающих взятки. Мне кажется, побороть это явление можно было бы значительным увеличением заработной платы для всех сотрудников милиции. Но одновременно требуется сильно ужесточить внутреннюю дисциплину и ввести строгие санкции за ее нарушение. Работа инспектора ГИБДД – тяжелый труд. Средний заработок составляет 14 тысяч рублей. Это не так уж мало, но, учитывая объем нагрузок, и не слишком много. А если учесть условия несения службы в любую погоду, постоянное пребывание в эмоциональном напряжении, отсутствие полноценных выходных и праздников? Через год-два молодые специалисты не выдерживают, уходят со службы. На данный момент в районных и городских инспекциях республики числится 44 свободных должности. Пользуясь случаем, хочу пригласить на работу в ГИБДД молодых людей после армии со средним и высшим образованием. Лилиана ЭЙХМАН. Фото автора. |