Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Дым Отечества
29 апреля 2009 года

Из обоймы союзных министров

/ Мария Ковригина и Борис Бещев представляли Коми АССР в Верхсовете страны в 50-е годы

Продолжаем рассказывать о депутатах Верховного Совета СССР от Коми АССР. Началом этой серии публикаций стали материалы, помещенные в ноябрьском за 2008 год выпуске приложения «Дым Отечества».

Выдвиженка из Пермской губернии

В прошлом выпуске нашего приложения был помещен «портрет на фоне времени» Александра Шелепина. В 1958 году избиратели Коми республики отдали свои голоса за первого секретаря ЦК ВЛКСМ, вскоре ставшего председателем советского КГБ. В предвыборную кампанию Шелепин единственный раз посетил нашу республику. В республиканском драматическом театре состоялась его встреча с сыктывкарцами. Однако в высший законодательный орган страны от Коми АССР в 1958 году его избрали уже не в первый раз. За четыре года до этого, в 1954 году, А.Шелепин уже представлял нашу республику в Верхсовете СССР. Правда, тогда Коми он не посетил.

Другим представителем высшего эшелона власти в законодательном органе страны от Коми АССР в 1954 году стала Мария Ковригина, министр здравоохранения СССР.

Биография Марии Дмитриевны Ковригиной типична для советской выдвиженки, «прошагавшей» через все ступеньки партийно-советской номенклатурной лестницы. Октябрьскую революцию семилетняя Мария встретила в родном селе Троицкое Катайской волости Камышловского уезда Пермской губернии. Пятнадцатилетней девочкой поступила работать в Катайский райком комсомола. Но два года спустя по каким-то причинам вернулась в родное село. До 1929 года трудилась в хозяйстве отца, а затем стала членом сельхозартели «Борец» в Троицком. В 1931 году поступила на рабфак Свердловского медицинского института, а через пять лет с дипломом врача получила назначение в одно из сел Челябинской области.

Карьера сельского врача складывалась стремительно и успешно. Уже вскоре Ковригину принимают на работу в Челябинскую горбольницу, а затем переводят в облздравотдел. В 1940 году она заведует сектором народного образования и здравоохранения Челябинского обкома партии. С первых же дней после начала Великой Отечественной войны ее назначают заместителем председателя облисполкома. В это же время, по словам биографов М.Ковригиной, раскрылся ее организаторский талант. Челябинск стал одним из центров тыловой экономики. Здесь было сосредоточено не только большое число промышленных предприятий, но и эвакогоспиталей. Сюда же, на Урал, ежемесячно прибывали тысячи эвакуированных из оккупированных фашистами областей. Всех людей, попавших в военный переплет, требовалось разместить, наладить их быт, трудоустроить.

Мобильность, целеустремленность, работоспособность Ковригиной были замечены и оценены: в сентябре 1942 года ее переводят в Москву, назначают заместителем наркома здравоохранения СССР. Вскоре после окончания войны, весной 1946 года, она становится министром здравоохранения СССР.

Под занавес 1950 года Марию Ковригину переводят министром здравоохранения РСФСР. Затем с 1953-го чуть меньше года она является первым заместителем министра здравоохранения СССР, чтобы затем еще на пять лет занять высший пост в союзном министерстве. Всего на должности министра здравоохранения уроженка Пермской губернии проработала около девяти лет.

Потом без малого 30 лет Мария Дмитриевна возглавляла Центральный институт усовершенствования врачей в Москве. С поста ректора этого медицинского подразделения в 1986 году и ушла на пенсию. Проживала в Москве. Здесь же помимо организаторской деятельности занималась научной: Ковригина – автор 200 научных работ и монографий, которые переведены на 20 языков народов мира. Стоит отметить, что помимо советских наград она была удостоена также высоких знаков отличия Польши и Болгарии.

Прожив большую, долгую жизнь, Мария Ковригина скончалась в 1995 году, похоронена на Новокунцевском кладбище в Москве.

 

«Великий из Великого»

Соратником могущественного, всесильного председателя КГБ А.Шелепина по депутатской работе в Верхсовете от Коми АССР в 1958 году был Борис Бещев, министр путей сообщения СССР. На следующих выборах в высший законодательный орган страны, в 1962 году, Борис Павлович вновь получил поддержку от ухтинских и сосногорских избирателей и снова представлял в Верхсовете нашу республику.

Руководство Бещевым одной из стратегических отраслей экономики страны пришлось на время, когда получила широкое развитие прокладка новых железнодорожных линий и в Коми крае. Вполне вероятно, что и до 1958 года он посетил некоторые вводимые здесь в строй железнодорожные узлы и трассы. Доподлинно же известно лишь о приезде Бориса Павловича в Ухту в 1958 году. Встреча с избирателями проходила в Центральном доме культуры. Главный железнодорожник страны с трибуны продемонстрировал осведомленность о прокладке «звенящих дорог» и на Крайнем Севере. Сказал, что двадцать лет назад в Ухту пришел первый состав. А теперь грузооборот Печорской магистрали составляет 58 процентов грузоперевозок всей дореволюционной России. Примером поступательного развития этого вида транспорта в Коми министр назвал строительство железнодорожной линии Микунь – Сыктывкар.

Ход и порядок встреч кандидатов в депутаты с избирателями оставались одинаковыми на протяжении десятилетий. В 1958 году в амплитуде выступлений с трибун впервые проявились «живые» нотки: избиратели называли актуальные проблемы своих мест, разрешить которые просили помочь будущих «народных избранников». В Ухте министра Бещева попросили содействовать в выделении оборудования для открывающегося здесь политехнического института. Также говорили о необходимости строительства жилого дома для преподавателей железнодорожного техникума и возведения в городе детских дошкольных учреждений. Свои наказы депутату дали также рабочие ухтинского нефтеперерабатывающего завода и жители Сосногорска, с которыми Борис Бещев тоже встречался во время визита в Коми.

В историю страны Б.П.Бещев вошел как министр, почти тридцать лет руководивший важной отраслью народного хозяйства – с 1947 по 1977 год. Столько времени занимать такой ответственный пост не удавалось больше никому. Начинал он при Сталине, оставался министром во время правления Хрущева, «прихватив» еще и эпоху Брежнева. Рассказывая о втором по счету в СССР министре путей сообщения, многие авторы не преминули упомянуть о бесславном руководстве железнодорожной отраслью одного из предшественников Бещева – Лазаре Кагановиче. Его трижды назначали на должность наркома путей сообщения и трижды смещали с этого поста.

«Великий из Великого». Пафос материалов под таким заголовком, посвященных Бещеву, имел реальную основу. Борис Бещев появился на свет в 1903 году в селе Великое Гаврилово-Ямского района Ярославской губернии. Таким названием этот населенный пункт обязан своими размерами: до революции это было самое крупное село Ярославской губернии, его население составляло четыре тысячи человек. Стоящий на оживленных путях, он видел на своих улицах многих именитых людей. Неоднократно в Великом останавливался император Петр I.

В разных источниках родителей Бориса называют то крестьянами, то текстильщиками. Мальчик в пять лет остался без отца, а в восемь без матери. Трудовую биографию начинал телеграфистом. Выдвинулся по профсоюзной, затем по комсомольской линии. В 1930 году по направлению поехал в Ленинград, поступил в ЛИЖТ, в институт, готовящий инженеров железнодорожного транспорта. С отличием закончил вуз. В 1937 году стал начальником Орджоникидзевской, а перед самой войной – Октябрьской железной дороги.

В 1941 году была введена должность уполномоченного наркомата путей сообщения. На северо-западном направлении эти обязанности возложили на Бещева. Именно он руководил здесь эвакуацией предприятий и населения. Лишь за 1941 год в тыл по железной дороге вывезли 2600 предприятий, 18 миллионов рабочих и их семей. В это же время 290 дивизий и более двух миллионов мобилизованных доставили на фронт. Бориса Павловича считают и одним из организаторов знаменитой Дороги жизни – железнодорожно-автомобильной трассы через Ладожское озеро.

 

Железнодорожная революция

В 1944 году Бориса Бещева назначают заместителем наркома путей сообщения. А в конце войны, перед началом военных действий с Японией, на него возлагают еще одну ответственную миссию: провести масштабную и скрытную операцию по переброске частей советских войск на Дальний Восток. И сделать это удается.

Если довоенный уровень производства в основных отраслях промышленности страны был достигнут лишь к середине 50-х годов, то по железнодорожным перевозкам эти результаты перекрыли уже в 1948 году. Летом того же года Бориса Бещева назначили министром путей сообщения СССР.

Именно с его именем связаны не только год от года увеличивающийся темп грузо- и пассажироперевозок, но и техническое перевооружение российских железных дорог. При Бещеве происходила электрификация «железки», модернизация подвижного состава, переход на тепловозную и электровозную тягу. С начала 50-х годов старые 12,5-метровые рельсы стали заменяться 25-метровыми. С 1956 года начали внедрять бесстыковые пути и железобетонные шпалы. Поменялся и внешний облик вагонов: парк двухосных деревянных «коробочек» грузоподъемностью до 18 тонн уступил место четырехосным вагонам в 60-80 тонн. С нуля был создан и специализированный вагонный парк, отсутствовавший в России: рефрижераторы, зерновозы, цементовозы, думпкары, двухъярусные платформы для перевозки автомобилей...

Главный железнодорожник страны был страстным футбольным болельщиком. Много усилий прилагал он для укрепления своего детища – клуба «Локомотив». В 1957 году эта футбольная команда завоевала кубок СССР, в 1959 году ей досталось «серебро». Рассказывают, что Борис Бещев не пропускал ни одной домашней игры «Локомотива». На железнодорожных путях всегда стоял наготове литерный спецвагон с кондиционером для игроков этого клуба. Не без покровительства Бещева для футболистов «Локомотива» в 1955 году было организовано турне по Индии, Бирме и Таиланду. Игроки еще долго после возвращения из путешествия по экзотическим странам вспоминали и элегантные габардиновые макинтоши, которые перед поездкой пошили им в элитных московских ателье, и комфорт, который сопровождал их повсюду.

Самой долгой памятью о Борисе Бещеве как раз и стали футбольные турниры, проводимые по сей день. В Ярославской области ежегодно стартует детский футбольный турнир, посвященный Бещеву. Турнир «Мемориал Б.П.Бещева» регулярно проводит и футбольный клуб «Локомотив». Именем железнодорожного министра назван вагоностроительный завод в Ярославле. В Ярославле же, в фойе вокзала Ярославль-Московский, установлен его бюст.

Кавалер шести орденов Ленина, других высоких наград, Борис Павлович Бещев ушел из жизни 27 мая 1981 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Анна НИКОЛАЕВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №73 (3987) - 29 апреля 2009 года

Наследие Деревянска

Памяти актера

Мурома, живущая у воды

Символ тундры

Знаменательные даты

Зырянская богиня / Не утихает интерес и к появлению на севере Золотой бабы, и к ее таинственному исчезновению

Детище графа Сухтелена / Строительство Северо-Екатерининского канала возглавлял известнейший представитель российской знати XVIII-XIX веков

Из рода Дорониных / Имена членов этой семьи не вошли в списки репрессированных, хотя и они - жертвы эпохи

Документ без комментариев

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 73 (3987)
29 апреля 2009 года
среда

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»