Экономика |
8 апреля 2009 года |
Неравная конкуренция/ В условиях кризиса борьба с административными барьерами стала еще актуальнее
В ситуации, когда малые и средние предприятия республики практически лишены возможности получать банковские кредиты на развитие своего дела и процветает административный «рэкет» со стороны контролирующих организаций, которые оживились в последние месяцы и предпринимают многочисленные проверки, «малькам» все сложнее удержаться на плаву. О том, как выживает малый бизнес в условиях кризиса, шла речь в конце марта на круглом столе в Торгово-промышленной палате РК. В нем принимали участие представители торговли и перерабатывающей промышленности. Первой «мишенью», по которой ударил кризис, стали маркетинговые и рекламные службы малых и средних предприятий. Сокращение расходов на содержание этих специалистов обернулось проблемой продвижения товаров и услуг, к примеру, в северные города, где поставками продуктов и промышленных товаров занимаются в основном предприниматели из других регионов. В столь неравных конкурентных условиях рынки Ухты, Воркуты и Усинска практически закрыты для местных товаропроизводителей. Представители малого предприятия по производству полуфабрикатов – ЧП Осипов – отметили, что проблематично зайти не только на рынки северных городов, но и в магазины крупнейших торговых сетей Сыктывкара. Помимо так называемого «входного билета» на право поставлять местную продукцию в сети существенно «потяжелел» маркетинговый бюджет производителей продукции. Так как среди требований представителей торговых сетей значатся такие условия, как наличие рекламы в магазинах, участие в журнальных публикациях. И если требования к поставщикам товаров со стороны торговых сетей ужесточаются, то сами сети не отличаются показательной платежной дисциплиной. К примеру, отсрочка платежа на уже поставленные охлажденные продукты достигает непозволительных сроков – 40 дней. При этом срок реализации продукции составляет лишь сутки. Партнерство на столь невыгодных условиях вынуждает местных производителей отказываться от услуг крупных розничных сетей. Тем самым существенно сужается рынок сбыта товаров. Даже к участию на республиканских ярмарках выходного дня допускаются не все. К примеру, ЧП Осипов получил отказ от Министерства сельского хозяйства и продовольствия РК на участие в республиканской ярмарке на Стефановской площади, которая проходила в последние дни марта. Причина отказа – использование в производстве пельменей импорт-ного сырья. По мнению представителей компании, это не так. Половину используемого мяса поставляет сельхозпредприятие из Корткеросского района, половину составляет импортное сырье. Такое отношение к местному производителю продуктов питания со стороны чиновников отраслевого министерства неоправданно, считают переработчики. Усугубило положение малого и среднего бизнеса повышение тарифов на электроэнергию. Безусловно, есть технологии энергосбережения, предусмотрена и компенсация затрат на подключение к источникам энергоснабжения до ста киловатт в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса. Однако многие предприниматели плохо информированы о мерах господдержки и не обращаются за помощью, подчеркнула в беседе с участниками встречи заместитель министра экономического развития РК Мария Пономарева. В программе предусмотрено несколько видов господдержки «мальков», в том числе по возмещению двух третей процентной ставки по банковским кредитам. И после секвестра бюджета республики финансирование госпрограммы поддержки малого и среднего бизнеса не будет урезано ни на рубль, заверила участников встречи М.Пономарева. В министерство уже поступают заявки на господдержку. Их могло быть и больше, убеждена замминистра. Но наши предприниматели редко заглядывают на сайт министерства, где размещена подробная информация о направлениях господдержки. Жаловались бизнесмены на неподъемные ставки на аренду муниципального имущества, которые в некоторых районах выше рыночных цен за аренду. Дискуссию вызвала проблема увеличения числа проверок предприятий малого и среднего бизнеса. По словам президента ТПП РК Саркиса Манасарянца, с июля 2010 года их число будет сокращено до одного раза в три года. С одной стороны, эта мера развяжет руки малому предпринимательству. С другой – даст «зеленый свет» появлению контрафактной продукции. Выходом из ситуации могло бы стать введение механизма добровольной сертификации товаров и услуг. Но это затратное мероприятие и по карману не каждому представителю малого и среднего бизнеса. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. |