Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Спорт
13 марта 2009 года

Шанс есть у каждого

/ Вячеслав Лайков вернулся в большой спорт спустя 16 лет

В отличие от ведущих лыжников Коми ухтинец Вячеслав Лайков – член сборной России по лыжным гонкам среди спортсменов с ограниченными возможностями – нынешний зимний сезон может смело записать себе в актив.

В конце января он стал серебряным и бронзовым призером чемпионата мира для паралимпийцев, а в начале марта победил в спринте на втором этапе Кубка мира по лыжным гонкам и биатлону среди спортсменов с ограниченными возможностями в Ванкувере. Сюда, в столицу будущей зимней Олимпиады и Паралимпийских игр, Вячеслав Лайков надеется попасть еще раз. Об этом он признался нашему корреспонденту во время тренировочных сборов в Сыктывкаре.

– Вячеслав, как начался ваш путь в спорте и почему вы выбрали именно лыжные гонки?

– Родился я в Брянске. Мама, Мария Алексеевна, по специальности – кондитер, позже переквалифицировалась в крановщицу. Папа, Виктор Иванович, всю жизнь проработал токарем. В 1972 году мы переехали на Север, в Ухту, как тогда говорили, за «длинным рублем». Обосновались в поселке УРМЗ, где была лыжная база и многие увлекались лыжными гонками. В четвертом классе я, что называется, за компанию записался в лыжную секцию. Помню, с ребятами даже поспорили, кто дольше всех продержится в секции, но раньше времени никто не сбежал.

– Повзрослев, многие оставляют спортивные занятия. Когда вы стали осознавать, что лыжные гонки для вас – это всерьез и надолго?

– Я и не заметил, как втянулся, настолько спорт меня захватил. Из-за этого стала хромать учеба, и после окончания восьми классов я поступил учиться на автослесаря в училище № 30. На втором курсе выполнил норматив кандидата в мастера, на следующий год стал мастером спорта. Это произошло на зональном чемпионате в Петрозаводске. До сих пор помню чувство гордости, когда мне вручили удостоверение и значок!

После училища служил в армии, в Забайкальском военном округе, в космических частях. Активно выступал за часть на соревнованиях. И это мне помогало: я получал меньше нарядов и больше внеочередных отпусков. Когда приехал домой, устроился на работу в пожарную охрану: работа сутки через трое позволяла много времени уделять тренировкам.

– И в это время случилось непредвиденное – вы получили серьезную травму. Как это произошло?

– Я тогда уже был семейным человеком, родилась дочка, и надо было подрабатывать. Устроился на пилораму и в результате несчастного случая лишился трех пальцев на руке. Мне тогда было всего 22 года. Не знаю, что бы со мной было, если бы не поддержка родителей, жены. Большое спасибо начальнику, который дал возможность продолжить работу в пожарной части. Тем не менее несчастье в такой степени меня надломило, что примерно до 38 лет я серьезно лыжными гонками не занимался – эта тема для меня была закрыта.

Это были нестабильные в финансовом плане 1990-е годы, и я был обязан достойно содержать семью, а травма наложила на меня еще большие обязательства по отношению к близким людям. Поэтому я целиком и полностью сосредоточился на дополнительных заработках. Занимался торговлей, бывало, даже фарцевал. Иногда срывался на «зеленый змий», но постепенно все наладилось, и я подключил к предпринимательской деятельности супругу, которая и поныне ею занимается. О большом спорте я и не помышлял. Так, бегал для себя. С 2003 года стал работать в гражданской пожарной охране ОАО «Севергазпром», и наш инструктор по спорту Вячеслав Григорьевич Носыч как-то сказал: «Может, выступишь на соревнованиях?» А у меня ни лыж, ни ботинок не было. В итоге меня всем инвентарем и экипировкой обеспечили, и я принял участие во внутренних севергазпромовских стартах.

– Судьбоносным для вас стал 2005 год. Надо иметь большое мужество, чтобы после такой травмы и 16-летнего перерыва вернуться в большой спорт. Что стало для вас решающим фактором?

– Как подумаю, сколько я упустил из-за той злополучной травмы… Я ведь до армии был членом сборной команды Коми АССР, сам Николай Серафимович Бажуков брал меня на заметку. Поэтому, когда в апреле 2005 года в Ухте после 50-километрового марафона памяти Алексея Свирчевского ко мне подошел Александр Поршнев (А.Л.Поршнев – заслуженный тренер России, занимающийся в Сыктывкаре со спортсменами-инвалидами. – Прим. автора), спросил про травму и предложил начать заниматься у него, я сразу же согласился. Мне надо было наверстывать упущенное! А с Александром я знаком еще с советских времен, мы с ним бегали за одну команду ДСО «Трудовые резервы».

– Наверное, трудно было начинать новую жизнь в спорте?

– Да, конечно. Я уже находился в категории ветеранов спорта, а тут пришлось соревноваться со спортсменами вдвое себя моложе. Но боязни не было. Как показало время, опыт порой дает неоспоримые преимущества. Я понял, что многое зависит от самого себя, от настроя. И по сути неважно, сколько тебе лет: 20 или 40. Если ты проиграл, значит, надо еще больше работать над собой. На первых своих больших соревнованиях, на чемпионате России среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, который прошел в Сыктывкаре в 2007 году, я совершенно не был уверен в том, что покажу весомые результаты. Думал, зацеплюсь пятым-шестым, однако на двух гонках попал на четвертую строчку протокола. Начало было положено! Уже на следующем чемпионате страны, в 2008 году, я стал бронзовым призером на пяти километрах классическим стилем. Наибольшая трудность для меня заключается в том, что во время соревнований приходится на долгое время расставаться с семьей. Сейчас вот дома появлюсь не ранее 18-19 марта, а дома семилетний сынишка. Супруга Людмила, конечно, ворчит, но меня поддерживает. Я так и сказал на семейном совете: «Обратной дороги для меня нет, только вперед двигаться, а когда почувствую, что своего максимума в спорте достиг, уйду».

– В Вуоккати на чемпионате мира в январе 2009 года вы прорвались в элиту мирового спорта – завоевали серебряную и бронзовую медали. Что для вас значит этот триумф? Какая из гонок стала для вас наиболее трудной?

– Прошлым летом вместе со сборной я поехал на сбор в Эстонию, в город Отепя, в декабре прошел сбор на лыжном комплексе имени Раисы Сметаниной в Сыктывкаре. В плане подготовки я считаю 2008 год очень удачным. Впервые почти в полном объеме прошли летние тренировки. Поэтому к чемпионату мира я оказался неплохо подготовленным. Мы с тренером планировали пятое-шестое место. Каждая из гонок была преодолением: и своих слабостей, и обстоятельств. На первую гонку – 20 километров классическим стилем – я вышел с… сорокасекундным опозданием. Так получилось. И со старта до финиша пришлось отыгрываться, я бежал на пределе своих сил. В итоге смог завоевать третье место. Хотя, когда бежал последний круг, главный тренер сборной команды Ирина Громова кричала, что бегу третьим и что можно добежать до второго места. Просто времени не хватило.

Второй дисциплиной был спринт классическим стилем, который я бежал впервые. Вдобавок, чтобы все участники получили равные возможности на старте, мы соревновались с временным гандикапом. Я вымотался уже после пролога, а впереди – полуфиналы и финал. И если в обычных гонках нет перерыва, в спринте финальную часть соревнований приходится ждать не менее трех часов. Надо было как-то себя отвлечь. Пришел в номер и стал смотреть телевизор. В итоге смог максимально сконцентрироваться и показал второй результат.

– Бытует мнение, что инвалидный спорт по многим параметрам уступает спорту среди здоровых спортсменов. Вы согласны?

– Нет. Если взять протоколы и сравнить результаты, которые показывают спортсмены с ограниченными возможностями и здоровые спортсмены, можно увидеть, что разница небольшая. У нас тот же накал борьбы, широкая география участников, да и призовые на Сурдлимпийских и Паралимпийских играх дают не меньше, чем на Олимпиадах. И блеск медалей такой же.

– Теперь вошли во вкус? Не собираетесь останавливаться на достигнутых результатах?

– Нет, конечно. Я очень долго шел к осознанию, что человек с ограниченными возможностями – это не приговор. Какое-то время после получения травмы я себя считал именно таким, но потом понял, что жизнь на этом не заканчивается, а наоборот, открываются новые перспективы. Да, в каких-то вещах мне приходится прилагать больше усилий, чем здоровому человеку. Но после травмы я стал более волевым, приобрел большую психологическую устойчивость и когда вижу человека, который просит милостыню, а сам с руками-ногами, отношусь к этому негативно.

Несмотря на полученное увечье, с 1989 по 2001 год я работал в государственной пожарной части, и никто мне не делал никаких скидок. Последние годы тружусь в пожарной части № 2 Сосногорского газоперерабатывающего завода. Наравне со всеми.

Может, мне и повезло, скажут некоторые, все-таки не колясочник, и вернуться в спорт, имея неплохую подготовку, было не так уж трудно. Но, я в этом уверен, у каждого есть шанс, и надо хотя бы попытаться им воспользоваться. Моя главная мечта – выступить на Паралимпийских играх в Ванкувере в 2010 году. Дай бог, чтобы она сбылась.

Беседовала Анна МУРЫГИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №40 (3954) - 13 марта 2009 года

Партийные награды лучшим тренерам

Матчи ответные и безответные

 №39 (3953) - 12 марта 2009 года

На сельских играх мы победили в лыжах и... шахматах

 №38 (3952) - 11 марта 2009 года

Бал при свечах на паркете "Реновы"

Проба сил близ Ванкувера

Вышли из подвала / Сыктывкарские боксеры справляют новоселья

Ожидаемые результаты

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 40 (3954)
13 марта 2009 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»